Судебная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Непосредственный толчок развитию ораторского искусства дали знаменитые законы Солона, предусматривающие, что каждый афинянин должен лично охранять свои интересы на суде. Ораторское искусство всегда являлось частью культуры того или иного народа. Оно могло развиваться только в обществе, где человек, выступающий с речью, был уверен, что его слово может оказать какое-то влияние на ход тех или иных событий. Итак, потребность состязаться во всем приводит к необходимости возникновения самого сложного состязания - состязания умственного, состязания в суде.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Назначение судебной речи……………………………………………….4
2. Композиция судебной речи……………………………………………...7
3. Предложение и разделение………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная Юрид риторика.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                ПЛАН:

 

Введение……………………………………………………………………..3

1.Назначение судебной речи……………………………………………….4

2. Композиция судебной речи……………………………………………...7

3. Предложение и разделение………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………….12

Список  литературы………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Слово - властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить...» - утверждает в одной из немногих сохранившихся речей родоначальник аттического красноречия Горгий1.

Непосредственный  толчок развитию ораторского искусства  дали знаменитые законы Солона, предусматривающие, что каждый афинянин должен лично  охранять свои интересы на суде. Ораторское искусство всегда являлось частью культуры того или иного народа. Оно могло развиваться только в обществе, где человек, выступающий с речью, был уверен, что его слово может оказать какое-то влияние на ход тех или иных событий. Итак, потребность состязаться во всем приводит к необходимости возникновения самого сложного состязания - состязания умственного, состязания в суде.

     Судебная речь - одна из самых ответственных из всех речей. Ведь за выступлением судебного оратора часто стоит не просто судьба, но сама жизнь человека. Поэтому основная цель выступления оратора - юриста - воздействовать на суд, на присяжных заседателей, на аудиторию путем раскрытия новых фактов, расстановки соответствующих акцентов и главное - за счет обращения к воображению и эмоциям слушателей.

       Судебная речь рассматривается авторитетными юристами не только как высокое профессиональное мастерство, но и как высокое искусство, требующее ораторских и артистических способностей (П.С.Пороховщиков, А.Ф.Кони, Л.Е.Владимиров и др.). Сама судебная речь должна быть краткой, ясной, убедительной и логичной.

Рассмотрим вопрос о расположении в судебной речи материала, то есть о ее композиции, в частности ее составных частях как предложение и разделение.

 

                           1.  Назначение судебной  речи 

 

 

        Речь – это, прежде всего выражение мыслей, суждений, эмоций и чувств с помощью слова. Речь может рассматриваться как процесс такого выражения, как действие по произнесению слов (например, прокурор выступил с речью). Речь иногда рассматривают и как продукт психической или физической деятельности человека («обвинительная речь лежала на столе»). Речь человека может быть внутренней и внешней, устной и письменной, монологической и диалогической.

      Одной из разновидностей речи является судебная речь. Судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а так же ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. 
     Огромное значение для судебной речи играют судебные прения. Судебные прения – это часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги исследования фактических обстоятельств дела, анализируют, собранные доказательства, высказывают и обосновывают каждый свое мнение по поводу вопросов подлежащих разрешению судом. 
Судебная речь должна быть направлена на обеспечение полного всестороннего объективного исследования обстоятельств дела. 
    Цели судебной речи:

-способствовать формированию внутреннего убеждения судей. 
-воздействовать на народных или присяжных заседателей. 
-воздействовать на присутствующих граждан в зале суда, воздействовать на потерпевшего и обвиняемого.

       Предмет судебной речи – деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности.

       Содержание судебной речи – совокупность вопросов разрешаемых судом при постановлении приговора.

      Особенностью судебной речи является ее состязательный характер, закрепленный в Конституции РФ. Он предполагает:

-отделение функций обвинения и защиты от функций правосудия и их размежевание между собой;

-наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления функций; 

-руководящие положения суда в процессе и наделение только суду права принимать решение.

Специфическими качествами судебных речей являются: 
убедительность, понятность, доходчивость уместность, чистота речи, правильность, эффективность и лаконичность, краткость, выразительность, эмоциональность,  экспрессивность, индивидуальность.

Для понимания определения  судебной речи необходимо установить тот факт, что судебная речь бывает следующих разновидностей:

1.прокурорская или обвинительная речь;

2.адвокатская или защитительная речь;

3.самозащитительная речь обвиняемого;

4.судебная речь – при напутствии присяжных–заседателей, судья может выступить после оглашения приговора.

      Каждый вид судебной речи имеет свое процессуальное и функциональное назначение, отличается особенностями построения и содержания. Судебная

ре Следует подчеркнуть, что судебная речь - это речь официальная и узкопрофессиональная, произносимая только в суде и только теми участниками судебного разбирательства, которым предоставлено право выступления в прениях. Основными из них являются прокурор (государственный обвинитель) и адвокат (защитник),  позиция которых определяется их процессуальным положением. Тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела. Судебная речь, как правило, не содержит новых, не известных суду фактов, известная уже из судебного следствия информация рассматривается в ней лишь с точки зрения обвинения или защиты. Это полемическая, убеждающая речь, в которой прокурор доказывает наличие состава преступления, а адвокат защищает законные права подсудимого. Речь ораторов обращена в первую очередь к составу суда. В силу уголовно - процессуальных норм ни прокурор, ни адвокат не могут прямо обращаться к присутствующем в зале, он они говорят и для подсудимого и для присутствующих в зале граждан. Еще одним адресатом судебной речи является процессуальный противник оратора, когда какой-либо тезис, доказательство или вывод его необходимо оспорить.

