Аннотация Вл. Соколова "Речка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:24, практическая работа

Описание работы

Гармонический язык произведения очень прост и понятен, что позволяет доступно раскрывать слушателю образ и идейное содержание произведения.

Файлы: 1 файл

Rechka.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнительский анализ

 

    • Ансамбль строя и интонационный ансамбль.

Строем называют правильное, точное интонирование интервалов в их мелодическом и гармоническом видах.

Существуют понятия мелодического и гармонического хорового строя.

Мелодический (горизонтальный) строй - это чистое интонирование мелодии вокальным унисон (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон).

Гармоничный (вертикальный) строй - правильное интонирование интервалов, аккордов.

 

Мелодический строй:

В процессе работы над произведением В. Соколова «Речка» возникают некоторые интонационные трудности. Рассмотрим их поподробнее.

 

Партия сопрано:


Такт 1:

Альтерированный звук – фа диез.

Интонируется высоко.


Такт 1 – 2:

 

 

Межтактовый скачок на чистую кварту вверх.

Интонируется твёрдо.


Такт 3:     Альтерированный звук – ре диез.

Интонируется высоко.

Такт 9:


Мелодический ход на большую терцию вверх.

Интонируется высоко.


Такт 12:

Альтерированный звук – соль диез.

Интонируется высоко.

 

Партия альт:


Такт 2:

Мелодический ход на большую терцию вверх.

Интонируется высоко.


Такт 4:

Альтерированный звук – соль диез.

Интонируется высоко.


Такт 5 – 6:

 

 

Межтактовый скачок на чистую квинту вниз.

Интонируется утвердительно, с небольшим тяготением вниз.

 

Такт 10 – 11:


 

 

Межтактовый скачок на малую септиму вниз.

Интонируется высоко.

 

Такт 16:


Скачок на чистую кварту вверх.

Интонируется твёрдо.

 

Гармонический строй:

Чтобы начать работу над гармоническим строем дирижер должен очень четко знать, как интонируется Б53 и М53 .

Б53: Основной тон аккорда – его фундамент – интонируется стойко, без напряжения к повышению или понижению.

Средний звук – терция аккорда – «создает аккорд». Необходимо выполнять всегда с большим напряжением к повышению.

Квинта мажорного трезвучия сложности для интонирования не имеет и поется стойко, как и основной тон.

 

М53: Основной тон имеет тенденцию к понижению. Его нужно петь стойко, но с некоторым напряжением к повышению.

Терцию следует петь с напряжением к понижению.

Квинту следует интонировать стойко, но с некоторым напряжением к повышению. 

 

Понятие «ансамбль» (фр. еnsemble – вместе) – это художественное единство при совместном исполнении, уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов хорового звучания. Хоровое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и хор в целом, приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.

 

    • Ритмический ансамбль

Включает все моменты, связанные с метром и ритмом хорового исполнения. В данном произведении возникают некоторые трудности в достижении ритмического ансамбля:

    • Петь вместе;
    • Владеть чувством темпа;
    • Вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь;
    • Чётко выявлять метрическую структуру произведения;

В достижении ритмического ансамбля в хоре, пожалуй, самым важным является воспитание в каждом певце постоянного ощущения основной метрической, «пульсирующей» доли.

 

    • Темповой ансамбль

Произведение «Речка» написана в нескольких темпах.

При смене темпа, главная задача дирижера – моментальная организация нового темпа, что достигается определенной пропорциональностью в соотношении темпа предыдущего и последующего, подготовительным движением (ауфтактом) дирижера, отражающим темп, ритм и характер дальнейшего исполнения.

 

    • Динамический ансамбль

Связан, прежде всего, с умением певцов на основе владения вокальными навыками, певческим дыханием, ясной дикцией и различными видами звуковедения исполнять то или иное произведение или отдельные его части одинаково громко или тихо, переходить от громкого пения к тихому и обратно, одновременно и единообразно пользоваться различными исполнительскими штрихами.

Важной особенностью для достижения динамического ансамбля является:

    • Умение слушать певцам партии, звучащие рядом с ними;
    • Умение проводить основной мелодический голос на нюанс f и на р;
    • Умение различать уровень динамических оттенков р, f.

 

    • Штриховой ансамбль

Основной способ звуковедения в этом хоре – legato.

Legato (итал. legato «связанный») в музыке — связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Легато показывает, что ноты поются гладко и связно. То есть, в переходе от ноты к ноте не должно быть никакой промежуточной паузы.

В хоре, legato может быть определено как вытягивание устойчивых гласных звуков с минимальными перерывами между согласными.

Штрих legato предоставляет музыке текучести, мягкости, раскрытия художественного и поэтических образов.

 

    • Дикционный ансамбль

Определяется общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.

В данном произведении при быстром темпе важно:

    • Чёткое и ясное произношение;
    • Чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Кропотливая и целенаправленная работа требуется в хоре и по организации одновременного и единообразного произношения слов. Особенно трудно даются слова, оканчивающиеся согласным звуком. Обычно поющие произносят эти звуки неясно и не вместе. В таких случаях чрезвычайно возрастает роль дирижёрского жеста, внимание к которому необходимо воспитывать на каждом занятии.

Например,

«На лу-гу зе-лё-но-м я па-су о-ве-чку

Ся-ду на при-го-рке, по-гля-жу на ре-чку…»

 

    • Исполнительская фразировка

На протяжении всего произведения используется две фразировочные волны: ямб и хорей.


Такт 1 – 2:

 

 

 

Здесь используется ямбическая волна, акцентный элемент которой находится в конце волны на втором слоге слова: «ЗеЛЁном».

С 9 по 12 такты используется хорей, акцентный элемент которого находится в начале волны:


 

 

 

 

    • Создание исполнительского плана

Исполнительская трактовка произведения складывается как бы «уступами».

Вначале произведение ведущим голосом звучит сопрано и уже во втором такте мелодическую линию подхватывает партия альта.

В 9 по 12 такты весь хор звучит вместе.

 

    • Репетиционный план

Исполнительский анализ не может обойтись без разработки плана проведения репетиции.

В нем указывается: какие задачи необходимо решить дирижеру при разучивании хорового произведения, отмечаются трудные или более простые места, целесообразные приемы хоровой работы, а также примерный расчет репетиционного времени.

Так как хоровая партитура произведения написана для однородного женского хора, ее целесообразно разучивать на разводных репетициях.

Одним из способов первого этапа разучивания произведения «Речка» может быть унисонное исполнение мелодических эпизодов, представляющих как для всего хора, так и для отдельных партий сложность в интонационном отношении. Этот же фрагмент может быть использован и при распевании хора.

Эффективен при работе над выверением ритмической организации произведения и метод мелодической речитации. При этом методе хор в штрихе marcato пропевает тот или иной фрагмент. Этим достигается четкость ритма и одновременность снятий, удобное звукоизвлечение и правильная певческо-хоровая позиция.

Очень важно верно определить репетиционный темп исполнения. Так как произведение написано в разных темпах, то он должен быть не слишком быстрым. При изучении данного произведения переход к настоящему темпу должен быть осторожным и постепенным. Столь же осторожно необходимо подходить и к установлению динамических градаций.

После того как все элементы хоровой звучности тщательно выверены, внимание дирижера должно быть перенесено на выявление главных линий развития, общего динамического плана, кульминационных центров и целостного охвата его художественной формы.

 

 

 

 

 

Особенности дирижерского жеста

 

 

    • Характеристика дирижерских жестов

Характер дирижерского жеста в значительной степени зависит от характера и темпа музыки. В нем должны присутствовать такие свойства, как сила, пластичность, размах, темп. Все эти свойства имеют, однако, относительные характеристики.

В произведении «Речка» темп совершенно разный, поэтому сначала (1 – 8 такты) амплитуда движений руки должна быть средней, а с 9 – 12 такты – не большой.

При дирижировании спокойной, плавной музыки обычно используется округлая, «куполообразная» кисть

Наиболее приемлемым положением дирижёрской плоскости является исходное среднее положение рук.

 

    • Виды применяемых ауфтактов

Ауфтакт – жест, направленный на подготовку будущего звучания.

В данном произведении в основном используется при остановке звучания в конце фразы и одновременном показе ауфтакта к дальнейшему движению.

Также в данном произведении приближенный ауфтакт. Он применяется при показе смены темпа и технически представляет собой переход на тактирование более короткими счетными долями. Дирижер от последней счетной доли старого темпа «отщепляет» часть ее длительности и тем самым создает новую счетную долю. При замедлении темпа счетная доля, наоборот, укрупняется. Ауфтакт в обоих случаях как бы «приближается» к готовящемуся новому темпу.

В начале произведения ауфтакт можно охарактеризовать как спокойный. В 9 такте ауфтакт становится активнее.

 

    • Дирижирование фермат и пауз

В данном произведении звучит снимаемая фермата в конце произведения.


Такт 16:

 

 

 

Она требуют прекращения звучания после истечения их длительности.

В дирижировании пауз следует исходить из характера исполняемой музыки. В данном произведении музыка спокойная, поэтому жест при дирижировании пауз должен быть ещё пассивнее.

 

    • Особенности дирижирования метрических и ритмических структур

В данном произведении рисунок дирижерской схемы полностью совпадает с метроритмической структурой, поэтому трудности для дирижёра не представляет.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Музыкальная энциклопедия.
  2. Большая советская энциклопедия.
  3. Романовский «Хоровой словарь».
  4.  «Музыка славянских народов» (сборник статей).
  5. Гоголин М.Р. «Работа студента над аннотацией хорового произведения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аннотация Вл. Соколова "Речка"