Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». История русского языка, по убеждению В. Кюхельбекера, «раскроет... характер народа, говорящего на нем». Николай Васильевич Гоголь про русский язык однажды сказал: « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Еще множество фраз и цитат можно приводить в пример.

Содержание работы

1.Введение. Актуальность выбора темы.
2. Положение русского языка в современном мире.
3. Русский язык – национальный язык русского народа
4. Понятие русского литературного языка
5.Культура речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи
6.Заключение.
7.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине «Русский язык» на тему «Современный русский язык как основа культуры речи русского народа.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение  
 
основная общеобразовательная школа №3 г.Камешково

Владимирская область 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 
по дисциплине: «Русский язык» 
на тему: «Современный русский литературный язык  как  основа  культуры речи  русского народа» 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ученица 9Б класса 
Иванова С.А. 
Преподаватель:                                                                                                                                            Петрова С.Е. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Камешково 2011

 

 

Содержание

 

1.Введение. Актуальность  выбора темы.

2. Положение русского  языка в современном мире.

3. Русский язык – национальный язык русского народа

4. Понятие русского литературного  языка

5.Культура речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи

6.Заключение.

7.Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и  культуры. В  расстановке слов, их значениях, смысле их соединений изначально заложена та информация о мире и людях, которая  приобщает к духовному богатству, созданному многими поколениями  предков. 
    Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». История русского языка, по убеждению В. Кюхельбекера, «раскроет... характер народа, говорящего на нем». Николай Васильевич Гоголь про русский язык однажды сказал: « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Еще множество фраз и цитат можно приводить в пример. 
      Я считаю, что все средства языка помогают наиболее точно, ясно, образно и четко выражать самые сложные, важные и необходимые мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего нас мира. Поэтому сегодня, в XXI веке актуально говорить  об особенностях  русского национального языка, который включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка. Образование и развитие национального языка — это сложный и очень длительный процесс, происходящий с течением долгого времени.

  Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и устной). Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Он составляет основу национального языка и обязан сохранять свое внутреннее единство при различии используемых средств выражения. Норма языка — это общепринятое употребление языковых средств, правила, определяющие образцовое использование. Мне близка проблема охраны литературного языка и его норм, что непосредственно является одной из основных задач культуры речи.

О культуре речи можно толковать с позиций общей культуры человека, которая, на мой взгляд, проявляется и выявляется в «речевом поведении», в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользоваться. С другой стороны, культура речи может быть осмыслена и в экологическом аспекте – как часть нашей здоровой «языковой окружающей среды», нашего «речевого существования», освобождённого от грубых ошибок, от досадных неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет, стилистически снижает нашу речь.

    Поэтому считаю, что современный русский язык является не только национальным языком русского народа, но и основой культуры речи каждого человека.

Таким образом, целью написания данной работы является изучить актуальные проблемы культуры речи, попытаться определить место русского языка в современном многонациональном мире.

В процессе работы мною были выдвинуты следующие задачи:

1. рассмотреть положение русского языка в современном мире ;

2. дать определение русского языка как национального;

3.определить понятие русского  литературного языка;

4. изучить нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи.

 

Объектом исследования являются проблемы формирования культуры речи личности.

Предмет исследования: современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа.

Методы, используемые при написании реферата:

1.изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2. анализ научной литературы, учебников и пособий по русскому  языку, основам культуры речи, языкознанию, лингвистике, культуре языковой коммуникации .

 

Теоретическая база.

В работе использованы труды  известных ученых, занимающихся проблемами литературного русского языка, нормами  и этикетом общения в частности, таких авторов, как Скворцов Л.И., Головин Б.Н., Барлас, Л. Г.  Горбачевич, К. С. Ковтунова, И. И. , Кохтев, Н. Н. Шанский, Н. М. Сергеев, В. Н.

 

Структурно работа она состоит из четырёх глав, введения, заключения, списка литературы.

           Глава 1.   Положение русского языка в современном мире

Чтобы определить положение  русского языка в современном  мире и отношение к нему со стороны  народов других стран, необходимо осмыслить  те социальные, политические, экономические явления, которые происходили в нашей стране.

В XX веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.

В первый период необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60–70% мировой информации публикуется на английском и русском языках).

Советское государство многое сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения. Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все  преподавание велось на русском языке. С 1938 г. русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах. В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком. В 1989 г. нерусских, свободно владеющих русским языком, было 87,5 миллионов человек.

