Аннотация на Греченинов "Урожай"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 23:21, творческая работа

Описание работы

Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года Он один из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего — церковное пение и народные городские романсы.

Файлы: 1 файл

урожай.docx

— 22.63 Кб (Скачать файл)

Аннотация                          

     На произведение

                 А. Т. Гречанинова

                       «Урожай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

                      Историко-эстетический анализ 

 

                                         

 

 

 

 

                                                        Александр Тихонович Гречанинов

 

 

 

Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25 октября 1864 года Он один из первых крупных русских музыкантов, пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам, он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего — церковное пение и народные городские романсы.

 

«Родители мои были музыкальны от природы, — писал Гречанинов в автобиографии, книге „Моя жизнь». — Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде „Над серебряной рекой, на златом песочке» или „Под вечер осенью ненастной» и т. п. У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, „дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса»

 

Скопив денег на покупку гитары, мальчик научился подбирать аккомпанемент к романсам, а первое, что он подобрал на фортепиано, когда получил к нему доступ, была ектенья.

 

Поскольку Гречанинову пришлось весь путь в искусство проходить самому, преодолевая сопротивление близких и самостоятельно обеспечивая свое существование, ученический период у него сильно затянулся. Консерваторию он окончил почти в двадцать девять лет; зато успел поучиться и в Москве — у Танеева, Аренского, Сафонова, и в Петербурге у Римского-Корсакова, в чьем классе композиции Гречанинов провел три года — с 1890 по 1893-й.

 

С Римским-Корсаковым у Гречанинова сложились хорошие, дружеские отношения, но «любимым учеником» Николая Андреевича Гречанинов никогда не был. Сам же он восхищался Римским-Корсаковым беспредельно, тонко оценивал новые произведения учителя.

 

Постоянной профессиональной работы в Петербурге для Гречанинова не нашлось, и он решил вернуться в Москву: тут у него появилась хорошая частная педагогическая практика со взрослыми и с детьми; вскоре Гречанинов начал преподавать теорию музыки в школе сестер Гнесиных и успешно сотрудничал там с детским хоровым классом; руководил он также детским хором в школе Т. Л. Беркман. Для детей Гречанинов сочинил массу высококачественной фортепианной и хоровой музыки, вплоть до опер; большей частью она основана на народных песенных темах и написана на народные тексты (сборники «Аи, дуду!», «Петушок», «Пчелка», «Жаворонок», «Курочка рябка», «Ладушки» и т. д.). Исследователи справедливо указывают, что в этой области он успешно продолжил начинания Лядова.

 

В 1896 году Гречанинов приступает к сочинению оперы «Добрыня Никитич».

 

Опера получила благоприятный отзыв от Римского-Корсакова после его знакомства с клавиром: «В общем, радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку».

 

Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.

 

Самой яркой страницей сценического творчества Гречанинова до 1917 года надо признать музыку к «Снегурочке» Островского. Композитор подробно рассказывает о ней в автобиографии: о своих сомнениях, можно ли написать после Чайковского и Римского-Корсакова третью «Снегурочку»; об установке, которую ему дал К. С. Станиславский, — сделать так, чтобы музыка не доносилась «из оркестра», а звучала бы в самом действии и «этнографически» соответствовала эпохе и персонажам.

 

 Этот новый и оригинальный  подход к музыке в драматическом  спектакле имел большой успех. Обычно цитируется в этой связи  отзыв Горького в письме к  Чехову: «Музыка в „Снегурочке»  колоритна до умопомрачения…»

 

Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и полагалось русскому интеллигенту, с восторгом. Он даже написал в ее честь гимн — «Гимн Свободной России», текст которого написал совместно с Константином Бальмонтом. Это был не первый опыт: еще в 1905 году Гречанинов собирал деньги в пользу семей погибших рабочих и сочинил «Похоронный марш» памяти Николая Баумана.

 

  Дальше, по выражению  Гречанинова, «пришли холод, голод  и почти полное исчезновение  духовной жизни».

 

Гречанинов зарабатывал на жизнь преподаванием, концертами-лекциями, летом вел хоровое пение в детских колониях, даже выезжал с авторскими концертами в разные города. С помощью зарубежных друзей ему удалось в 1922 году совершить путешествие в Лондон.

 

В октябре 1924 года в Москве отмечалось шестидесятилетие Гречанинова — в праздновании приняли участие известный церковный хор И. И. Юхова и детский хор школ Гнесиных и Беркман. Тогда же зарубежные друзья предложили Гречанинову еще одну концертную поездку.

