Аннотация хоровой партитуры произведения Б.М. Снеткова «Звезды меркнут и гаснут», написанного на стихи И.С. Никитина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 09:21, творческая работа

Описание работы

Творчество Бориса Снеткова очень разнообразное и обширное. Он писал произведения для симфонического оркестра (Симфония,1979г.; Струнный квартет,1956г.), всевозможные вокальные произведения, такие как романсы, песни, вокализы (Вокализ для голоса и оркестра,1976г; Баллада «Над морем ночь» для голоса и фортепиано). Композитор сочинял фортепианную музыку для детей (Былинный сказ; Прелюдии; Пьесы).

Файлы: 1 файл

Аннотация хоровой партитуры произведения.docx

— 26.16 Кб (Скачать файл)

Аннотация хоровой партитуры  произведения

Б.М. Снеткова «Звезды меркнут  и гаснут»,

написанного на стихи И.С. Никитина.

 

    Борис Михайлович Снетков – русский композитор и дирижёр XX века. Он родился 18 июля 1927 года в Приморском крае. В 1962 году Борис Снетков окончил Московскую консерваторию.

    Творчество Бориса  Снеткова очень разнообразное и обширное. Он писал произведения для симфонического оркестра (Симфония,1979г.; Струнный квартет,1956г.), всевозможные вокальные произведения, такие как романсы, песни, вокализы (Вокализ для голоса и оркестра,1976г; Баллада «Над морем ночь» для голоса и фортепиано). Композитор сочинял фортепианную музыку для детей (Былинный сказ; Прелюдии; Пьесы).

    Особое место  в Творчестве композитора занимает  хоровая музыка. Композитор часто обращался к крупным хоровым жанрам (Сюита «Рассвет в горах» на слова К. Хетагурова; Поэма «Россия» на слова А. Прокофьева, 1966), так же он написал несколько хоровых циклов (Цикл «У подножия Казбека»; хоровой цикл на стихи А.С. Пушкина; Цикл «Русские песни» на стихи русских поэтов; цикл «Здравствуй, море»,1967; «Мир с коленей был поднят», 1974; «Земля отцов»,1971). Композитор писал произведения и для детских хоров: Кантата «Юнга Северного флота» на слова Н. Букина, Сюита «Наш Артек», цикл «10 хоров для детей», хоровая миниатюра «Звезды меркнут и гаснут».

    Произведения  Бориса Михайловича Снеткова  входят в репертуар профессиональных, любительских, учебных и детских  хоров, а так же в хрестоматийные  учебники по дирижированию. 

 

 

    Иван Саввич Никитин – русский поэт XIX века, мастер русского поэтического пейзажа. Родился в Воронеже 21 октября 1824 году в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии.

    Писать стихи  Никитин начал ещё в семинарии.  Первым заметил в нём дар   и поддержал подростка учитель  словесности. Первая  публикация  — в «Воронежских губернских  новостях» — появилась только  в 1853 году, когда поэту уже исполнилось  двадцать девять лет, а в  1856 году вышло в Петербурге  первое издание стихотворений  Никитина. Имя поэта становится  известным благодаря стихотворению  «Русь». В 1858 году поэт приобретает книжный магазин, который впоследствии стал своеобразным литературным клубом города.

    Главными темами  в творчестве Ивана Никитина  является русская природа, трудная  жизнь простых людей, размышления  о несправедливом устройстве  мира. Наиболее известные произведения поэта: поэма «Кулак», «Дневник семинариста»; стихотворения: «Русь», «Утро», «Поле», «Грусть старика», «Монастырь», «Дума», «Вечность».

 На слова Ивана Никитина  написано более 60 песен и романсов  В. С. Калинниковым, Э. Ф. Направником,  Н. А. Римским-Корсаковым и другими  композиторами. Некоторые стихотворения,  положенные на музыку, стали поистине  народными песнями, как, например, «Ухарь-купец», «Песнь бобыля», «На  старом кургане». Так же на его стихи написано множество хоровых произведений (Б.М. Снетков «Звезды меркнут и гаснут»).