Огромная тяга к изучению русского языка во всем мире способствовала созданию в 1967 г. Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Задача этой организации – объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь, содействовать изданию учебников, разнообразных учебных материалов, словарей. С 1967 г. начинает выходить журнал «Русский язык за рубежом». В 1973 г. открывается Институт русского языка им. А.С. Пушкина. Это учебный и научно-исследовательский центр. В нем разрабатываются новейшие методы преподавания русского языка иностранцам, создаются учебники, словари, кинофильмы и другие пособия по русскому языку для иностранцев; принимают в аспирантуру, докторантуру, на курсы повышения квалификации зарубежных русистов, на стажировку иностранных студентов.

Важную роль в пропаганде русского языка играет созданное  в 1974 г. издательство «Русский язык», которое в основном специализируется на издании различной учебной литературы, особенно словарей для изучающих русский язык как иностранный.

Во многие вузы страны, начиная с 60-х гг., стали приезжать иностранцы, чтобы приобрести ту или иную специальность и овладеть русским языком. Количество приезжающих с каждым годом увеличивалось.

После распада СССР, когда  союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело  к заметному снижению интереса к  русскому языку в этих государствах.

Негативное отношение  к русскому языку проявили в странах  Балтии: в Литве, Латвии, Эстонии  государственным языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращаются в школах и вузах преподавание на русском  языке и само изучение русского языка. Перестают издавать на русском языке  научную и общественно-политическую литературу, использовать его при  оформлении производственно-хозяйственной  и официальной документации.

К сожалению, тенденция  сокращения влияния русского языка, его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения наблюдается и в других бывших союзных и автономных республиках. В их средствах массовой информации русский язык начинают называть «имперским языком», «языком тоталитаризма», «языком оккупантов».

Однако, как известно, жизнь вносит свои коррективы. В постперестроечный период становится очевидным, что русский язык необходим для народов как России, так и для Союза независимых государств. Известный писатель абхазец Фазиль Искандер писал в газете «Аргументы и факты»: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы друг друга понимали. Сейчас же происходит переход  республик, народов к общению средствами своего национального языка. Это ставит преграды в развитии культуры, искусства, экономики, в общении людей друг с другом. И в конечном итоге приводит к тем трагическим результатам, которые мы имеем сегодня».

Трезвое отношение к русскому языку, понимание его значения для  народов суверенных государств, для  развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений определяют языковую политику в Казахстане, Азербайджане, Армении. «У нас все казахи, – говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, – прекрасно знают русский язык, и это преимущество, мы, казахи, никогда не должны потерять. Заслуженный деятель науки Якутии, профессор Н.Г. Самсонов в книге «Русский язык на пороге XX века» (Якутск, 1998 г.) говорит о значении русского языка для существования и дальнейшего развития языков других народов: «Наличие языка-посредника не означает свертывания функций национальных языков. Наоборот, всестороннее экономическое и культурное сотрудничество наций, обмен научными, политическими и экономическими знаниями ведет к взаимному обогащению национальных языков, приводит их в соответствие с современным уровнем общественного прогресса. Достоинство народа заключается не в этнической самоизоляции, а в духовной раскованности, во взаимосотрудничестве народов, в совместном равноправном творчестве».

Русский язык продолжает играть важную историческую роль в языковом развитии, вызывает большой интерес  в современном мире. По свидетельству  публикаций в российской прессе, число  граждан США, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Австрии, Кореи, начавших изучать  русский язык и литературу, в последнее  время увеличилось в несколько  раз. Наряду с английским, французским, испанским, китайским русский язык входит в число официальных международных  языков ООН и многих политических, экономических и научных организаций.

Функции языка

Вопрос о функциях языка  тесно связан с проблемой происхождения  языка. Какие причины, какие условия  жизни людей способствовали его  зарождению, его формированию? Каково назначение языка в жизни социума? На эти вопросы искали ответы не только лингвисты, но и философы, логики, психологи.

Появление языка тесно  связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе многофункционален.

Я считаю, прежде всего он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.

Язык служит и средством  сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и  мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Развитие языка и мышления – взаимообусловленный процесс. Развитие мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют  новых наименований; совершенствование  языка влечет за собой совершенствование  мышления.

Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка. В связи с этим выделяются три основные функции языка:

– коммуникативная;

– познавательная (когнитивная, гносеологическая);

– аккумулятивная (эпистемическая).

Дополнительные функции  проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е. наличием адресанта, адресата (участники коммуникации) и предмета разговора. Назовем две  такие функции: эмоциональная (выражает внутреннее состояние говорящего, его  чувства) и волюнтативная (функция  воздействия на слушателей).

Информация о работе Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа