Аннотация на чешскую народную песню «Плясовая»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 21:33, доклад

Описание работы

Истоки чешской музыкальной культуры уходят далеко в прошлое. Её первые ростки относятся к началу 10 века- времени, когда складывалось чешское государство. И хотя о музыке западных славян, и в частности о чешской, в ту далёкую почти не сохранилось исторических сведений, её характерные традиции, живущие в народном творчестве в течение нескольких столетий, говорят об общности их песенной культуры. Родственными являются образы народных песен, которые прочно связаны с жизнью и бытом простого крестьянина, отражение в них картин родной природы.

Файлы: 1 файл

Аннотация.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

Звукообразование. Звукообразование - является результатом взаимодействия дыхательного и голосового аппаратов, управляемые центральной нервной системой. Начало звука – атака звука является первоначальным и основным моментом в работе над произведением. Атака звука – это  первый момент возникновения звука в человеческом голосе. Главное правило заключается в том, что звук перед возникновением должен быть оформлен мысленно – слуховых представлениях. В этом произведении необходимо применять предыхательную, твердую и мягкую атаки.  В начале припева – предыхательная атака, на акцентах – твердую, остальное на мягкой атаке. В запеве применяется в основном мягкая атака, только перед ферматой – твердая. В 7, 10, 11 цифрах применяется твердая атака, в 8, 9 цифрах – мягкая.

 

Звуковедение. Термин «звуковедение» применяется для обозначения различных видов голосоведения мелодии. В произведение применяется следующие приемы звуковедения (технические приемы): legato и non legato. Legato – плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с навыком плавного и равномерного распределения звука от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушения певческой линии. Non legato – сложный штрих, который содержит элементы lеgatо и staccato. Звуки теряют свою непрерывность и приобретают относительную самостоятельность, разделяются небольшой цезурой при задержке дыхания. Во время задержки дыхания голос перестраивается на новый звук без «подъезда», ощущение четкой атаки сохраняется. Этот штрих часто применяется в подвижном темпе, при взволнованном характере. Так как припев имеет бодрый характер, то прием звуковедения здесь non legato, запев имеет лирический характер, здесь прием legato.

 

Дыхание. Дыхание является двигательной силой голоса. Атака звука, филировка звука, фразировка звука, техника произведения зависит от степени владения дыханием. Здесь очень важна певческая установка, т.е. положение певца во время фонации. Карузо говорил: « Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем над дыханием». В этом произведение применяется общехоровое дыхание. Каждое предложение строится на едином дыхании. Во 2 части дыхание пофразовое, но в 5 цифре, которая подводит нас к кульминации всего произведение – цепное дыхание. В 8 цифре – монологе  вновь пофразное дыхание, затем возвращается единое общехоровое.

 

Дикция. Перед началом работы над литературным текстом необходимо проанализировать его. Образы, характер произведения подразумевают, что дикционно текст должен проговариваться очень чётко, чтобы не нарушить музыкальную ткань. Главная цель дикции – это донесение до слушателей поэтического текста с соблюдением произносимых норм (фонетических и грамматических), принятых в русском языке. Существует 3 вида произношения: бытовое, певческое и сценическое. При пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение строго ритминизировано, дыхание более продолжительное, чем в речи. Всё это подчинено требованиям музыки. Характер певческой дикции зависит от характера музыки, содержания произведения, его образности. В этом произведении это светлый, лирический, весёлый характер, с близким произношением слов. Согласованность и интенсивность работы артикуляционного аппарата определяет качество произношения звуков и разборчивость слов. Гласные – это главный принцип пения, а согласные – слова. Гласные должны тянуться как можно дольше, а согласные, которые делают слово, произносятся четко, крепко и быстро. В начале произведения трудностью является припев, который начинается со слова «Хей», что требует предыхательной атаки. Сонорные согласные необходимо пропевать. Например, «Мне, мой свет». На стыке слов необходима чёткость и связность произношения согласных – «Муж  молодой на базар ходил». В словах «прялка, дорогой, пёструю шаль, тра – ла – ла – ла», необходимо четко, твердо, раскатисто произносить сонорную согласную «р». Нужно чётко произносить окончание слов: «ходил», «купил», «ходил», «прясть», «свет», «жакет». Гласная «о» произносится, как «а». Пример, « молодой»,  «ходил»,  «молодка», «охота». При стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения, они поются через цезуру: «мой свет, ах!», «молодке охоты нет». Сочетание согласных «чш»,  произносится как «тш»: «лучше». Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает в формировании звука в высокой позиции, достижению яркого, близкого звучания, концентрирует звук при экономном расходовании энергии.

Строй. Чистый строй – важнейшее качество хорового пения. К строю относится правильное интонирование горизонтального строя (интервалы) и вертикального строя (аккордов). Работая над горизонтальным строем необходимо владеть приёмами: унисон исполнять в тихой звучности, сложные интервальные скачки отрабатывать с помощью упражнений, скачки вверх исполнять так, чтобы нижний звук петь облегченно, в позиции верхнего звука, а при скачке вниз нижний звук исполняется в позиции верхнего звука, с тенденцией к повышению. Верхние звуки исполняются «без подъездов», как бы « пикируя» на него сверху. Работая над вертикальном строем, необходимо выстраивать аккорд  в медленном темпе на тихой звучности, набирать аккорд снизу вверх, приём «ферматного выстраивания» не точно звучащего аккордов.

Ансамбль – (от французского еnsambel) вместе, союз, согласие голосов. В этом произведении  монолитный ансамбль (аккордовое изложение голосов). Унисон хоровой партии всегда монолитен.