 

 «Уезжая за границу, — вспоминает он в автобиографии, — я не знал, останусь ли  я там навсегда или вернусь  обратно в Россию, а потому  квартиру свою с роялем, нотной  и книжной библиотекой, архивом  и многими ценными для меня  и дорогими вещами я оставлял все как было».

 

 

Идейно-литературное содержание :

1 куплет: Стала скотинушка  в лес убираться,

стала рожь матушка в колос метаться.

Припев: Вышел хорош урожай, урожай.

2 куплет: Дождиком нивы  мочило обильно,

солнышко красное грело их сильно.

Припев: Вышел хорош урожай, урожай.

3 куплет: Добрые люди спешите, спешите,

острые косы точите, точите.

Припев: Вышел хорош урожай, урожай.

4 куплет: Ржица поспела проворно,

могут осыпаться зерна.

Припев: Вышел хорош урожай, урожай.

 

В тексте говорится о том, как радуется народ хорошему урожаю. И спешит собрать его.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая».

 

 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Произведение написано в жанре песни. Песня – малый стихотворно-лирический жанр, который характеризуется простотой словесно-музыкального построения.

Песни подразделяются на народные и профессиональные, так же они могут различаться по форме исполнения, складу, тематике и другим характеристикам. Фольклорная песня существует несколько веков и начинается с творчества античных поэтов, трубадуров. Позже песня становится мощным орудием воздействия на массы людей (революционные и патриотические песни, песни рабочих и т.д.)

 

Форма – куплетная (4 куплета, припев.1 и 2 куплет репризные). Структура: припев-куплет.

 

Фактура – подголосочная, с элементами имитации. Подголосочность характерна для народного многоголосия, сходны друг с другом как виды вариантного многоголосия и различны по степени самостоятельности-подчиненности.

 

Динамика : 1й куплет и 2й куплет – веселые, повествовательные, с нюансом f.

3й куплет – звучит, как призыв к работе, нюанс mp.

4й куплет звучит на тихом р.

 

 

В песне гармония несложная. Используются (Т 53,Т6,S53 развернутое), но есть исключения. 3 куплет основан на секвенции, движение идет вниз, хроматическая последовательность с захватом тоники. Так же в 3 куплете происходит отклонение в Es dur (D7->S64),а в припеве (в 3 такте) отклонение в C dur и в конце припева снова утверждается основная тональность.

       В 4 куплете  происходит усложнение гармонии  за счет введения альтерированного созвучия DD2II . В конце куплета, в последнем такте – фермата (как в хоре так и в сопровождении). В припеве после ферматы утверждается первоначальный темп и основная тональность B dur.

 

Дирижерские сложности.

    

       Дирижерский  жест буфинкционален. Он обладает удивительной способностью предвосхищать будущее и одновременно фиксировать настоящее.

Ауфтакт  - жест, направленный на подготовку будущего звучания, поскольку функция предвосхищения выступает в нем с особой остротой и концентрированностью. Задержанный ауфтакт применяется в тех случаях, когда необходимо добиться особенно острого вступления, акцента, четкого произнесения согласных и т.п. Внешне этот жест выглядит следующим образом. Рука от исходной плоскости после "отскока" или "отрыва" резко уходит вверх, но на вершине жеста внезапно останавливается, после чего происходит резко ускоряющееся "падение" в точку начала следующего жеста.

       Показ  crescendo, как правило, осуществляется ускоряющимися движениями а показ diminuendo -замедляющимися. Ускорение или замедление движения руки при постоянном темпе происходит изменение амплитуды взмахов и степени акцентирования точек. При равном времени счетной доли дирижер меняет амплитуду размаха именно для того, чтобы ускорить или замедлить скорость движения руки.

       Агогические оттенки показываются путем незначительного ускорения или замедления дирижерских жестов, то есть путем кратковременного сжимания или растягивания темпа в целях достижения необходимой исполнительской выразительности. Показ фразировки включает в себя все средства показа динамики, агогики и штрихов, причем комбинирование этих средств определяется как стилем произведения, так и вкусам дирижера.

       Фермата - знак продления звука (аккорда) или паузы на неопределенное  время, подсказанное музыкальным  чувствам исполнителя. Однако встречающаяся  иногда внезапная фермата не  снимает полностью ощущения темпа. Применяемая в середине музыкальной  фразы фермата (неснимаемая, серединная) обычно подчеркивает кульминацию; в окончании музыкального построения (снимаемая или заключительная фермата) создает впечатление большей завершенности, утверждения.

 

 

Произведение написано для женского, либо детского двухголосного хора с фортепианным сопровождением.

Общий диапазон хора:

Сопрано:

 

 

 

 

 

 

 

 

Альт:


Информация о работе Аннотация на Греченинов "Урожай"