Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным (от латинского verbalis - словесный).
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека.
2. Паралингвистика или просодика - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации и контакта.

Содержание работы

Введение
1. Общение как средство передачи информации
2. Вербальное общение
3. Невербальное общение
4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

рус.яз готово!!!.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

    Когнитивно - функциональный подход к изучению взаимодействия вербальной и невербальной коммуникации является наиболее оптимальным. Он позволяет выявить общее и различное в функциональных и структурно-системных свойствах вербальных и невербальных средств.

    Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, т.е. немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика являются индексальными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении. Например: нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др. Условные символы, обозначающие реалии, оценочные отношения (например, движения головой при положительном или отрицательном ответах) так же не имеют мотивированности. Лишь иконические знаки, имитирующие формы или размеры объектов, являются мотивированными.

    Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что невербальные средства занимают "вторичный план" коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью. Например, агент по продаже расхваливает товар и в то же время выражением лица и позой показывает, что клиент ему симпатичен - идут два потока информации, в которых слова воспринимаются сознательно, а невербальное поведение агента - неосознанно, но оно оказывает на клиента нужное воздействие, предусмотренное коммуникативной установкой. Синхронное употребление высказываний и жестов наблюдается при выражении чувств и эмоций.

    Предваряющее употребление кинем выполняет прогнозирующую задачу коммуникативной установки. Так, например, имея намерение сообщить собеседнику конфиденциальную информацию, говорящий подается всем корпусом вперед или вбок, сокращая расстояние между ними, и произносит: "У меня есть доверительный разговор". Невербальное поведение как бы прогнозирует вербальную информацию. Предшествование жестов словам объясняется иногда тем, что говорящему выбрать нужный жест легче, чем слово, поскольку лексических единиц гораздо больше. Психологические эксперименты показали, что некоторые наши жесты (особенно самоадапторы) связаны с трудностями порождения речи. Отсюда был сделан вывод о том, что жесты являются своего рода программированием лексики в речи, они помогают предвосхищать еще невысказанную мысль.

    Исследования связанного употребления жестов в информационной функции показывают, что она актуализируется по-разному. Жесты, информирующие об объектах или их свойствах, обычно соотносятся с конкретным словом или кратким высказыванием. Например, рыболов, рассказывающий о "бо-о-ольшой рыбе", разводит руки в стороны, наглядно демонстрируя ее размеры. Но иногда речь сопровождается целой серией жестов, помогающих следить за ходом мысли оратора, его аргументацией, оценкой.

    Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств обнаруживает определенные закономерности в координации некоторых жестов и разных частей речи, жестов и синтактики высказываний; интересны процессы своеобразного взаимообогащения вербальных и невербальных единиц - все это входит в собственно лингвистический аспект проблемы.

    Большую роль в актуализации социальной дифференциации и варьирования играют ситуативные переменные коммуникации - проксемика (лат. "ближайший"), то есть дистанция, устанавливаемая между коммуникантами во время общения; ориентация - определенное положение, позиция говорящего по отношению к слушающему и наоборот; временной фактор (длительность взгляда, рукопожатия); последовательность (кто первым начинает кланяться или подает руку). Сохранение определенной дистанции между коммуникантами достаточно четко нормировано в различных социальных группах и в социуме в целом, что объясняется спецификой культурно-генетических ареалов, имеющих свои традиции. Дифференциация обусловлена признаками социального статуса, коммуникативных ролей, пола, несколько в меньшей степени признаками возраста. Временной фактор может служить индикатором социальной дифференциации - какие паузы делает говорящий между предложениями, как долго ждет ответа от партнера, прерывает ли его. Замечено, что когда вышестоящий кивает в ответ, то подчиненный, поощренный вниманием, пользуется пространными высказываниями. Особое значение приобретают ситуативные переменные в деловых контактах, связанных со сферой общественных связей. Важно знать, какую позу следует принять во время официальной или неофициальной беседы, в каком направлении смотреть на партнера (прямо, сбоку, сверху вниз, снизу вверх), какая должна быть обстановка в рабочем кабинете, где должен сидеть хозяин кабинета и где посетитель и т.д. Здесь трудно провести границу между компонентами собственно невербальной коммуникации и поведенческого этикета, предписываемого социальными нормами.

