Анализ произведения Г.В. Свиридова для смешанного хора а cappella «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака» на стихи А. Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:48, доклад

Описание работы

Это произведение принадлежит к кантате «Ночные облака» на слова А.А. Блока. Эта кантата, посвященная В.И. Минину, была закончена в 1979 году. Она состоит из пяти номеров:
1. «Ночные облака».
2. «У берега зеленого»,
3. «Часовая стрелка близится к полночи» (2 хора)
4. «Любовь».
5. «Балаганчик» (с сопровожд.)

Файлы: 1 файл

219893.doc

— 163.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Анализ произведения Г.В. Свиридова для смешанного хора а cappella «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака» на стихи А. Блока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2005

 

У берега зеленого

 

Это произведение принадлежит к кантате «Ночные облака» на слова А.А. Блока. Эта кантата, посвященная В.И. Минину, была закончена в 1979 году. Она состоит из пяти номеров:

«Ночные облака».

«У берега зеленого»,

«Часовая стрелка близится к полночи» (2 хора)

«Любовь».

«Балаганчик» (с сопровожд.)

«У берега зеленого» - хоровая миниатюра, предназначенная для смешанного хора (2 состава) a cappella.

Георгий Васильевич Свиридов (1915 - 1997) выдающийся композитор второй половины ХХ века.

Сущность творчества и особенности музыкального языка являются выражением Свиридовым мировоззрения.

Вслед за Мусоргским Свиридов обращается к критическим, переломным эпохам истории России, чтобы осмыслить и понять ее путь. От Куликовской битвы («Песни о России») до революционных переворотов ХХв. («Поэма памяти С. Есенина», «Патетическая оратория», хоры).

На первом плане в творчестве Свиридова - значение этических проблем: каким быть человеку, как относится ему к себе и другим. Обращение к этим вопросам является неотъемлемой чертой русской национальной литературы.

Искусство слова для Свиридова - высшее в иерархии искусств. Он не только любит поэзию и отлично знает ее, но и высоко ценит Слово как символ духовности, идейно-нравственного начала.1

Свиридовский стиль максимально обусловлен во всех своих гранях народным творчеством, и в то же время отличается от стиля многих произведений других современных композиторов, создающих музыку на фольклорной основе. 2

Свиридов почти не пользуется народными текстами. В его вокальных сочинениях глубокий национальный стиль связан с русской профессиональной поэзией.3

Однако Свиридовский стиль отличается от стиля предшественников. Свиридову не свойственна корсаковская романтизация фольклора, «украшение» песен обработкой. Он далек от Лядова с его наслаждением «поэзией» фольклора - без реального, бытового окружения; от Стравинского, с его резким внутренним контрастом профессионально стиля и народного. «…Для Свиридова же русская песенность становится его «собственным» словом, она определяет во всех компонентах его стили, не подчиненный иным нормам». 4 Вариантное развитие в свиридовских сочинениях предполагает постоянное интонационное движение, рождение новых тематических ответвлений и вновь возвращение к основному тематическому прообразу. Особую роль при этом играет система повторов.

Повторы - самое важное свойство эпики. «Один из способов подчеркнуть значение слова состоит в том, что нужное слово или группа их повторяется». 5 Песенность, вариантность, система повторов, важная роль интонации - признаки эпической, а шире - национальной природы искусства. Тесно связанные друг с другом, они стали естественными качествами свиридовского музыкального языка».6

Произведения для хора и оркестра 1950-90-х гг. Наиболее крупные партитуры Свиридова, предназначенные для солистов, смешанного хора и большого оркестра, датированы второй половиной 1950-х гг.:

«Поэма памяти Сергея Есенина» на слова С.А. Есенина (1955) - ее драматургия обусловлена не только музыкальным материалом. У Свиридова сочинение складывается в целом лишь после того, как написано много, гораздо больше музыки, чем входит потом в цикл, для которого отбираются самые необходимые номера. 7

У Свиридова организация стиха, в том числе и ритмическая, играет первостепенную роль. Она «просвечивает» сквозь мелодический рисунок со всеми его ритмическими видоизменениями, которые только ярче оттеняются такой «канвой» благодаря тому, что последняя не может заставить композитора подчиниться своей инерции, а используется им как один из способов экономии средств выразительности. 8

Для Свиридова характерно такое прочтение ритма стиха, при котором ударным слогам соответствуют длительности вдвое большие, чем безударным. 9 «Патетическая оратория» на слова В.В. Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) - сочинение, вдохновленное постоянной темой всего творчества Свиридова - темой Родины. 10

