Анализ Хорового произведения «Повстречался сын с отцом» Слова А. Прокофьева, музыка Г. Свиридова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Хоровая миниатюра «Повстречался сын с отцом» написана для смешанного хора a capella на слова стихотворения Александра Андреевича Прокофьева в 1958 году. Хор «Повстречался сын с отцом» - третий хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов», написанного в 1958 году. Помимо данного цикл включает в себя хоры «Об утраченной юности» (на сл. Н.Гоголя), «Вечером синим» (на сл. С.Есенина), «Как песня родилась» (на сл. С.Орлова), «Табун» (на сл. С.Есенина). Данный хор - это вторая редакция. Первый раз к данному тексту Свиридов обращался ещё в 1919 году, но тогда он стал основой сольной песни.

Содержание работы

1.Общие сведения о произведении и его авторах............……………….…….3
2. Анализ литературного текста...........................................................................8
3. Музыкально-теоретический анализ………........……………….…………....9
4. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………...15
5.Исполнительский анализ……………………………………………………17
6. Заключение……..………………………………………………………….….18
7. Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

analiz_horovogo_proizvedeniya_g_sviridov_povstrechalsya_syn.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»

Факультет эстетического образования

Кафедра хорового и вокального искусства

 

 

 

 

 

 

Анализ

Хорового произведения

 

«Повстречался сын с отцом»

 

 Слова А. Прокофьева, музыка  Г. Свиридова

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Подготовила

                                                              Студентка 3 курса

                                       ФЭО

                                                            Алексеевич К.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2015 
Содержание.

 

1.Общие сведения о произведении и его авторах............……………….…….3

2. Анализ литературного текста...........................................................................8

3. Музыкально-теоретический анализ………........……………….…………....9

4. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………...15

5.Исполнительский анализ……………………………………………………17

6. Заключение……..………………………………………………………….….18

7. Список литературы………………………………………………………….19

 

I. Общие  сведения о произведени и его  авторах

 

 

        Хоровая миниатюра «Повстречался сын с отцом» написана для смешанного хора a capella на слова стихотворения Александра Андреевича Прокофьева в 1958 году. Хор «Повстречался сын с отцом» - третий хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов», написанного в 1958 году. Помимо данного цикл включает в себя хоры «Об утраченной юности» (на сл. Н.Гоголя), «Вечером синим» (на сл. С.Есенина), «Как песня родилась» (на сл. С.Орлова), «Табун» (на сл. С.Есенина). Данный хор - это вторая редакция. Первый раз к данному тексту Свиридов обращался ещё в 1919 году, но тогда он стал основой сольной песни.

 

 

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, - жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы - заливными лугами, полями и перелесками. И тут же - трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл "У меня отец крестьянин" - 1957; кантаты "Курские песни", "Деревянная Русь" - 1964, "Лапотный мужик" - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет ("1919" - 7 часть "Поэмы памяти Сергея Есенина", сольные песни "Повстречался сын с отцом", "Смерть комиссара").

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.

В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки — Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

Благодаря известности, которую принес ему, 19-летнему учащемуся техникума, пушкинский цикл романсов, Свиридов к концу 1930-х годов вошел в круг художественной интеллигенции Ленинграда. Он рано стал писать музыку для театра и кино. В конце 1930-х — в 1940-е годы он застал в ленинградских театрах плеяду замечательных режиссеров и актеров. Он бывал в Москве и хорошо знал московские театры. Шостакович рекомендовал его патриарху русского театра B.    И. Немировичу-Данченко. Свиридов сотрудничал с режиссерами Н. Рашевской, В. Кожичем, Н. Акимовым и А. Таировым. В начале 1950-х годов в Театре Аркадия Райкина он познакомился с молодым Борисом Равенских. Позднее, в начале 1970-х, с легкой руки Равенских начнется продолжительное сотрудничество Свиридова с Малым театром — последнее театральное увлечение композитора. Со многими актерами Пушкинского театра, БДТ, Театра им. Комиссаржевской и Театра комедии Свиридов был хорошо знаком. Черкасов, Толубеев, Полицеймако, Честноков — эти имена Свиридов знал не понаслышке. Русский театр 1930 — 1940-х годов, несомненно, повлиял на композитора, на декламацию и просодию его музыкальной речи, на его интерес к психологически достоверным характеристикам и портретам в музыке.