    К ситуативным переменным, выражающим социальную дифференциацию, можно отнести одежду и цвет одежды. Социальная значимость этих факторов менялась в различные исторические эпохи. В наиболее отчетливом виде эти факторы проявляются в молодежных группах, представляющих различные субкультуры. Достаточно сравнить стиль одежды и атрибутику хиппи, рокеров, панков, "металлистов" и др. Существует конвенциональный стиль одежды, связанный с социальным положением индивида в обществе, с родом его деятельности, сравните, например, стиль одежды работницы на стройке, учительницы и деловой женщины. Иногда стиль одежды как показатель социального варьирования может быть обусловлен исторически сложившимися традициями. Цвет одежды в некоторых случаях также указывает на социальную дифференциацию по статусу, по возрасту и имеет социальную значимость, особенно в ритуалах, церемониях. Пурпур - "королевский" цвет, синий - цвет консервативной партии Великобритании, черный (у некоторых народов - белый) - цвет траура и печали.

    Ситуативные переменные тесно связаны с невербальной и вербальной коммуникацией. Они имеют большое значение для адекватного восприятия информации и установления межличностных отношений коммуникантов. Проксемика, ориентация, временной фактор и последовательность являются обязательными компонентами невербальной коммуникации, способными актуализировать признаки социальной дифференциации и варьирования, поэтому их можно квалифицировать как социологические доминанты коммуникации.

    При самостоятельном функционировании невербальные средства, так же как и слова, передают законченный смысл, то есть формируют целостное высказывание. Эти высказывания могут быть интерпретированы вербальными средствами, например: указать пальцем на объект с целью уточнения его местонахождения - "вон там"; поманить к себе кого-либо согнутым указательным пальцем - "подойди сюда"; взглядом указать на дверь - "давай выйдем". Определенная последовательность жестов при соответствующей позе и мимике может составить невербальный дискурс, например: женщина стоит перед провинившимся мальчуганом, в позе негодования "уперев руки в боки", затем грозит ему пальцем, после чего, приставив указательный палец к виску, крутит им несколько раз и, наконец, повелительным жестом указывает на дверь. Словесный вариант интерпретации - "Что же ты натворил! Сколько раз я тебя предупреждала! Нужно же придумать такую глупость! Марш отсюда!"

    В коммуникации глухонемых при помощи "языка знаков" выделяются более сложные монологические и диалогические дискурсы. Следовательно, в самостоятельном употреблении кинесические средства функционируют подобно вербальным высказываниям - однословным и неоднословным. Они являются коммуникативными единицами, так как актуализируют три базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную.

    Формальное строение словесных и несловесных знаков различно. Если слова могут быть представлены как односложные и многосложные структуры или по другим критериям как корневые (дом), производные (домовой), сложные (домовладелец), то простые и сложные структуры невербальных знаков выделяются по другим признакам. Простую структуру имеют однокомпонентные знаки, например: кивок или покачивание головой при ответе, если при этом не используются дополнительные знаки - например, вертикальное или горизонтальное покачивание ладонью перед собой. Простую структуру имеют некоторые указывающие жесты, если они при этом не сопровождаются взглядом или поворотом корпуса. Но подавляющее большинство невербальных знаков имеет сложную структуру, в которой можно выделить несколько компонентов. Поскольку эти компоненты неравнозначны по своей обязательной актуализации в коммуникации, то такой тип структуры целесообразно назвать кластерным. Такую структуру имеет взгляд или, например, жест, обозначающий целостность чего-либо. Обязательным компонентом являются вытянутые перед собой руки, согнутые в локтях, обе ладони образуют полусферы в виде чаши. Факультативными и варьирующими компонентами являются расстояние между ладонями и между пальцами (плотно прижаты или нет), горизонтальное или вертикальное положение ладоней, степень их динамичности - они могут двигаться или, напротив, быть неподвижными. Все компоненты реализуются одновременно; одни - обязательны и постоянны, другие - факультативны и варьируются. Третий тип структуры невербальных знаков представляет собой комплекс компонентов разновидных невербальных средств, например, одновременное использование компонентов взгляда и жеста при выражении сочувствия, или компонентов мимики и позы при выражении неприязни к кому-либо, или компонентов жеста и голоса при выражении приказания. Такой тип структуры можно назвать составным, так как она составлена из разнородных компонентов, входящих в разновидные невербальные средства. Динамичность формальной структуры невербальных знаков и устойчивость структуры вербальных знаков хорошо дополняют друг друга в связанном употреблении.