Основной жанровый стержень оратории - марш революционного времени: марш-фон, марш-действие, марш-гимн, марш апофеоз.11 Через всю ораторию проходит марш-гимн. 12

Свиридов точно услышал и чутко отреагировал на интонационное напряжение стихотворений Маяковского, воспринял их поэтическую форму (диалогические переключения) и активность такой стихотворной композиции перенес в музыку. 13 В оратории сконцентрированы наиболее яркие средства выразительности. 14

Первые хоры без сопровождения написаны Свиридовым уже в пору творческой зрелости после «Поэмы памяти Сергея Есенина».15 Количественное преобладание тоники, мягкость ее соотношения к неустойчивым функциям. Особенно распространен в его музыке натуральный минор как яркий стилистический признак.16

«Курские песни» - кантата для смешанного хора и симфонического оркестра. Это произведение по типу драматургии близко к свиридовским циклам.

Другие сочинения:

Циклы романсов для голоса и фортепиано: на стихи Р. Бернса в переводах С.Я. Маршака (1955), «Мой отец крестьянин» на стихи Есенина (1956), на стихи В. Шекспира (1944-60).

С 1964 в творчестве Свиридова доминирующую роль начинают играть жанры «маленькой кантаты» для хора и оркестра («Деревянная Русь» на стихи Есенина, 1964;

«Снег идет» на стихи Б.Л. Пастернака, 1965;

«Грустные песни» на стихи А.А. Блока, 1965;

«Весенняя кантата» на стихи Н.А. Некрасова, (1972)

концерт для хора без сопровождения или с эпизодическим использованием инструментов (три духовных песнопения из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», 1973;

«Пушкинский венок», 1978, Государственная премия, 1980;

«Ночные облака» на стихи Блока, 1979;

«Ладога» на стихи А. А. Прокофьева, 1980;

«Песни безвременья» на стихи Блока, 1980,

«Гимны Родине» на стихи Ф. К. Сологуба, 1981, и др.).

Свиридов продолжает писать романсы и циклы романсов для голоса (или нескольких голосов) в сопровождении фортепиано (иногда -- с участием других инструментов); среди них:

романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф.И. Тютчева (1965),

вокальные циклы (поэмы):

«Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Блока (1961-69),

«Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на стихи Есенина (1977),

«Петербург» для голоса и фортепиано на стихи Блока (1963-95).

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров -- в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века.

У берега зеленого на малой могиле В праздник Благовещенья пели псалом. Белые священники с улыбкой хоронили Маленькую девочку в платье голубом. Все они - помощью Вышнего Веления - В крове бога Небесного Отца расцвели И тихонько возносили к небу курения, Будто не с кадильницы, а с зеленой земли. 24 апреля 1903

 

2. Музыкально-теоретический анализ

 

Произведение написано в 3-х частной форме, причем 3-я часть является вариативной репризой первой. Первая часть имеет 20 тактов, вторая - 6 тактов, и третья - 7 тактов.

Мелодия развивается достаточно плавно. Все восходящие скачки (в основном квартовые, а в такте 15 - квинтовый) компенсируются нисходящим плавным, как правило, поступенным движением.

Особенности использования композитором традиционной музыкальной формы при воплощении своего замысла в данном произведении выражены в соотношении частей. Первая часть несет более повествовательный характер и содержит весь поэтический текст стихотворения Блока. Вторая часть - вокализ в исполнении двух хоровых составов - выражает эмоциональное состояние, душевный отклик. Третья часть - своеобразная реприза служит не только заключением, но и напоминанием, утверждением основной идеи произведения. Авторская трактовка Свиридовым стихотворения Блока в данном случае углубляет его смысл, сосредотачивая внимание на душевных переживаниях по поводу случившегося.

Основной мелодический материал сосредоточен в партии 1 сопрано, хотя в тактах 5 и 6 мелодическая линия передается альтам.

Вероятно, это сделано, чтобы заострить внимание на смысловом контрасте: «с улыбкой хоронили». Традиционно похороны сопровождаются плачем и скорбью, но в данном случае речь идет о маленькой девочке, а согласно православному вероучению душа ребенка безгрешна, поэтому в случае смерти она попадает в рай. Этим объясняется, почему «с улыбкой хоронили».

В вокализе во второй части в тактах 24-25 тема передается альтовой и басовой партиям.

После стремительного взлета мелодии вначале этой части идет постепенное угасание, стихание как звуковысотности, так и динамики. Вероятно, это символизирует мысль земного человека, устремившуюся ввысь, но все же вынужденную возвратится к своему земному бытию.

