Виды памяти и приёмы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее.

Содержание работы

1. Введение. 3.
2. Виды памяти. 4 – 10.
3. Приёмы и упражнения для развития памяти. 11 – 17.
4. Заключение. 18.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы и упражнения для развития памяти.

 

Рассмотрим некоторые приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

2. Ритмизация — перевод информации  в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

3. Запоминание длинных терминов  с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут  похожие по звучанию русские  слова — чтобы запомнить медицинские термины, «супинация и пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

4. Нужно находить яркие, необычные  образы, картинки, которые по «методу  связки» соединяют с информацией,  которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук  — запомнить это будет легко,  если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

5. Метод Цицерона. Представьте,  что обходите свою комнату,  где вам все хорошо знакомо.  Информацию, которую вам надо  запомнить, расставьте мысленно  по ходу вашей прогулки по  комнате. Вспомнить информацию  вы сможете опять, представив себе свою комнату, — всё будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

6. При запоминании цифр, чисел  можно использовать приемы:

а) выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

б) выделить знакомые числа — например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 — первые цифры числа  «пи» и т. д.;

в) «метод зацепок» — замена цифр образами. Например, 0 — круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда, 6 — жук, 7 — неделя, 8— паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 — Ч, 5 — Π, 6 — Ш, 7— С, 9-Д.

7. Метод тренировки зрительной  памяти — метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или  пейзаж, или на человека в течение  3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте  мысленно этот предмет в деталях,  задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

8. Запоминание слов связыванием  их в рассказ.

Исходные положения:

  • образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;
  • они должны быть в движении;
  • связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести".

Пример запоминания  логически не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух).

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону  доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край – получается РАСЧЕСKА. Вы берете её и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз – разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять – не получается. Тогда открываете её и из неё прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с вас льётся пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льётся вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете её. Опустившись на землю, Вы рассматриваете её и замечаете у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из неё листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идёте в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

9. Связка слов через сокращение  образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли  крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объёма первого слова.

10. Оживление (метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. Теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда вы свободно манипулируете предметами.

11. Взаимодействие с образами (метод  запоминания).

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя  себя на месте главного героя или  участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово  в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нём, жить. Представьте, что этот предмет – вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, форм, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

12. "Перетекание"

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пяти слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1,5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).

13. Развитие слухового воображения. 

а) Возьмите линейку и ударьте  о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове, постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).

б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что  один вид звука входит в зону другого  звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на всё тело. Затем представьте, что совершенно иной тональности звук завладел одной из зон тела. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.

в) Соощущения. Возьмите пять дощечек  с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы вам подобранными заранее предметами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол. В это время вы должны, положив правую руку поочередно на каждую из дощечек, воспринимать и запоминать (один звук – одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно вы услышали удар стекла о стол. В это же время вы рукой воспринимаете клеёнку, наклеенную на дощечку. Представьте, что вы касаетесь с закрытыми глазами клеёнки, которая при каждом прикосновении издает "стеклянный" звук, т.е. вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеёнки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда вы будете воспроизводить этот образ, вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения – достигнуть состояния, когда вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука вы должны ощутить прикосновение соответствующего материала.

14. Развитие вкусового воображения. 

Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте  внимание на кончике языка в течение  одной - двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте глаза, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуйте сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответствующие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив предмет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и одновременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.

15. Развитие обонятельного воображения. 

а) Сконцентрируйте внимание на кончике  носа и постарайтесь представить  запах лимона, розы и т.д. На начальном  этапе упражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят прямо на нос, не скашиваются. На носу концентрируется только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положите перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его. Теперь вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот момент вы должны концентрироваться на кончике носа).

б) Возьмите несколько предметов  с различными запахами и попробуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, легкий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосознанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.

16. Запоминание текстовой информации  посредством выделения ключевых  слов и установления связей  между ними.

1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.

2. Проверьте, связаны ли логическим  переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.

3. Выпишите слова на отдельный  лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).

4. Составьте с ним рассказ  и воспроизведите слова на другом листке.

5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).

6. Теперь вызывайте слово за  словом в воображении и по  ним воспроизводите текст. После  отработки таким образом 30-60 страниц  текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Не каждому человеку от природы  дана совершенная память, способная  освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для  хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать  в памяти все возрастает. Возникают  опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все  что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны.  Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Информация о работе Виды памяти и приёмы её развития