Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского «Зима»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация голосов, полифония. Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах). Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде "перекличек", органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число голосов: наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах.

Файлы: 1 файл

zima (1).doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                      МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация произведения

В.С.Калинникова на слова  Е.Баратынского «Зима».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 

II курса ОЗО Демидов А.В.

 

 

 

 

 

                                                           Вологда

2010

Историко-эстетический анализ.

 

1.Творческий  портрет композитора и его  основные произведения.

Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русcкий композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора - Василий Сергеевич Калинников (1866—1900). Автор преимущественно хоровой музыки. Сочинения: 15 смешанных хоров a cappella; детские песни с фортепьяно; обработки русских народных песен ("Ты взойди, солнце красное", "У ворот батюшкиных", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке по Волге", "Заиграй, моя волынка") и революционных песен ("Интернационал", "Марсельеза") для смешанного хора a capella; хоровые переложения ("Рыцарский романс" Глинки, "Песня темного леса", "Море", "Спящая княжна" Бородина и др.). Хоры Калинникова — обычно небольших размеров (исключение — эпическая картина "Лес" на сл. А. Кольцова, "Утром зорька"), разнообразны по жанрам, тематике: хоровые романсы ("Элегия", "Нам звезды кроткие сияли", "Проходит лето"), лирические пейзажи ("Жаворонок", "Солнце, солнце встает", "Звезды меркнут и гаснут", "Зима"), хоры лирико-эпические ("Кондор", "На старом кургане" — памяти брата, близкий его одноимённому. романсу, на сл. И. Никитина), характерные картинки в русском стиле ("Ой, честь ли то молодцу", "Спесь", "У приказных ворот" — все на сл. А. К. Толстого). В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова, встречаются изобразит. моменты ("Осень", "Спесь", "Кондор" и др.). Мелодика близка городской, иногда крестьянской песне; встречается подражание речевым интонациям. Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальные обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация голосов, полифония. Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах). Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде "перекличек", органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число голосов: наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется Концертная увертюра для оркестра, несколько духовных хоров (песнопения из литургии и др.), статья — "О хоровом пении" ("Вестник искусств", 1922, № 2, подписана буквой К.). Сочинения Калинникова, ставшие русской классикой, популярны среди профессиональных, учебных, любительских коллективов.

 

2.Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

 Баратынский (Боратынский)  Евгений Абрамович. (1800 — 1844 гг.).  Русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 г. был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. В 1819 г. он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 г. напечатана поэма "Пиры", принесшая автору большой успех. В 1820 — 26 гг. Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды..."), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825 г.), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828).В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 г. вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..").В 1832 г. начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842 г.), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х. В 1843 г. поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее ("Пироскаф", 1844 г). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался. 29 июня (11 июля н.с.) 1844 г. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Приведён полный текст  поэтического произведения, Калинников же в своём хоре использует лишь первую строфу. Стихотворение написано двухстопным ямбом.

 

Где слад-/кий ше-/пот

Моих/ (густых) лесов/?

Пото-/ков ро-/пот,

Цветы/ лугов/?

Дере-/вья го-/лы;

Ковер/ зимы/

Покрыл/ холмы/,

Луга/ и до-/лы.

Под ле-/дяной/

Своей/ корой/

Ручей/ неме-/ет;

Всё це-/пене-/ет.

Лишь ве-/тер злой/,

Бушу-/я, во-/ет

И не-/бо кро-/ет

Седо-/ю мглой/.

 

Зачем, тоскуя,

В окно слежу я

Метели лёт?

Любимцу счастья

Кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий

В моей печи;

Его лучи

И пыл летучий

Мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю

Перед живой

Его игрой,

И забываю

Я бури вой.

 

О провиденье,

Благодаренье!

Забуду я

И дуновенье

Бурь бытия.

Скорбя душою,

В тоске моей,

Склонюсь главою

На сердце к ней,

И под мятежной

Метелью бед,

Любовью нежной

Ее согреет;

Забуду вскоре

Крутое горе,

Как в этот миг

Забыл природы

Гробовый лик

И непогоды

Мятежный крик.

 

3.История  создания произведения, его основная идея и содержание.

Всё чаще Калинников в поисках подходящего сюжета для нового произведения стал обращаться к русской литературе, которую он раньше избегал, опасаясь, что ему не удастся в сценическом произведении раскрыть своеобразие мироощущения русского человека и особенно бытовую сторону народной жизни. Думается, что эти опасения, если даже и не были полностью лишёнными определённых оснований, всё же являлись преувеличением. Калинников великолепно чувствовал и умел мастерски претворять в музыке самые тонкие образные сферы русской поэзии – об этом свидетельствуют его многочисленные романсы, написанные на стихи русских поэтов. В лучших произведениях, созданных в этом жанре, Кюи, творчески развивая традиции П.И.Чайковского добился органического единства стихотворного текста и музыки, сочинял вокальные миниатюры, национальные по духу и музыкальному языку. Лирические пейзажи ("Жаворонок", "Солнце, солнце встает", "Звезды меркнут и гаснут", "Зима"), написаны им где-то в середине жизни.

Основная идея, идея композитора – это показать, как музыка  с помощью текста выражают состояние борьбы, неравномерность сил, добро и зло. С помощью олицетворения зимы, композитор показывает жизнь. Делает показ на соперничество, которое происходит и в жизни, между людьми. Произведение не выдержано в одном настроении, оно меняется из-за развития сюжета, погружает нас в происходящее, заставляет переживать и чувствовать.