     В  языковом аспекте судебная речь  характеризуется сочетанием стандартных юридических формулировок и терминов, использованием логической аргументации и эмоциональных средств выражения. Применяется и такой вид воздействия, как внушение, когда оратор апеллирует, прежде всего, к чувствам и эмоциям слушателям.

      Точки зрения на особенности судебного красноречия  различны. Одни считают судебное красноречие разновидностью деловой речи, другие – публицистической. Есть иное понимание. Например, М.М. Михайлов рассматривал судебное красноречие, как один из стилей русского языка. Он писал: «В составе русского литературного языка судебное красноречие выделилось в самостоятельный стиль. Это объясняется тем, что судебное красноречие выполняют особую, присущую только ему функцию – установить истину, доказать ее и убедить в этом других во имя торжества правосудия. Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимные функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия»2.

      Судебное красноречие имеет свои особенности, свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального законодательства и предполагает оценочно-правовой характер речи. Основная функция судебного красноречия (или судебного ораторского искусства) - способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей. «Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, как Ф.Н. Плевако, другие - глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное»3.

     Говорить хорошо в суде - это говорить по существу, тщательно, всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

 

                             2.  Композиция судебной речи

 

       Риторика, в зависимости от цели оратора, различает пять видов речи: развлекающая, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию. Судебная речь является разновидностью убеждающей речи, где главным средством воздействия на слушателей является логическая аргументация. Это обстоятельство находит отражение и в ее композиционном построении. По мнению античных судебных ораторов, полная судебная речь должна содержать семь частей: вступление, предложение, разделение, изложение или повествование, доводы, патетическую часть, заключение. Такое членение на составляющие было обусловлено стремлением говорящего представить логическую аргументацию в наиболее доходчивой форме.

       Изящество в  слове остается неизменным требованием,  предъявляемым к судебному красноречию,  поскольку только с его помощью  удается овладеть вниманием слушателей, усилить доводы и выразительность каждой части речи.

       Рассмотрим композиционные части данной речи, а затем остановимся более подробно на двух из них -  предложении и разделении. Обычно речь начинается введением или вступлением, иногда эту часть называют приступом. Назначение введения в том, чтобы привлечь внимание слушателей и расположить их в свою пользу. В риторике принято различать два вида введения: естественное и искусственное. Во введении первого рода оратор просто старается привлечь внимание слушателей и добиться их благосклонности; во введении второго рода оратор ставит перед собой цель –переубедить слушателей, изменив их отношение к тому, о чем он собирается говорить.

      Затем следует предложение – это ясно и кратко сформулированный основной тезис оратора, конкретная цель всей речи, которая обычно излагалась так, чтобы потом быть доказанной как силлогизм. За предложением следовало разделение. В этой части основной тезис оратора делится на составляющие части и кратко объясняется весь порядок изложения речи. Затем оратор излагал свой взгляд на обсуждаемый вопрос. Эта часть речи называется повествованием или изложением.

        Для обоснования своей позиции  автор использовал доказательства, подтверждающие его точку зрения  и опровергающие аргументы процессуальных  противников. Последняя часть  называлась «доводы». За доводами  следовала патетическая часть, в которой оратор стремился воздействовать на чувства слушателей и таким образом усилить действие логических аргументов. Завершало речь заключение, где оратор или кратко повторял сказанное, или выводил следствия из уже доказанного утверждения, или стремился еще раз подействовать на чувства слушателей. Обращает на себя внимание последний аргумент заключения. Античные ораторы полагали, что он должен быть сильнейшим и должен воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателей.

      Не всякая  речь содержит в себе все  названные части, и не всегда  они следуют одна за другой  в таком порядке. Композиционная  форма речи изменяется в соответствии  с особенностями конкретной цели  оратора, его центрального тезиса. Оратор может начать речь сразу с объяснения основного тезиса, исключив введение и разделение. Иногда большая посылка высказывается без доказательств как мысль известная, которую никто не станет оспаривать. Но полная речь всегда содержит в себе все названные композиционные части.

 

                              3. Предложение и разделение

     

       Предложение обычно следует за введением. Предложение -  это основной тезис оратора, или конкретная его цель, формулировался как короткое, ясное и четкое утверждение. Это утвердительное предложение (тезис) оратор обязан доказать, поэтому оно становилось заключением силлогизма. Если тезис оратора был сложным, и его нельзя было выразить как простое суждение, оратор делил его на составляющие части, чтобы каждая из составляющих могла стать заключением силлогизма. В этом случае надо было доказывать несколько главных силлогизмов. Если тезис оратора нельзя выразить как простое суждение, главным силлогизмом становится дедуктивное умозаключение из сложных суждений. Такой подход к построению речи диктовал и отношение к собранному материалу: все, что имело отношение к доказательству основного тезиса оратора, должно было войти в речь, а все, не имеющее прямого отношения к доказательству, следовало исключить из текста.

Тезис должен быть достоверным, иначе обосновать его не удастся. Доказательное рассуждение требует соблюдения двух правил по отношению к тезису4:

1) логическая определенность, ясность и точность тезиса; отсутствие логического противоречия;

2) неизменность тезиса, запрещение менять его в процессе данного рассуждения.

   Основное утверждение оратора просто для восприятия и потому оратор, стремящийся показать свое уважение к слушателям и тем самым вызвать с их стороны такие же ответные чувства, соединяет его с разделением. Таким приемом оратор подчеркивает свое стремление не отнимать у слушателей лишнего времени.

         Предложение должно быть:

  • максимально простым по форме;
  • понятным;
  • завершенным грамматически и по смыслу;
  • воспроизводимым;
  • новым;
  • спорным;
  • этически приемлемым для аудитории;
  • реалистичным (осуществимым силами аудитории).

Информация о работе Судебная речь