 

Тембр. Тембральные краски  зависят от образов произведения. Тембр – это окраска звука. Тембровый ансамбль должен соответствовать  характеру произведения. Шутливая песня  предполагает бодрый, задорный характер.

Звук должен быть  легким, упругим, светлым в припеве; мягкий, прозрачный, изящный в куплете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Исполнительский анализ.

Темп. Темп произведения – Аllegro (скоро, весело, шутливо.) Этот темп держится на протяжении всего произведения и только во 2-й части, начиная с 31 такта по 33 такт, появляется замедление темпа росо ritenuto, на словах «мне мой, свет, ах!». Затем возвращается основной темп ( а tempo). Такой темп позволяет ярко стремительный, оживленный характер 1 части и в то же время передать  всё изящество и легкость 2 части. Здесь так же очень важен агогический ансамбль. Агогика – это единство движения, изменение темпа внутри музыкального произведения. Так перед кульминацией, в 5 цифре идет замедление темпа: poco ritenuto.

 

 

Фразировка. Фразировка – это очень важное исполнительское средство. Она помогает всецело раскрыть художественный образ. Благодаря фразировке создается целостность произведения, непрерывность развития, ощущается форма, которая является важнейшим и наиболее ценным проявлением исполнительского искусства. Фразы строятся, исходя из литературного текста. Развитие мысли внутри фраз происходит как за счет мелодики, так и за счет агогического движения. Фразы в 1 части строятся за счет громкой динамики в начале фразы и по первым долям фраз. Во 2 части фраза строится иначе. Здесь уже идет повествовательный текст, который обрисовывает нам  всю ситуацию. Во фразе мы должны стремиться к 1 доли 3 такта. В отличие от 1 части построение фраз начинается с мелких длительностей. За счет замедления темпа, внутреннего расширения, увеличение динамики мы подходим к кульминации произведения, которая оформляется снимаемой ферматой. В 8 цифре мы идем к 1 доле, а в 9 цифре ко 2 доле. В 10 цифре  главным является 1 – е доли 1-го и 3-го тактов. Благодаря различным динамическим оттенкам, что создают контрастность частей, помогающим подойти к кульминации, в совокупности с различными штрихами, яркой дикцией задается характер фразировки, тем самым формируя законченный художественный образ.

 

 

 

                                            Заключение. 

Значение произведения с точки зрения хорового исполнительства.

Это произведение знакомит с особенностями исполнения чешской народной песни. Совершенствует вокально – хоровые навыки. Развивает умение петь  а сарреllа. Исполнение этого произведения требует особого умения и технических навыков певческого мастерства (чистоте интонации, темп, внутренний слух, чувство ритма и т. д.) Это произведение поможет усовершенствовать свои умения и навыки и научит новым, интересным приемам.

 

Задачи дирижера.

1) Основная задача дирижера следовать музыкальному языку, заложенному композитором, т.е. точное исполнение нотного материала и соблюдение всех ньюансов: динамических, метро – ритмических, дикционных, темповых и т.д.

2) При разучивании произведения дирижер должен обращать внимание на все сложности, которые присутствуют в музыке и своевременно искать пути их разрешения.

3) Дирижерский жест должен быть легким, собранным и четким.

4) Ауфтакты, снятия, фразировка, синкопы (дирижерская аппликатура) должны быть разборчивы и понятны исполнителям.

5) Дирижер должен формировать и развивать технические навыки ( чувство ритма, слуха, дикцию, чистоту интонации и т.д.)

6) Несмотря на то, что темп произведения очень быстрый, вся мелкая работа будет производиться в медленном темпе и по трехдольной сетке.

7) Выдержать единый темп на протяжении всего произведения.

8) После ферматы, которая является кульминацией всего произведения, необходимо вернуться в первоначальный темп, т.к. здесь идет замедление темпа. Поэтому нужна внутридолевая пульсация, чтобы не потерять темп.

9) Добиться эмоционального настроя, заложенного в этом произведении, эмоциональной отзывчивости исполнителей.

10) Целостность исполнения произведения – результат совершенного выявления идеи произведения, охвата его художественного образа и формы.

 

                            Список используемой литературы.

 

1) П.Г. Чесноков «Хор и управление им».

2) И.В. Способин «Элементарная теория музыки».

3) Б. Левик «Музыкальная литература зарубежных стран» 5 выпуск.

4) Г.В. Кельдыш « Музыкальная энциклопедия».

5) Самарин «Хороведение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           План анализа хоровой партитуры.

1. Информация о композиторе.

2. Музыкально – теоретический характер:

   а) Жанр.

  б) Форма и структура произведения.

  в) Анализ мелодии.

  г) Анализ метро – ритмических особенностей.

  д) Ладо – тональный план.

  е) Анализ гармонического языка.

  ж) Фактура музыкального произведения.

3. Вокально – хоровой анализ:

а) Тип и вид хора.

б) Диапозоны хоровых партий и общехоровой диапозон.

в) Тесситурные условия партий. Анализ динамического ансамбля.

г) Звукообразование.

д) Звуковедение.

е) Дыхание.

ж) Дикция.

з) Строй.

и) Тембр.

4. Исполнительский анализ.

а) Темп.

б) Особенности фразировки.

5. Заключение.

а) Значение произведения с точки зрения хорового исполнительства.

б) Задачи дирижера.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Государственное образовательное учреждение среднего специального  образования «Волгоградский педагогический колледж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Аннотация

                      на произведение «Цвели в поле цветики»

                                            А.М. Буцко.

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: студентка 4 курса

                                                                                             Музыкального отделения

                                                                                                              Гулиян Т.С.

                                                                                     Класс преподавателя:

                                                                                                              Паньковой А.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Волгоград 2009 год.



Информация о работе Аннотация на чешскую народную песню «Плясовая»