А.Д.Кастальский. Мастер «нового направления» в русской церковной музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:21, реферат

Описание работы

Расцвет жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А. Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П.Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора обрядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания.

Содержание работы

Введение
1.Биография Кастальского А.Д
2.Творческий путь композитора.
3.Характерные особенности искусства Кастальского.Хоровое творчество.
4.Заключение.
5.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

kastalsky.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

                                 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»                                    

                                                             Институт музыки

                                            Кафедра хорового дирижирования

 

 

 

 

                                        Реферат  по дисциплине

                                      «Основы регентского дела».

Тема: «А.Д.Кастальский. Мастер «нового направления»

                                        в русской церковной музыке».

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила: студентка 4 курса, 446 гр.

                                                                                         Института музыки  Обухова М.М                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Москва 2013

Содержание.

Введение

1.Биография Кастальского А.Д

2.Творческий путь композитора.

3.Характерные особенности искусства  Кастальского.Хоровое творчество.

4.Заключение.

5.Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Расцвет жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с  расцветом блистательного искусства  Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А. Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П.Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора обрядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания.

Одним из инициаторов «нового направления» в русской духовной музыке конца XIX в. был Александр Дмитриевич Кастальский - автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора. Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы. Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея ввиду прежде всего роспись В.М.Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных роспевов и сочинением в их духе, также отмечен объективностью и строгостью.

Кастальский-выдающийся мастер русского хорового письма,знаток лучших традиций стиля древних роспевов и сокровищ народной песенности,основ русского народного многоголосия.

 

 

 

 

 

 

 

1.Биография А.Д.Кастальского

Появившийся на свет 16 ноября 1856 года в семье Кастальских мальчик был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Никто из пятерых сыновей отца Димитрия не стал священником: четверо пошли  по технической линии, а Александр  решил посвятить себя музыке и  поступил в Московскую консерваторию.

В молодые годы Александр Кастальский  увлекся творчеством композиторов «Могучей кучки» Бородина и Мусоргского, сыгравших важную роль в становлении  русской национальной композиторской школы. Тяготение к глубинным  национальным истокам, поиск самобытного  пути русской музыки станет впоследствии главным стимулом деятельности Кастальского.

В 1883 году, проучившись в консерватории  почти шесть лет, будущий композитор решил начать трудовую карьеру на ниве народного образования и отправился служить учителем в провинциальный город Козлов. Там он преподавал музыку ученикам Технического училища Рязано-Козловской железной дороги и руководил оркестром рабочих железнодорожных мастерских. В 1884 году Александр вернулся в родную Москву и некоторое время занимался музыкой с рабочими Прохоровской Трехгорной мануфактуры – одного из самых крупных в те годы в России предприятий по производству тканей.

В 1886 году он поступил на службу в Московское синодальное училище церковного пения. В этом училище обучались мальчики-певчие Синодального хора, который был старейшим русским хором, ведущим свою историю от патриарших певчих дьяков. В течение многих столетий хор пел в Успенском соборе Московского Кремля.

Кастальский попал в Синодальное  училище и Синодальный хор  накануне их реформирования. Целью  реформ было создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением и изданием древних церковных распевов, обработкой их в духе русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. Руководить реформами был приглашен из Казани в Москву известный ученый Степан Васильевич Смоленский.

Результаты деятельности Смоленского  превзошли все ожидания. В созданной  им атмосфере громадного пиетета  перед церковно-певческим наследием  родилось композиторское направление, деятелями которого стали многие преподаватели и ученики Синодального училища. В их числе оказался и  Александр Дмитриевич Кастальский  – в то время 40-летний преподаватель  фортепиано и помощник регента Синодального хора.

Композитор впоследствии признался, что первый шаг на пути, приведшем  его затем на композиторский Олимп, был достаточно случайным. Готовясь в 1896 году к службе в Успенском соборе Кремля и оставшись недовольным обработкой «Достойно»  сербского роспева, он по предложению регента Синодального хора Василия Сергеевича Орлова, сделал свою собственную обработку. Впоследствии композитор писал: «Хотя эти гармонизации мои и понравились всем и до сих пор в ходу в церковных хорах, я им не придавал ни малейшей художественной ценности. Но успех с ними побудил меня поближе подойти к обиходным напевам. Следующей более ценной моей работой был опыт обработки для хора (не гармонизаций)  и нескольких знаменных попевок, соединенных мною в одно целое, – «Милосердия двери». По поводу этого припоминаю, что С.В. Смоленский, бывший тогда директором Синодального училища, очень интересовался ходом этой работы и расспрашивал меня о попевках, взятых мною для этой пьесы».