 

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно связана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

В ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 - началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка. Среди них такие произведения, как поэма «Памяти Сергея Есенина» на слова поэта (1955) ); "Патетическая оратория" на сл. В. Маяковского (Ленинская премия, 1960); кантаты — "Курские песни", "Деревянная Русь" на сл. С. Есенина, "Снег идет" на сл. Б. Пастернака, "Весенняя кантата" на сл. Н. Некрасова, "Ночные облака" на сл. А. Блока; хор. поэмы — "Ладога" (сл. А. Прокофьева); "Лапотный мужик" (сл. П. Орешина); 5 хоров a cap. (1958) — "Об утраченной юности" (сл. Н. Гоголя); "Вечером синим" (сл. С. Есенина), "Повстречался сын с отцом" (сл. А. Прокофьева); "Как песня родилась" (сл. С. Орлова); "Табун" (сл. С. Есенина); "Метель", "Клен ты мой опавший", "Ты запой мне ту песню" (жен.), "Душа грустит о небесах" (муж.) — все на сл. С. Есенина; Три хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", Хоровой концерт памяти А. Юрлова (без текста); "Пушкинский венок" (10 хоров на сл. А. Пушкина); цикл "Песни безвременья" (сл. А. Блока); "Гимны Родине" (сл. Ф. Сологуба); Четыре песни (сл. А. Прокофьева); "Хоровод" (сл. А. Блока); "Лебяжья канавка" (сл. Н. Брауна); "Песнопения и молитвы" (Гос. премия России, 1995) и др.

В записях Свиридова нашла отражение и его работа в кино. Композитор любил киномузыку. Изображение, актерская игра всегда привлекали его, давали импульс его собственному воображению. Он ценил свою работу и общение с кинорежиссерами. С некоторыми из них, такими, как C.А. Герасимов (предполагалось участие Свиридова в создании фильма «Юность Петра») и С. Ф. Бондарчук, у него сложились хорошие личные отношения. Не говорю уже о дружбе композитора с М. А. Швейцером и его неизменной помощницей С. А. Милькиной .

 

Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей - т. е. звуковой материал русского XX века, и на этом фундаменте вырастает новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке - является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом - творческий подвиг Свиридова. Найденное им с огромным успехом развивают другие советские композиторы: В. Гаврилин, В. Тормис, В. Рубин, Ю. Буцко, К. Волков. А. Николаев, А. Холминов и др .

 

 

 

Александр Андреевич Прокофьев (1900 – 1971) - русский поэт.

Родился в селе Кобоне, на берегу Ладожского озера, в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу (1913-1917), затем учился в Петербургской учительской семинарии. После учёбы вернулся в Кобону.

В 1919 году вступил в Красную Армию, участвовал в боях с Юденичем под Петроградом. Печататься начал с 1927 года.

До 1930 года служил в Красной Армии.

В 1931 году выпустил первую книгу стихов - «Полдень». За нею последовали сборники «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932).

Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева - сложился под впечатлением его деревенской юности. «Ладога! - говорил поэт в автобиографии. Я навеки полюбил своё родное море с его низкими туманами, с его ветрами - шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и сёла, где «с печки рукой достанешь до воды».

Поэзия А. Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости, завоеванной в трудностях. Его дарование чрезвычайно самобытно. С детства слушавший гармонику и хороводные песни, поэт не признает речи вполголоса, его яркая, словно радуга, и темпераментная строка часто звучит открытым вызовом: «Ну так бейся, кровь орла и волка, пролетай, что молния, в века!»

