Аннотация произведения Г. Свиридова "У берега зеленого"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 07:32, доклад

Описание работы

Данное произведение написано на стихи А. Блока, в которых рассказывается о похоронах. Смерть ребенка, маленькой девочки, ее отпевание, упоминание о празднике Благовещения. Каждый образ здесь имеет «подтекст».

Файлы: 1 файл

Г. Свиридов - У берега зеленого.docx

— 16.72 Кб (Скачать файл)

У берега зеленого

Музыка Г. Свиридова

Слова А. Блока

Данное произведение написано на стихи А. Блока, в которых рассказывается о похоронах. Смерть ребенка, маленькой девочки, ее отпевание, упоминание о празднике Благовещения. Каждый образ здесь имеет «подтекст». Например, белые священники – священники, не приносившие монашеских обетов, т.е. те, кто имеют семьи и детей. Казалось бы, почему в праздник Благовещения? Ведь Благовещение – благая (добрая, радостная) весть, которую Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах…». Вероятно, в контексте данного произведения благой вестью является то, что чистая и непорочная душа ребенка возносится в Небесные обители. Но есть и второй план: чувства родителей, в частности, матери, потерявшей свое дитя. Об этом не говорится ни слова, но музыка второй части - именно об этом. Да, все понятно, все хорошо, ребенок теперь будет счастлив на Небесах, но мы всё же земные люди, подверженные печали и страданиям. И сердце матери разрывается от скорби, вокализ второй части - это долго и неуспешно сдерживаемое безутешное рыдание, плач матери. А заключительный эпизод, реприза - это осознание неотвратимости происшедшего. Теперь будет только пустой дом, портрет на стене, стирающаяся со временем память - и больше ничего.

Тема:

Идея:

Георгий Свиридов (1915-1998) – советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Среди его музыкальных произведений всемирно известны вальс к фильму по повести Александра Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперед!», тема заставки советского главного выпуска новостей «Время» в 21 час. В детстве увлекался литературой, играл на балалайке и фортепиано, с 1936 по 1941 год учился в Ленинградской консерватории в классе композиции. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни, романсы, хоровые произведения.

Александр Блок (1880- 1921) – русский поэт, классик русской поэзии XX века, один из величайших поэтов России. Символист, автор поэмы «Двенадцать». Лирика Блока была близка к музыке, формировалась под влиянием романса. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.

Хор смешанный, многоголосный (10 голосов), divisi во всех партиях

Диапазон партий: сопрано 1 от «ми» первой октавы до «соль» второй октавы

тесситура в-основном средняя, встречается высокая и низкая

         сопрано 2 от «ми» первой октавы до «фа-диез» второй октавы

тесситура в-основном средняя, встречается низкая

           альтов 1 от «си» малой октавы до «ля» первой октавы

тесситура средняя, удобная для исполнения

            альтов 2 от «си» малой октавы до «до-диез» второй октавы

тесситура средняя, удобная для исполнения

            теноров 1 от «ми» малой октавы до «соль» первой октавы

тесситура в-основном средняя, встречается высокая и низкая

            теноров 2 от «ми» малой октавы до «ми» первой октавы

тесситура в-основном средняя, встречается низкая

            басов 1 от «си» большой октавы до «ре» первой октавы

тесситура средняя, удобная для исполнения

           басов 2 от «ми» большой октавы до «ре» первой октавы

тесситура в-основном средняя, встречается низкая

           басов 3 от «ре» большой октавы до «ре» первой октавы

тесситура в-основном средняя, встречается низкая

 

Голосоведение: мелодия развивается достаточно плавно (присутствуют скачки в-основном на кварту вверх) компенсируются плавным нисходящим движением. ???

Особенности ансамбля и строя:

Вокально-хоровые трудности и пути их преодоления:

Форма произведения: трехчастная с вариационной репризой, первая часть составляет 20 тактов, вторая – 6 тактов, третья – тактов.

Основная тональность: си-минор, встречаются отклонения в ми-минор (в конце первой части), в соль-мажор. Заканчивается в си-миноре.

Тональный план:

Гармония:

Фактура произведения:

Размер, метр ???

Ритмический рисунок ???

Темп медленный

Агогика: в конце первой части poco ritardando, во второй части темп немного скорее, передает драматичность. В третьей части ritardando и еще медленнее к концу.

Произведение начинается с динамики pp, в третьем такте небольшое < к p и > к pp, в 9 такте poco f > mf > p, затем развитие <> внутри фразы в 10 такте, mp в 11 и poco < к mf в 12. В 13 такте subito pp, в 15 < к mf в 16 > к sempre pp в 17 такте, в конце 18 такта <> в 19, в 20 >. Во второй части ff, выразительно, драматично, здесь показывается горе, крик матери. В 4 такте f, с 5 такта > к pp в 6. Третья часть как эхо первой части, звучит на ppp, в 3 такте mf < ff в 4, в конце 5 такта > к p. В 6 такта mp > pp > в 7 такте.

Штрих legato, встречается tenuto и акценты.

Характер нежный, выразительный, настроение светлое.


Информация о работе Аннотация произведения Г. Свиридова "У берега зеленого"