Нужно добавить, что именно это  сочинение по выбору Смоленского, который  в 1901 году был назначен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в  Петербурге, прозвучало перед святым Иоанном Кронштадтским. Он пришел в  величайшее умиление и горячо молился, слушая «Милосердия двери» Кастальского.

 Надо сказать,что композитор был рожден под счастливой звездой: его произведения были восторженно встречены и коллегами-музыкантами, и музыкальными критиками, и синодальным начальством.

Действительно, творчество Кастальского не оставляет равнодушными тех, кто  открыт к русскому музыкальному наследию и к русскому мелосу, поскольку  Кастальский и распев, Кастальский и русская музыкальная интонация – это синонимы.

Диапазон задач, которые ставил перед собой Александр Дмитриевич, очень широк. В его наследии есть сочинения, предназначенные для  парадных и рядовых богослужений, для профессиональных и любительских хоров, для смешанных и однородных составов, для концерта и храма... Однако в духовно-музыкальном наследии Кастальского нет «общих» или  слабых мест. Даже самые скромные задачи композитор выполнял безукоризненно и  с великолепным чувством стиля.

 Разумеется, новое церковно-певческое направление сформировала не только уникальная среда Синодального училища и Синодального хора. Не меньшее, если не большее значение имел дух старинного русского города и московская церковная атмосфера.

Расцвет творчества Кастальского и  композиторов Нового направления пришелся на период, когда Москва приобрела  новое значение в глазах русского общества, сменившего ценностные идеалы. Если в XVIII и XIX веках превозносились ценности общеевропейской цивилизации, с которыми ассоциировалась новая  столица, Петербург, то в конце XIX века наступила пора отечественных ценностей, символом которых стала старая столица.

В это время именно Москва становится местом притяжения русских художественных сил. Почти два века пребывавший  на втором плане русской истории  древний город хранил в себе потенциал  мощного импульса, способствовавшего  рождению в 1880-е годы «нового русского стиля» в живописи и архитектуре, родоначальником которого принято  считать Виктора Васнецова. В  этом стиле проявили себя многие русские  мастера: братья В.М. и А.М. Васнецовы, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель, В.А. Покровский и другие. Характерной чертой «нового русского стиля» была ориентация на древнерусские церковные памятники и народное искусство.

 

В музыке же именно Кастальский стал тем мастером, которому было суждено создать стилевой образец. Этот образец оказался созвучным идее национального церковно-музыкального стиля, которая витала в русском воздухе середины 1890-х годов.

Яркость и убедительность подхода  Кастальского к обработке древних церковных роспевов была для большинства музыкантов бесспорной. Его сочинения вдохновили многих композиторов на творческие поиски. В их числе был и Сергей Васильевич Рахманинов.

Известно, что пути этих композиторов часто пересекались: оба были москвичами, оба – выпускниками Московской консерватории, оба испытали сильное влияние  С.В. Смоленского. Известно и то, что  Рахманинов на рубеже веков был свидетелем триумфа духовной музыки Кастальского. В 1903 году, накануне первого авторского концерта старшего коллеги, Рахманинов получил от него ноты кондака «Со  святыми упокой» и икоса «Сам Един» с надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову  от А. Кастальского в знак напоминания  ему о том, что есть на белом  свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Однако такое вдохновение пришло к Рахманинову через семь лет, когда летом 1910 года он принялся за сочинение литургии, обратившись за советами к Кастальскому. Прозвучавшая впервые 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора литургия принесла Рахманинову заслуженную славу. В последующие годы сочинения Кастальского и Рахманинова очень часто исполнялись в одних и тех же концертах Синодального хора.

 Поскольку Кастальский почти два десятилетия служил одним из регентов Синодального хора, то, естественно, его новые композиции постоянно звучали в Успенском соборе Кремля.Успенский собор Московского Кремля невозможно было представить без музыки Кастальского и без замечательных басов, которые по конкурсу поступали туда на службу. В творчестве Кастальского можно найти немало сочинений для баса-солиста или композиций, где широко используется басовый унисон.