     Паралингвистический уровень обладает мощным коммуникативным потенциалом и занимает важное место в естественной коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникативные системы функционируют в тесном взаимодействии и дополняют друг друга, а иногда и взаимозамещают, благодаря общности базовых функций и различию структурных и системных характеристик словесных и несловесных знаков.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Речь одновременно выступает  и как источник информации, и как  способ воздействия на собеседника. Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальные средства передачи информации. В обмене информацией важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Но и не стоит забывать про речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т.д.). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.

    Для того чтобы достичь определенных результатов во взаимоотношениях с собеседниками, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать, с одной стороны, собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны - уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе. Поэтому язык невербального и вербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. http://www.budi.ru/article/zet/

2. http://society.polbu.ru/konetskaya_commsociology/ch22_ix.html

3. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/14.html

4. http://ru.wikipedia.org/

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/koneck/03.php

6. http://cs.mipt.ru/docs/courses/osstud/04/ch4.htm

7. http://nonverbal.freest.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Объектом современной риторики(в широком смысле)является (-ются)…

а)любые разновидности речевой коммуникации

b)только искусство подготовки публичной речи

с)только мастерство спора

d)только искусство беседы

Ответ: в ведении современной  риторики оказывает любая речь: объектом современной риторики не только устная речь,а все виды речи,каждый вид в отдельности и все они вместе.

 

2.Каждый участник коммуникации обязан с уважением относиться к личности собеседника.В этом заключается суть принципа…

а)равной безопасности

b)децентрической направленности

с)кооперации

d)вежливости

Ответ: принцип равной безопасности,предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.Этот принцип запрещает унижение чувства собственного достоинства партнера.Грубые слова,обидные реплики, оскорбления могут вывести человека из состояния равновесия,нанести ему моральную травму или даже физический ущерб здоровью,а значит,помешать восприятию и пониманию информации.Конечно,каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать свою точку зрения,не соглашаться с высказываниями аппонента и доказывать ошибочность его позиции,но он обязан с уважением относится к личности собеседника.

 

3.В конце выступления следует…

а)сделать обобщающий вывод

b)поблагодарить аудиторию за внимание

с)извиниться по какому либо поводу

d)вспомнить что либо дополнительно

Ответ: В конце выступления оратор может вновь повторить основные положения,сделать аудитории комплемент,вызвать смех,использовать цитату,создать кульминацию,поблагодарить.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Включение элементов диалога  в монолог оратора именуется…

а)диалогизацией

b)вопросно-ответным единством

с)авторизацией

d)приемом провокации

Ответ: поскольку ораторское выступление  – это монологическая речь,то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога.

 

5.К психологическим аргументам относятся…

а)аргументы к публике

b)раннее доказанные положения

с)статистические данные

d)оретические положения и выводы

Ответ: при споре между выступающим  и самой аудиторией важную роль также  играют психологические аргументы.Если оратор во время выступления умело воздействует на чувства слушателей ,то его речь становится более красочной и лучше запоминается.С помощью психологических аргументов можно затрагивать любые чувства,что помогает добиться желаемого результата.

 

6.Неправильные формы творительного  падежа числительных использованы  в рядах…

а)пятистами девяностами двумя

b)восемьюста сорока четырьмя

с)шестьюстами пятьюдесятью пятью

d)тысячью двумястами тридцатью тремя

Ответ: пятистами девяностами двумя – пятьюстами девяноста двумя; восемьюста сорока четырьмя – восемьюстами сорока четырьмя; тысячью двумя стами тридцатью тремя – одной тысячей двумястами тридцатью тремя.

 

7.Архаизмом является слово…

а)отрок

b)урядник

с)беспредел

d)виртуальный

Ответ: архаизм – лексическая  единица,вышедшая из употребления,хотя соответствующий предмет остается в реальной жизни и получает другие названия(устаревшие слова,вытесненные или замененные современными синонимами).Отрок – подросток.

Информация о работе Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации