Русская риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

И мы сохраним тебя, русская речь!” Россия вступила в третье тысячелетие. Мы живем в сложном мире техники, компьютеров, телевидения, видеомагнитофонов и других средств речевой коммуникации. В то же время мы храним память всех тех, кто жил, творил, говорил и писал по-русски. За тысячу и более лет русской истории и культуры мы создали великую науку и литературу, сформировали богатейший язык для выражения наших мыслей и чувств.

Содержание работы

1. Введение.
2. Из истории русской риторики.
3. Риторика на Руси до 17 века.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.11 Кб (Скачать файл)

Чтобы ответить на вопрос:  "Каков же был образ речи  древнерусского  человека?"  - пришлось бы,  видимо,  обращаться ко множеству сочинений,  поэтому мы ограничим нашу задачу показом  фрагмента  решения этой проблемы и реконструкции правил речевого поведения и отношения к слову. Сборники под  названием "ПЧЕЛА" содержали множество изречений о житейской мудрости и добродетели - почти  половина из  них могла бы быть отнесена к правилам практической риторики, т.е. нормам речевого поведения, записанным в наставлениях античных и христианских писателей. Например, из кратких афоризмов,  рассказов и наставлений выводятся следующие правила:- предпочтение говорения слушанию ("Апостол рече: будь всяк  человек  скор  на послушание, а ленив на глодание...");совершенство человека связано с уместностью и правильностью его  речевых  поступков ("И если кто словом не согрешает,  то свершен есть");

- правильный выбор аудитории  или собеседника, запрет на ведение диалога с глупыми людьми ("Соломон рече:  во уши безумного ничего же не глаголи,  егда похулит твои мудрые словеса");

- осторожность в обращении со словом,  слово должно соответствовать делу - дело должно быть сопровождаемо скромными словами, слово должно быть правильно;- запрет на праздные и пустые слова; - учить должно не только словом, сколько личностью учителя и примером "доброго жития",  соответствием мудрых слов хорошим делам ("Уча учи нравам, а не словом; кто словом мудр, а дела его несовершенны, тот хром есть...");- человек выявляется и просвещается его речью ("Фотий :Слово подобно зеркалу, как тем образ телесный и личный является, также и беседою душевный образ выражается...");

- речь может содержать  опасность для человека,  поэтому

надо правильно осуществлять выбор собеседника ("Менандр: Уши

свои не ко всем преклоняй словам,  ибо злое слово злому делу

наставник есть...");

- но слово же может быть благом при правильном  обращении  с ним ("Слово как благим житьем одевает душу образом...

Ласточки тишину проповедуют  весеннюю,  а мудрые слова - бес-

печалие");

- именно словом человек  отличен от прочих животных ("То его знаменье,  то же его град, то же его сила, то же оружье,то же и стена...").Любопытно, что  очень  многие  рассуждения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали определенный образ оратора,  тип речевого поведения, общения с аудиторией (собеседниками).  Конечно,  за такой  риторикой

стоит определенная философия,в частности, философия "смиренномудрия", которой, как известно, придерживался Андрей Рублев.  Вот каковы рекомендации (их вполне можно назвать риторическими) Василия Великого к достижению "смиренномудрия":"Да не  будет  у  тебя софистических прекрас о слове...

речей горделивых и решительных,  но во всем отсекай  величавость.  Будь добр с другом, кроток со слугою, не памятозлобивна дерзких,  человеколюбив к смиренным,  утешай  злощастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностью,  отвечай со светлым лицом,  ко всем будь благосклонен,  доступен,  не пускайся в похвалу самому себе, не вынуждай и других говорить  о  тебе,  прикрывай,  сколько можно,  свои преимущества,  а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других.  Не будь тяжел в выговорах, обличайне скоро и не со страстным движением,  ибо это - признак высокомерия;  не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник...".Это, как сказали бы мы сегодня,  программа речевого поведения и одновременно речевого воспитания,  ибо рекомендуемые действия имеют отношение или к речи,  или к созданию образа говорящего, поскольку называют качества человека, такие как доброта,  краткость, не памятозлобивость, человеколюбие, предполагающие определенный тип речи. Правила речевого поведения в быту также регламентировались: можно не сомневаться в их похожести на современные советы в научно-популярных книгах о вежливости,  правилах этикета и т.д.  Вот каковы советы женам относительно их поведения:

- в гости приходить  и к себе звать,  общаться с кем велит муж;  - беседовать о рукоделии и домашнем  строении (как порядок навести и какое рукоделие как делать). "Или у себя во дворе, у какой гостьи, услышав добрую пословице: как добрые жены живут,  и как порядок наводят,  и  как  дома свои устраивают,  и как детей и слуг учат, и как мужей своих слушают,  и как с ними советуются,  и как повинуются им во всему тому прилежно внимать;  а чего хорошего не знают, об этом спрашивать вежливо. С такими то добрыми женами пригоже  сходиться:  не ради еды и пития,  а для доброй ради беседы и для науки;  да внимать впрок себе,  а не  пересмеиваться и ни о ком не переговаривать;  а спросят,  о чем, про кого и когда и начнут ум испытывать,  то отвечать: "не ведаю я ничего того,  и не слыхала, и не знаю; и сама о ненадобном не спрашиваю,  ни о княжнах,  ни о боярынях, ни о соседях не пересужаю".Какой риторический урок можно вывести из "Домостроя"? В нем записана норма бытовой риторики,  речевого этикета Древней Руси.  Как ни далеко шагнула мировая и отечественная цивилизация,  но  изначальные  формы  общения в семье и в быту сохранились - и приходится сказать, что именно подобных  правил  и рекомендаций подчас не хватает современному человеку.

Кстати, письма на радио в  ответ на передачи о риторике показывают,  что современный речедеятель подчас ждет той же регламентации, тех же советов. Показанные правила обращения с речью явились фактически общей и частной риторикой Древней Руси (общей - когда мы говорим о правилах,  относящихся ко всем видам речи, и частной- когда исследуем правила отдельных видов словесности:  ораторской, ученой, церковной, бытовой и т.д. прозы).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо честно признать, что история отечественной риторики только начинает нам открываться. Попробуем же хотя бы перечислить  возможные направления исследований,  рукописные и печатные учебники, которые, хотелось бы, чтобы опубликовали.

1. Конечно,  17  век   не исчерпывается описанной в  этой работе первой русской "Риторикой".  Мы  почти  не  затронули преподавание риторики в Киевской духовной академии,  в украинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромное  количество латинских учебников риторики,  по которому учились здесь в 17-18 веках.

2. К  сожалению,  до  нас  дошло мало работ петровского времени.  Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Риторика",  "Риторика"  Михаила  Усачева,  "О силе риторичестей"Софрония Лихуда, "Книга прекрасного златословия" Козьмы Афоноиверского,  "Наука проповедей"  и "Книга сия философская"Андрея Белобоцкого и другие. Огромный интерес представляет анализ "методики" риторического обучения в духовных академиях и старообрядческих общинах - в наших отделах рукописей хранится множество сборников с риторическими статьями  и  школьными  приветственными речами.

3. Ломоносовский период в истории риторики по-настоящему не оценен.  Между тем многие идеи М.В. Ломоносова свежи и дают много пищи для размышлений любому  человеку,  желающему учиться риторике. Несколько замечательных работ конца 18 века (в частности,  "Правила высшего красноречия М.М. Сперанского) также ждут своего исследования.

4. Первая половина 19 века дала невиданный взлет  риторической мысли. В выдающихся трудах И.И. Рижского, Я.В. Толмачева,  А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленетского разрабатываются философские и логические основания риторики,вместе с тем дан  анализ  конкретной  общественной  языковой практики своего времени.

5. Возвращаясь к ленинским  нормам жизни, нам важно соотнести  опыт  формирования  общественной  речи и риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Миртова, В. Гофмана и других теоретиков ораторского искусства,  риторико-педагогический  опыт Института живого слова давно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.

Все эти труды требуют  внимательного прочтения,  переиздания,  научного комментирования,  изучения всеми, кто хочет(и должен) научиться правильно и убедительно говорить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.И.  Аннушкин,   Первая   русская   "риторика",Знание,М.:1989.

2. В.И. Андреев, Деловая  риторика, Народное образование, М.:1995.

 

3. А.В. Дудников,  Методичка изучения  грамматики,   Просвещение,

М.:1988.

4. Л.П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.:1973.

5. А.К. Федоров, Трудные вопросы русского языка, М.:1972.


Информация о работе Русская риторика