Анализ хорового произведения «Единородный Сыне»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:59, творческая работа

Описание работы

«Единородный Сыне» - одно из тех произведений, которые нередко встречаются в репертуарах церковных хоровых коллективов и академических. Произведение написано на текст одноименного гимна, который звучит в ходе Литургии оглашенных. Гимн исполняется независимо от того, изобразительные или праздничные антифоны поются на литургии. Он напоминает верующим о главном Божьем благодеянии – ниспослании своего Сына на землю. (Гоголь Н.В. Размышления о божественной литургии. — М., 1889.)

Содержание работы

Общие сведения о произведении и композиторе………………………………………2
Анализ литературного текста……………………………………………………………3
Музыкально-теоретический анализ……………………………………………………..5
Исполнительский анализ………………………………………………………………...13
Вокально хоровой анализ………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ.docx

— 238.94 Кб (Скачать файл)

слово «Богородицы» звучит несколько оттянуто. Этот момент связан с динамикой sp, фраза «и Приснодевы Марии непреложно вочеловечивыйся» проходит у альтов и звучит значительно тише, выделяются лишь слова «Марии», «вочеловечивыйся». В 30 такте необходимо показать снятие для партии сопрано, но в 31 такте поющие снова вступают. Протянутый звук «c» в партии сопрано угасает немного раньше, чем заканчивается фраза у альтов.

Фразу «распныйся же, Христе  Боже» исполняет весь хор. В данном случае piano оттеняет последнюю кульминацию произведения, поэтому дирижер должен добиться наиболее тихого и четкого звука.

В 38 такте важно дать правильный ауфтакт к 39 такту, чтобы хор вступил  на торжествующем f.  К моменту окончания фразы дирижер удерживает хор пределах этой динамики, Последнее предложение (45 такт) звучит на mf. Хор поет на цепном дыхании, но в между повторениями фразы «спаси нас» паузы брать необходимо, последняя фраза пропевается замедленно, дирижер показывает плавное и постепенное diminuendo.

  • Произведение «Единородный Сыне» требует тщательной работы над звуком, в особенности, если хор не церковный.

По определению музыка, сопровождающая христианское богослужение, может быть названа таковой лишь условно, во всяком случае, не в смысле абсолютной музыки, представление о которой  сложилось во время позднего Возрождения  и барокко и господствует (в  светском обществе) поныне. Поскольку  определяющим в богослужении является молитва, церковная музыка носит (наряду с прочими литургическими реквизитами, например, посудой и одеждой) ритуальный характер и является формой преподнесения  молитвословных текстов. В разное время  и в разных христианских традициях  музыкальное сопровождение богослужения вышло за рамки ритуала, утратило свой вспомогательный характер, приобрело  статус авторского и концертного  творчества. Артефакты такого рода именуются «церковными» условно, в  сущности же являются примерами духовной музыки.(Успенский H. Д. Псалмы // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.)

Однако существуют упражнения, способствующие развитию прикрытого звука в хоре.

Для овладения приемом прикрытия  используются упражнения на пение

слогами «лё», «му», «гу», «ду». Для формирования прикрытого звука можно

рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа»,

«йо», «йу», способствующих выработке  головного звучания.

Следует помнить, что звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами.

Верхний резонатор (его называют также  головной) — это полости глотки,

рта, носа.

Нижний резонатор (грудной) — это  полости бронхов и трахеи.

С одной стороны, игнорирование возможностей грудного регистра обрекает певцов на

продолжение пения в фальцетной манере, а хор в целом лишает тембровых

красок, с другой стороны, неумеренное  использование грудного регистра,

лишает его определенной звонкости  и

полетности.

В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как

головного, так и грудного регистров у певцов. Важно добиться ровного

звучания во всем диапазоне голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

Гимн  «Единородный Сыне» привлекал многих композиторов, таких как Д.Бортнянский, П.И.Турчанинов, А.Кастальский, М.П.Речкунов, С.В.Рахманинов, П. Чесноков.  Некоторые придерживались строгих рамок духовной музыки, другие же внесли новаторские черты.

 «Единородный  Сыне» М. П. Речкунова принадлежит  к числу традиционных духовных  песнопений. Однако, мелодика произведения характеризуется рельефностью, богатством и красотой мелодических оборотов,  что определяет её, как что-то большее, чем духовное песнопение.

Произведения  М.П.Речкунова принадлежат не только к жанрам духовной музыки. Охотно исполняются  и такие хоровые миниатюры, как  «Осень»


Информация о работе Анализ хорового произведения «Единородный Сыне»