Основной тональностью является си минор. Встречаются отклонения в тональность субдоминанты (ми минор) - в конце первой части, и в тональность доминанты (фа-диез). О наклонении доминантовой функции (натуральная, гармоническая) в данном случае судить нельзя, поскольку основная ступень звучит в унисон, отсутствует терцовый тон.

В отношении гармонического языка следует сказать, что преимущественно композитором используются плагальные обороты (тоника - субдоминанта). Доминанта в чистом виде (фа-диез мажор) вообще не встречается. Иногда в мелодии (такты 18, 19) звучит вводный тон (ля-диез).

Он придает необычность аккордам, появляясь одновременно со звучащим звуком первой ступени, что позволяет судить о его использовании не как острого тяготения в основную ступень, а как средства для придания этой основной ступени некоторой неустойчивости и зыбкости. (т.30)

Фактура произведения аккордово-гармоническая: в основном композитором используется изложение аккордового типа, но встречаются исключения. Например, в такте 10 на словах «помощью Вышнего веления» весь хор звучит в унисон.

Использование данного приема роднит произведение с шедеврами национальной духовной музыки, в частности, со знаменным распевом. Вообще практически нигде, за исключением вокализа, нет ни одного распетого слога. Это своего рода хоровая псалмодия. Во второй части, вокализе, в тактах 24-26 на фоне выдержанного унисона (фа-диез) сопрано и теноров, звучит яркая, экспрессивная мелодия альтов и басов.

Это как песня без слов, выражающая состояние глубочайшей скорби, граничащей с отчаянием. Вся вторая часть - это стон, крик измученной исстрадавшейся души.

 

Вокально-хоровой анализ

Состав хора смешанный. Диапазоны хоровых партий: Все хоровые партии находятся в благоприятных тесситурных условиях, не превышающих пределов рабочего диапазона каждого голоса.. Исключение можно усмотреть в такте 29, когда басы 1 и 2 идут на ре первой октавы.

Однако это единичный случай, его можно рассматривать как кульминацию заключительной части. Наиболее полно Свиридовым используются колористические возможности басов и сопрано, а также эпизодически (такт 5) альтов. Партия тенора носит скорее гармонический (гармонизующий) характер.

В работе над интонацией особое внимание следует уделить альтерированным, «пряным» аккордам (такты 19, 20 и 30).

Партиям, исполняющим звуки с повышающей альтерацией (диез) следует объяснить, что все эти звуки нужно петь с ощущением тяготения вверх, по направлению альтерации. Особенно это необходимо при исполнении 1 сопрано ноты ля-диез (такты 18, 19) одновременно со звучащей у 2 сопрано ноты си. Также затруднения могут возникнуть при исполнении одного звука в течение продолжительного времени в негромком нюансе (например, в партии тенора, такты 13-20).

Необходимо объяснить, что для того, чтобы удержать интонационно долгий звук, его нужно постоянно поддерживать, петь на опоре.

Поэтический текст несет основную смысловую нагрузку, поэтому нужно каждое слово сделать понятным для слушателя. В данном случае все хоровые партии произносят текст одновременно и сложности в исполнении подтекстовки ограничиваются необходимостью достичь одновременного и ясного произношения слов у всего хора. Выше уже говорилось об аккордовой фактуре. Свиридов использует широкие многоголосные аккорды с заполнением всех аккордовых звуков между крайними голосами, что обуславливает появление divisi во всех хоровых партиях (в такте 14 сопрано делятся на 3 голоса). Это создает впечатление легкой золотистой дымки, а нюансы от пианиссимо до меццо форте, которые в основном здесь используются, придают прозрачность данной фактуре. Дыхание здесь распределяется по фразам. Если у певца оно заканчивается раньше, чем фраза, которую он поет, нужно использовать прием цепного дыхания и ни в коем случае никому не дышать между словами в пределах этой фразы.

Для большей выразительности и передачи композиторского замысла (при достаточно плотной фактуре стоят нюансы ppp, pp, mp) необходимо легкое звучание всех голосов. Стоит лишь немного утяжелить звук, и достаточно неустойчивая тональность си-минор будет утеряна. Для легкости и плавности лучше всего подойдет легато, но особое внимание нужно обратить на восходящие широкие интервалы (кварты, сексты). Нужно, чтобы второй звук интервала интонировался плавно, не отрываясь от первого.

Для более успешного исполнения, этого произведения, очень глубокого по содержанию и идейному замыслу композитора, необходим большой хоровой состав. Лучше всего с этим справится профессиональный хор, хотя практике известны случаи успешного исполнения этого произведения и учебными хоровыми коллективами.

Информация о работе Анализ произведения Г.В. Свиридова для смешанного хора а cappella «У берега зеленого» из кантаты «Ночные облака» на стихи А. Блока