Аннотация на хоровое произведение В.Я.Шебалина «Берёзе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:06, доклад

Описание работы

Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьёзность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля сближают его с Н. Я. Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», получившую благодаря этому широкое распространение; работал также над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского — «Саламбо». Он восстановил партитуру Симфонии на две русские темы М. И. Глинки, создал свою редакцию (для постановки в Свердловске) оперы С. С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и др.

Файлы: 1 файл

Шебалин Берёзе.docx

— 22.95 Кб (Скачать файл)

 
 
Аннотация на хоровое произведение В.Я.Шебалина «Берёзе» 
Выполнила студентка 2 курса Зверева Юлия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виссарион Яковлевич Шебалин –  советский композитор и педагог. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1947). Он родился 29 мая 1902 года в Омске. Систематическое музыкальное образование начал получать в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества в десятилетнем возрасте. В 1921—1923 года учился в Омском музыкальном училище по композиции у М. И. Невитова (ученика Р. М. Глиэра) и классе фортепиано Б. Медведева. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. С 1928 года преподавал композицию в Московской консерватории и был её директором (1942—1948); снят с должности после постановления о борьбе с формализмом (Об опере «Великая дружба» В. И. Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции.

Композитор Шебалин работал  практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов («Зимняя дорога», «Эхо», «Парус», «Утёс», «Дуб», «Бессмертник»). В свое время заметным событием музыкальной жизни была его симфония «Ленин» на стихи В. В. Маяковского (1931; вторая редакция 1959).

Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьёзность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля  сближают его с Н. Я. Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу М. П. Мусоргского  «Сорочинская ярмарка», получившую благодаря  этому широкое распространение; работал также над инструментовкой  незавершенной оперы Мусоргского  — «Саламбо». Он восстановил партитуру  Симфонии на две русские темы М. И. Глинки, создал свою редакцию (для постановки в Свердловске) оперы С. С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и др.

В. Я. Шебалин умер 29 мая 1963 года. Похоронен  в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

                                                     «Берёзе»

Для своего музыкального произведения Виссарион Шебалин использует перевод  стихотворения Максима Танка  «Берёзе». Это стихотворение философско-лирического характера, в котором описывается размышление о жизни.?????????????

 

Произведение написано для семиголосного смешанного хора a'cappella с эпизодическим divisi во всех партиях. 
Вид партитурной записи произведения четырёхстрочный. В партитуре автором указаны характер исполнения, подробно расписана динамика, в последнем такте поставлена фермата. 
«Берёзе»- это небольшое произведение, написанное в жанре ???. Форма трёхчастная с динамической репризой. В первой части мелодическую линию ведёт партия альтов, во второй части её «подхватывают» сопрано.  
Фактура в произведении смешанная, композитор использует такие виды фактуры, как гомофонно-гармоническая (10, 18-20 такты), подголосочная (1-9, 15-18 такты),а также элементы имитационной полифонии (11-13 такты). 
Основная тональность f-moll. Размер переменный: 4/4 и 3/2.Анализируемое произведение основано на простом ритмическом рисунке (восьмые, четверти, половинки), что подчёркивает спокойный характер произведения.

 
I часть

В начале произведения лирический герой обращается к берёзе, словно к живой, динамика р (piano) 
I часть представляет собой неквадратный период из 7 неполных тактов, в которых размещается два музыкальных предложения ( 2-е предложение ритмически повторяет 1-е) 
К концу первой части, через VII трезвучие в 6-м такте происходит отклонение в параллельную тональность Аs-dur.Часть звучит в умеренной тесситуре.

II часть – кульминационная

 
Крещендо в 1-ом предложении приводит к кульминации всего произведения. Мелодическая вершина приходится на слова «Осыплешь жаром листопада» 
Более высокая тесситура всего хора. 
 
II часть представляет собой неквадратный период из 8 неполных тактов. Часть начинается с запева сопрано в тональности As-dur. Второе предложение начинается в f-moll,после чего обе тональности звучат поочерёдно и заканчивается на доминанте к As-dur.

III часть

?

 

III часть – неквадратный период из 9 полных тактов, включает в себя 2 музыкальных предложения и дополнение. Первое предложение этой части точно повторяет первое предложение I части и ритмически, и динамически. Второе предложение звучит …………Произведение заканчивается в умеренной тесситуре в динамике рр (pianissimo). В последнем такте есть указание на характер звучания – morendo (замирая). 

Для исполнения этого произведения: 
  - общий диапазон хора: 

 

 

- партия I сопрано:

 

 
 
- партия альтов:

 

- партия теноров:

 

 

- партия I басов:                                                          - партия II басов:

 

 

 

Тесситура в произведении в общем  удобная. Есть неудобные моменты  у альтов: скачки на ч.4 (1,2,4,5 тт.),Б.6 (3 такт); у сопрано скачки на ч.4 (8,9,10,11 тт.)

При разучивании произведения «Берёзе» можно столкнуться с такими трудностями:

  1. Интонационные трудности: модуляция в F-dur в 20-м такте, альтерированные и проходящие ступени требуют особого внимания при исполнении – 8,9 такты (партия теноров и басов);21 такт (партия альтов)
  2. Голосоведение в произведении плавное, но иногда для выразительности используются скачки на большие интервалы (ч.4, ч.5,б.6)
  3. Определённую трудность может составить передача главной мелодии из голоса в голос, так как в произведении присутствуют элементы имитационной полифонии
  4. Частая смена размера

 


Информация о работе Аннотация на хоровое произведение В.Я.Шебалина «Берёзе»