 

 

 

 

Музыкально-теоретический  анализ.

 

1.Форма  произведения и его структурные  особенности.

  Этот четырёхголосный хор написан в одночастной форме, состоящей из трёх периодов. На основе одной строфы стихотворного текста (текст состоит из 3-х строф), Калинников создаёт целое одночастное произведение. Периоды имеют различные склады изложения, темпы, размеры. В данном произведении музыка аллегорично передаёт внутреннее состояние человека, его душевные переживания через контрастные образы природы. В литературном тексте присутствует многообразие эпитетов, олицетворений и других элементов литературной изобразительности.

2.Жанровая  основа.

Данное произведение выдержано в рамках одной формы вокальной музыки, носит повествовательный характер. По назначению и происхождению причислено к смешанному хору. По особенностям исполнения, данное произведение идёт как хор a cappella.

3.Ладовая  и тональная основа.

Общая тональность произведения – d moll. По своей семантике тональность трагедийная. В произведении очень много модуляций, отклонений. Практически с самого начала мы слышим отклонение в F-dur (3 такт), отклонение в конце первого периода в A dur (иллюзия былого). Тональный план первого периода: t53 VII9 t53 II7 D(F dur) T53(F dur) S(d) t64 DD2  D. На мой взгляд, здесь идёт показ зимы в разных красках, показ настроения. Всё это можно воспринимать как временные тональные неустои при преобладании d moll.

4.Особености  гармонического языка.

В данном произведении мы видим довольно-таки сложную гармонию. Композитор использует не только простые  аккорды для показа характера, но и берёт сложные, чтобы показать все краски. В первом периоде звучит D3 –светло и мечтательно. В третьем периоде многотерцовый IV7 – изображение порыва ветра. Также, большинство гармонии мы видим в широком расположении и задержания на тонических звуках.  Большое использование септаккордов, а также нонаккордов. В своем произведении композитор старается использовать различные виды аккордов, в различном расположении для придания колорита, настроения, характера.

5.Мелодическая  и интонационная основа.

Мелодия «Зимы» начинается с мелодической вершины, таким образом, композитор воплощает интонацию вопроса. Уже в самом начале произведения звучит кульминация. Мелодия проводится у в партии сопрано. Первая фраза звучит очень экспрессивно и ярко. Вторая фраза  звучит более лирично. Звучание становится патетичным за счёт замедления темпа в конце периода и задержания в партии тенора. Во втором периоде в первом предложении мы видим две мелодические линии. Рисуется контрастный пейзажный образ. Во втором предложении содержится три мелодические линии. Большую тревогу и душевных смятений придаёт звучанию хроматизм в партии альтов и теноров.

  6.Метроритм.

Партитура показана нам  в двухдольном и трёхдольном  размере. Произведение начинается с  трёхдольного размера, который придаёт  произведению трепетность и взволнованность. Во втором периоде появляется размер 2/4 – передача холодного образа. В основном использованы простые ритмические фигуры. Во первом периоде используется пунктирный ритм, иллюстрируя волнительность и эмоциональность. Во втором  - ритм ровный: половинные, четверти, восьмые – ритм скованности. Третий период – начало ровными восьмыми (порыв ветра) и затем ритм вновь ровный.

7.Темп  и агогические отклонения.

Указанный автором темп произведения – Allegro non troppo. В переводе с итальянского языка данный термин звучит как «скоро, но не слишком». Во втором периоде meno mosso (менее подвижно) – передаётся холодность и скованность. В третьем периоде risoluto (решительно) – иллюстрирует порыв ветра, звучит с экспрессией. Изменения как фиксированные, так и агогические в партитуре предусмотрены, с четвёртого такта rit.molto (замедлить весьма). В третьем периоде присутствуют «rit.» – «замедляя» и «a tempo» - «в первоначальном темпе».

8. Динамические оттенки.

Динамическая шкала партитуры достаточно разнообразна, начиная с нюанса pp и приходя в кульминации к f. Помимо стабильных, в произведении выставлен ряд мобильных динамических оттенков. Это crescendo, diminuendo в начале, середине , подходе к концу фраз, а также при подходе к кульминационной зоне (т.т. 28 – 31). Переход от кульминации к третьей части, наоборот, происходит при помощи diminuendo (т.т. 31 – 32). Стоит отметить, что начало первого периода и третьего начинается на f, а заканчивается довольно тихим звуком. Второй начинается с piano.

9.Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.

Для данного произведения характерна не перенасыщенная излишествами фактура. В первом периоде композитор использует аккордовый склад фактуры. Во втором изложение полифоническое, в целом, второй период рисует картину оцепенения, погружение в свои мысли, равнодушие. В третьем – гамофонно гармонический. В целом, можно сказать, что многие партии в произведении в некотором роде могут выглядеть самостоятельными.

10.Соотношение  хоровой партитуры и сопровождения.

Данное музыкальное идёт без музыкального сопровождения, лишь перед началом исполнения даётся настройка для голосов. Произведение имеет жанр a cappella, что с итальянского значит исполнение музыкального произведения певцами без музыкального сопровождения. Хоровая партитура имеет свою самостоятельность. В первом периоде мелодия проводится в партии сопрано, остальные голоса играют роль гармонической поддержки.

Информация о работе Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского «Зима»