 

«Звезды меркнут  и гаснут»

    Для своего  музыкального произведения Борис  Снетков использует стихотворение  Ивана Никитина «Утро». Это стихотворение  созерцательного лирического характера,  в котором описывается чудесная  картина рассвета и единение  человека с природой:

Звезды меркнут  и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам  расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет  роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик  звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с  сохой, едет - песню поет,

По плечу молодцу  все тяжелое...

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

 

 

 

   Но для произведения композитор задействовал только некоторые строки из стихотворения:

Звезды меркнут  и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам  расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик  звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

 

 

 

   Произведение написано  для 3-х голосного женского  или детского хора a cappella c дивизи партии сопрано, в самом начале 3-ей части и в конце всего произведения композитор так же использует дивизи партии альтов.

   Вид партитурной  записи произведения двухстрочный. В партитуре автором указаны темп и его изменения (Andantino, Andante, Piu Mosso, accelerando, ritenuto), подробно расписана динамика, в некоторых местах поставлены цезуры, а так же обозначены некоторые способы звуковедения (tenuto).

   «Звезды меркнут  и гаснут» - это небольшое произведения, написанное в жанре хоровой  миниатюры. Форма трехчастная  с тональной репризой, части довольно  четко отделяются друг от друга  сменой темпа и тональности,  но характер произведения от  части к части меняется незначительно.

   Фактура в произведении  смешанная, композитор использует  такие виды фактуры, как гомофонно-гармоническая,  подголосочная, а так же в  произведении можно встретить  элементы имитационной полифонии.

   Основная тональность  произведения D-dur. Размер переменный: 9 и 12 восьмых. Внутредолевая пульсация в этих размерах обогащает произведение и придает ему созерцательный характер. Ритмический рисунок в произведении преимущественно состоит из     , а так же из длительностей и группировок длительностей, характерных для данных размеров:                                                    Во второй части произведения встречается      под ферматой и     . Фермата еще встречается в конце второй части произведения.

 

   I часть.

В начале произведения описывается  предрассветная пора, природа только начинает просыпаться, кругом царит  умиротворение и покой. Исходя из этого, композитор начинает произведения в динамике p (piano) и в темпе Andante.

   I часть представляет собой неквадратный период из 10-ти полных тактов, в которых размещается два музыкальных предложения неповторного характера и дополнение (повторение 2-ой фразы 2-ого предложения).

   Произведение начинается  с затакта в динамике p (piano), первое предложение заканчивается в унисон. Второе музыкальное предложение запевают сопрано, после чего идет чередование элементов имитационной полифонии. Таким образом, основная мелодия звучит во всех голосах по очереди. Только к концу I части главная мелодия звучит в партии сопрано, а альты поют подголосок на гласную «а». В последнем такте части есть замедление (ritenuto).

    На протяжении  всей части тональность D-dur не меняется, только в дополнении происходит отклонение в параллельный минор – h-moll. Часть звучит в умеренной тесситуре.

 

 

  II часть.

Образ II части более взволнованный – появляется движение в природе. В тексте много коротких литературных предложений («Пронеслись…»), которые композитор выражает с помощью пауз, ферматы, подвижной динамики, но при этом музыкальных предложений в части всего два.

   II часть представляет собой неквадратный период из 7-ми тактов. Часть начинается с запева сопрано в тональности h-moll. Во второй фразе первого предложения есть небольшие отклонения в C-dur и G-dur. В первой фразе 2-го  предложения опять поочередно звучат тональности D-dur,  G-dur, но 2-ая фраза предложение полностью звучит в h-moll. Часть заканчивается на доминанте к h-moll.

   III часть – кульминационная.