Нельзя не отметить, что Кастальский являлся и тонким ценителем искусства древности, и пытливым исследователем-реставратором, и мечтателем-сказочником, которого буйная фантазия уносила то в стародавнюю Русь, то в далекие языческие времена, то в древние Египет, Китай, Грецию, Иудею… Он постоянно искал способы расширения возможностей музыкального языка, ставя во главу угла задачу обновления искусства. Этот поиск приводил его к созданию новых форм, как, например, форма музыкальных реставраций. В таких сочинениях он на основе работ музыковедов-палеографов и этнографов пытался воссоздать картины давно ушедших времен и древние церковные обряды, например, «Пещное действо». Также по-новому подходил композитор и к жанру традиционной кантаты. Так, получив в 1913 году заказ на сочинение кантаты по случаю прославления Патриарха Гермогена, он использовал текст подлинной грамоты XVII века, посланной Патриархом тушинским изменникам.

 

В его творчестве есть и такое  оригинальное сочинение, как основанная на попевках знаменного роспева, кантата «Стих о церковном русском пении», которая была написана по случаю 25-летия реформы Синодального училища. Текст для этой композиции был написан самим композитором и его супругой Натальей Лаврентьевной в форме былинного сказа.

Кастальский был также автором  оперы «Клара Милич» по Тургеневу и нескольких светских хоров патриотического содержания, например, замечательного, проникнутого глубокой любовью к родной земле , цикла «Песни к Родине», от которого тянутся прямые нити к лучшим сочинениям русской хоровой музыки нашего времени, в частности, к творчеству Георгия Свиридова.

 Биография композитора небогата внешними эффектами. Его судьба – это судьба церковного регента-труженика и музыкального педагога. Сочинением церковной музыки Кастальский мог заниматься лишь в свободное от своих служебных обязанностей время – ранним утром, глубокой ночью, во время летнего отпуска. Жалобы на необходимость тянуть служебную лямку и отсутствие времени для творчества красной нитью проходят через всю корреспонденцию Кастальского.

Необходимо сказать, что композитор оставил довольно большое литературное наследство: воспоминания, статьи, около 500 писем. Судя по этим источникам, а  также по другим документам, Александр  Дмитриевич был человеком очень  живым, остроумным, светлым, компанейским. Природа наделила его многими  талантами. Он писал стихи, занимался  актерским мастерством, увлекался  живописью и фотографией, любил  спорт и путешествия. Однако всерьез  относился лишь к своей музыкальной  деятельности, не считая себя ни литератором, ни художником, ни актером, хотя, наверное, мог бы достичь в этих областях успехов.

Рисовал Кастальский смолоду, очевидно, унаследовав свой дар от предков: его дед, диакон Иван Егорович Даниловский, был иконописцем; любил рисовать и отец композитора протоиерей Димитрий Кастальский. В течение многих лет он вел в назидание потомкам дневники, иллюстрируя свои записи акварельными рисунками. К сожалению, уже в 1960-е годы дневники бесследно исчезли. Не сохранились и картины, написанные Александром Дмитриевичем Кастальским. В настоящее время известно лишь несколько его небольших набросков, которые хранятся в Музее музыкальной культуры имени Глинки.

 В Синодальном училище Кастальский прослужил 31 год. Он стремился не только профессионально развить учеников, но и сформировать их вкус «в русском духе». В одной из своих статей 1917 года Кастальский писал: «Помимо широкого изучения народной песни и музыки, тесно связанных с обиходными напевами, церковный художник должен быть хорошо осведомлен в русском народном искусстве вообще, чувствовать связь между различными его отраслями, угадывать цельность всего храмового искусства; должен знать подробности и архитектурного национального стиля (церковного в частности) с его символикой, разбираться в школах и эпохах русской иконописи, ее идеях и воплощениях, отличать свое от наносного извне и во фресках, и орнаменте, и одеяниях, и утвари. Впитать в себя образцы словесного народного творчества, знать народный быт, обряды и прочее, словом, проникнуться идеями народности в широком объеме. В своей специальной области, помимо знания напевов, порядка церковных служб, устава, ритуала, поэтического содержания богослужебных текстов, ему придется разбираться в вопросах церковно-художественных, различать церковно-музыкальные настроения, знать или, вернее, чувствовать, что соответствует храмовому искусству и что не подходит, словом, усвоить церковный стиль. Думается, что такой специальной подготовкой можно воспитать русских художников для нашей церковно-музыкальной нивы. Обще-консерваторское образование при этом не только не будет помехой, но, напротив, поможет им ярче оттенить музыкально-национальные особенности церковного стиля и вообще русского народного склада».

Информация о работе А.Д.Кастальский. Мастер «нового направления» в русской церковной музыке