Значение риторических работ Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:53, реферат

Описание работы

Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Значение трудов М.В. Ломоносова для развития славянской филологии…4
2. «О пользе книг церковных в российском языке».............................................8
3. «Риторика» М.В. Ломоносова..........................................................................10
Заключение.............................................................................................................15
Список литературы................................................................................................16

Файлы: 1 файл

реф риторика---.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

       Ломоносов создал строгую и стройную стилистическую теорию, которая сыграла выдающуюся роль в становлении и формировании новой системы русского национального  литературного языка.

       Стилистическая  теория Ломоносова органически связана  с важнейшими культурно-историческими  потребностями русского общества 18 века. Она носит глубоко национальный характер, так как выросла их практических задач решения проблемы 2-ия на русской  почве.

       Он  определил закономерности в образовании  новой стилистической системы русского литературного языка, систематизировал фонетику, грамматику и лексико-фразеологические различия между стилями.

       Деятельность  Ломоносова в формировании русского литературного языка огромна. Некоторые  нормы Ломоносова естественно отжили, но основной костяк выдвинутых Ломоносовым  норм языка определил эпоху творческой деятельности Пушкина и служит живой  основой современного нашего языка.

       Неиссякаемая  энергия, которой хватало и на жизненную борьбу, и на плодотворную деятельность в различных областях знаний бралась из высокого, действенного патриотизма Ломоносова.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. «Риторика» М.В.  Ломоносова 

       Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть  словом, особыми приемами привлечения  внимания слушателей. Ведь недаром  же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой – вздыхаем, зеваем, смотрим  на часы. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в  свою очередь, – от умения владеть  аудиторией.

       Ораторскому искусству можно научиться. Для  желающих овладеть им Ломоносов и  написал свою «Риторику», которая  имела принятое по тем временам такое  длинное название: «Краткое руководство  к красноречию. Книга первая, в  которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым  написаны не были.)

       Во  введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

       К приобретению оного требуются пять следующих следствий:

    1. природные дарования;
    2. наука;
    3. подражание авторов;
    4. упражнение в сочинении, пятое – знание других наук»;

       Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые  к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных  выступлениях; многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

       «Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила  трех родов. Первые показывают, как  изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать  надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

       Ломоносов говорит о том, что выступление  должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость  тщательного отбора материала, правильного  его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими  мысль выступающего. Их надо подбирать  и готовить заранее.

       При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:

       1) чтобы в подробном описании  частей, свойств и обстоятельств  употреблять слова избранные  и убегать (избегать) весьма подлых, ибо они отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях;

        2) идеи должно хорошие полагать  наперед (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

       Далее Ломоносов пишет о том, как  пробудить в слушателях любовь и  ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что  эмоциональное воздействие часто  может оказаться сильнее холодных логических построений.

       «Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемые материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..

       А чтобы сие с добрым успехом  производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину  сердец человеческих...

       Страстью называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей во-первых, три вещи наблюдать должно:

       1) состояние самого ритора;

        2) состояние слушателей;

        3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия;

       Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению  и утолению страстей:

       1) когда слушатели знают, что  он добросердечный и совестный  человек, а не легкомысленный  ласкатель и лукавец; 

       2) ежели его народ любит за  его заслуги; 

       3) ежели он сам ту же страсть  имеет, которую в слушателях  возбудить хочет, а не притворно  их страстными учинить намерен».

       Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество  других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении  страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

       Произнося слово, надо сообразовываться с темой  выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием  лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и  гордым, сердитую произносить гневным  тоном... Ненадобно очень спешить  или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова  бывает слушателям невнятно, а от другого  скучно».

       Во  второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении  речи, которое состоит «в чистоте  штиля, в течении слова, в великолепии  и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших  книг и от обхождения с людьми, которые  говорят чисто». Рассматривая плавность  течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных  периодов, чередование ударений, воздействие  на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение  в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и  поговорок, крылатых выражений и  отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в  меру, добавляет ученый.

       Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о  том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее  впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены  надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

       Посмотрим теперь, как сам ученый на практике применял вышеизложенное в своих  публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов  был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер  писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов  произнес речь в будущее торжественное  заседание, но не знаю такого между  нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел  его в этом качестве». Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается  невольное признание риторических способностей.

       «Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили  с неизменным успехом. Известный  русский просветитель Н.И. Новиков  вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил  коротко и остроумно и любил  в разговорах употреблять острые шутки».

       В качестве иллюстраций ораторского  искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное  рассмотрим два примера. Первый –  «Слово о пользе химии, в публичном  собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так:

       «Рассуждая  о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и  беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где  способнее, как в учении, сыскать  можно? В нем открывается красота  многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище  себе приобретает».

       Говоря  о пользе учения, о необходимости  приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек  отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать  новое.

       «Представьте, что один человек немногие нужнейшие  в жизни вещи, всегда перед ним  обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства  языком изъясняет, но и чувствам нашим  отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете  производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо  на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие  свое видит?» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Культура  речи является выражением того идеала языковой культуры, который складывается усилиями многих поколений и находит  свое воплощение в литературном языке. Именно писатели с их трепетным и  вдумчивым отношением к слову, его  оттенкам и звучанию формируют в  своих произведениях нормы литературного  языка. С появлением литературного  языка появляется и культура речи, которая формирует культуру отношений  и более того – систему ценностей. Литературный язык – это то, что  в языковом плане объединяет нацию.

       Культура  речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень  – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость  к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о  его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать  нормам литературного языка.

       Большой вклад в развитие культуры речи и  развития русского литературного языка  внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях  о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен  и проницателен.

       В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» (кн. 1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился вопрос о выборе темы и связанных с  ней идей. Вторая часть — «О украшении» — содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». В  третьей — «О расположении» —  говорилось о композиции художественного  произведения. В «Риторике» были не только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником  и вместе с тем хрестоматией. 
 
 
 

Информация о работе Значение риторических работ Ломоносова