В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимает как бы на вкус, на ощупь и бережёт их, будто самоцветы.

Множество своих стихотворений он посвящает родине. «Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу»,- говорит А. Прокофьев в одном из них.

Во время Великой Отечественной войны, работая в политуправлении Ленинградского фронта, А. Прокофьев пишет лиро-эпическую поэму «Россия» - своеобразный сказ о стране, грудью вставшей против жестокого врага.

Сборники поэта: «Полдень» (1931), «Заречье» (1955), «Приглашение к путешествию» (1960; Ленинская премия, 1961); поэма «Россия» (1944; Государственная премия СССР, 1946).

Скончался Александр Андреевич Прокофьев 18 сентября 1971 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ литературного текста.

 

Хор «Повстречался сын с отцом» - третий хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов», написанного в 1958 году. Помимо данного цикл включает в себя хоры «Об утраченной юности» (на сл. Н.Гоголя), «Вечером синим» (на сл. С.Есенина), «Как песня родилась» (на сл. С.Орлова), «Табун» (на сл. С.Есенина).

 

И поныне на вспомине

По-за Доном и Донцом:

У Звени-горы в долине

Повстречался сын с отцом,

 

У тропиночки бросовой

У куста подножника,

Где на ветках вересовых

Стыли капли дождика.

 

Ветер шёл походкой шаткой

По обеим сторонам…

Закрутил родитель шашкой…

Сын привстал на стременах…

 

Распустила хвост павлиний

Двет-долина ровная,

Покатилась по долине

Голова сыновняя.

 

По цветам, по медуницам,

Прямо к солнцу ясному,

Мимо колоса пшеницы,

Мимо леса частого.

 

Данное стихотворение написано в строфической форме трёхстопным хореем.

 

И по/НЫне/ НА вспо/МИне/

ПО-за/ Доном/ И Дон/ЦОМ.

 

Ударные слоги литературного текста совпадают с сильными и относительно сильными долями такта. Музыкальная ткань очень точно следует за поэтическим текстом, красочно выделяя и противопоставляя друг другу образы природы и враждующих людей.

 

3. Музыкально-теоретический анализ.

 

Хор «Повстречался сын с отцом» рассказывает об одном из эпизодов гражданской войны. Драматическое столкновение на поле боя отца и сына, гибель сына показаны на фоне картин природы.

Хор написан в свободной строфической форме, состоящей из 5 эпизодов, в каждом из которых дан самостоятельный музыкальный образ.

Первый эпизод – это энергичный запев мужского хора (F-dur), напоминающий песни донских казаков. Он включает в себя 9 тактов. Активная мелодия, идущая в октавный унисон с небольшими расхождениями, создаёт торжественный эпический образ. Это точно передаёт текст данного фрагмента, который по своей стилистике также напоминает древние сказания или былины. Тональность F-dur создаёт настроение радости. Мелодия, широкая, торжественная со скачками на кварту и квинту, поручена партиям Т и Б. В гармоническом плане идёт постоянное чередование простых гармоний (Т, S6, T, D, T, S, D).

 

Первая фраза представляет собой период повторного строения, состоящий из 2 предложений. Предложения идентичны друг другу по гармонии, но во втором предложении (5-9 такт) происходит смена размера, сжатие и растяжение длительностей. Это несколько расширяет и приостанавливает мелодию, позволяя ей сменить характер.

Второй эпизод, исполняемый женским хором («У тропиночки бросовой…»), звучит мягко и лирично, как народная девичья песня (10-17тт.). Он также представляет собой период, состоящий из 2 предложений по 4 такта. Первое предложения завершается на S (плагальная каденция), второе – на D (автентическая). По характеру он сильно отличается от первого. Лирическое настроение задаёт новая тональность (d-moll), более плавная мелодическая линия.

Информация о работе Анализ Хорового произведения «Повстречался сын с отцом» Слова А. Прокофьева, музыка Г. Свиридова