Природа уже окончательно проснулась, начался новый день. Здесь описывается картина мирной жизни, радость всего живого новому дню. В литературном тексте идет олицетворение  природы.

  III часть -  неквадратный период из 7 тактов, включает в себя 2 музыкальных предложения и дополнение. В этой части присутствует более яркая динамика – mf (mezzo forte) и f (forte), и более высокая тесситура всего хора, темп так же более подвижный (Piu mosso). Крещендо в 1-ом предложении приводит к кульминации всего произведения. После кульминации – умиротворение. Произведение заканчивается в умеренной тесситуре в динамике pp (pianissimo). В последних тактах произведения есть замедление (ritenuto).

 

 

   Борис Михайлович Снетков – современный композитор, об этом говорит разноплановость гармонии в произведении. Композитор использует не только главные трезвучия и их обращения, но так же трезвучия II, III, VI, VII ступеней и их обращения, септаккорды доминанты, субдоминанты, I, II, VI, VII ступеней и их обращения. В произведении так же есть альтерированные и проходящие ступени, параллельное движение всех голосов.

 

 

 

   Для исполнения  этого произведения:

 

 

                 - общий диапазон хора:

 

 

 

                 - партия I сопрано:

 

 

 

                 - партия II сопрано:

 

 

 

                 - партия альтов

(включая те места, где есть дивизи партии)

 

 

 

    Тесситура в  произведении в общем удобная.  Есть неудобный момент в I части во 2-ом предложении в партии альтов (скачок на октаву). В партии I сопрано так же есть неудобное место во II части во 2-ом предложении, где нужно петь в динамике p (piano) в высокой тесситуре.

 

    При разучивании произведения “Звезды меркнут и гаснут» можно столкнуться с такими трудностями:

  1. Интонационные трудности: отклонения в другие тональности, множество альтерированных и проходящих ступеней требуют особого внимания при исполнении;

 

  1. Голосоведение в произведении плавное, но иногда для выразительности используются скачки на большие интервалы (ч.8, ч.5, ч.4);

 

  1. Во всех голосах есть места, где композитор использует движение и пение на одном звуке – это так же требует особого внимания от исполнителей и дирижера;

 

  1. В связи с богатым гармоническим языком произведения между партиями образуются такие интервалы, как секунды, терции, кварты, квинты, а так же унисоны;

 

  1. Определенную трудность может составить передача главной мелодии из голоса в голос, так как в произведении присутствуют элементы имитационной полифонии;

 

  1. Ритмические трудности, такие как: четкое выдерживание       и залигованных длительностей, внутредолевая пульсация - могут возникнуть из-за сложных размеров (9 и 12 восьмых).

 

  1. Дикционные трудности:

                  - отделение гласных в словах: от зари алый,

                  - произношение «р» в словах: зари, разливается, меркнут, расстилается, кудрям,        дремлет,  пронеслись, скрылися, рыбаки, пробудилися,  разгорается;

                  - произношение шипящих в словах: чуткий камыш, тишь, шумом, в  шалаше;

                  - произношение  –ся и  –сь.

     8.  Дыхание  в произведении в основном: цепное (внутри предложений) и общехоровое (берется между частями и музыкальными предложениями);

     9. Дирижерские трудности:

                  - внутредолевая пульсация;

                  - звуковедение – legato ( в III части в кульминации legato должно быть более глубоким);

                  - вступление всех голосов в  элементах полифонии;

                  - соблюдение темповых и динамических  указаний композитора;

 

 

 

    Хоровая миниатюра  Бориса Снеткова «Звезды меркнут  и гаснут» привлекает своим  лиризмом, мелодичностью, поэтичностью  и красочными гармониями. Композитор  очень чутко изобразил стихотворение  поэта И. Никитина, в котором  описывается ясная и чистая  красота русской природы.

 


Информация о работе Аннотация хоровой партитуры произведения Б.М. Снеткова «Звезды меркнут и гаснут», написанного на стихи И.С. Никитина