Речевая характеристика Никиты Лихачева в пьесе А. Арбузова"Жестокие игры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:42, статья

Описание работы

В статье представляется речевая характеристика одного из главных героев драмы А. Арбузова «Жестокие игры» Никиты Лихачева. Дается оценка используемых литературных тропов и других средств художественной выразительности.
Ключевые слова: речь, характер, слово, реплика, фраза, роль, сюжет, анализ.
Никита Лихачёв – один из главных героев драмы Алексея Арбузова «Жестокие игры» и, несомненно, один из самых ярких и запоминающихся.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

А. Н. Абрамов

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НИКИТЫ ЛИХАЧЕВА В ПЬЕСЕ АЛЕКСЕЯ АРБУЗОВА «ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ»

Аннотация

В статье представляется речевая характеристика одного из главных героев драмы А. Арбузова «Жестокие игры» Никиты Лихачева. Дается оценка используемых литературных  тропов и других средств художественной выразительности.

Ключевые слова: речь, характер, слово, реплика, фраза, роль, сюжет, анализ.

Никита Лихачёв – один из главных героев драмы Алексея Арбузова «Жестокие игры» и, несомненно, один из самых ярких и запоминающихся.

Это активный, преуспевающий, привлекательный молодой человек. Он никогда не стоит на одном месте, никогда не зацикливается на каких-либо неприятностях, а старается как можно быстрее с ними справиться и продолжить движение. «Предназначен на первые роли» - это фраза лучше всего характеризует его портрет.

Речь Никиты грамотна и наполнена смыслом, но в то же время лаконична. Почти каждая его реплика состоит из коротких односложных предложений:

Н и к и т а. Умные женщины помогают коротать дождливые вечера. Они помогают нам, если они ничего себе. Ого! Начал говорить пошлости. Маразмирую. Дурной знак.

Н и к и т а. Не сообщила никому. (Значительно.) Тоже... довод. Все-таки странная она. Всего жди. (Долго молчал и вдруг улыбнулся.) Огонечек. Вспоминаю, если правду сказать.

Это можно отнести к такому литературному тропу как парцелляция.

Для Никиты очень важно, чтобы его слушали, но почти не важно, чтобы его слышали. Поэтому он говорит очень яркими, четкими и громкими фразами. Он экономит речевые усилия, но в то же время обдумывает каждое слово. Этот персонаж вообще склонен к анализу собственной речи, так как то, что он говорит, напрямую влияет на отношение окружающих к нему.

Никита намеренно меняет порядок слов в предложениях. Это одна из причин того, почему иногда бывает очень трудно выделить в сказанном ключевые слова. Затрудняется это еще и тем, что каждое произносимое им слово, по его мнению, является главным и ключевым.

В речи этого героя выделяется еще одна немаловажная особенность – умелое сочетание стилей, на первый взгляд очень разных, противоположных, а иногда даже исключающих друг друга:

Н и к и т а. Это что за новое поступление? 
К а й. Не сложилось у нее. Одна в городе. Пусть ночует. 
Н и к и т а. Неприбранная какая-то. 
К а й. Отмоется. (Усмехнулся.) Пол подметет. Чай приготовит. 
Н и к и т а. Ученый секретарь? 
К а й. Натерпелась, видимо. Очень уж угодить хотела. Представь, спрашивает вдруг: «А спать я с вами буду?» 
Н и к и т а. Считает, что обязана. Благородный поступок. (Поглядел в сторону ушедшей Нели.) Нет, миленькая на вид. (Улыбнулся.) Не намекнуть ли? 
К а й. Что? 
Н и к и т а (шаловливо). Все-таки и я тут хозяин... в какой-то степени. 
К а й. Разборчивей быть надо, милый. 
Н и к и т а. Думаешь? (Обернулся.) А мне тут один хмырь жаловался. «Жизнь, — говорит, — очень короткая». (Уходит.)

Н и к и т а. Где ты ее выкопал?  
К а й. Сама нашлась.

 

При первом прочтении реплики может показаться, что лексикон Никиты страдает наличием слов низкого стиля (хмырь, неприбранная, выкопал и т.д.). А нахождение их в одном предложении с официально-деловой лексикой вообще может натолкнуть на мысль о безграмотности речи и пренебрежении к слову. Но происходит это так умело и ненавязчиво, непринужденно, что превращается скорее в достоинство, чем в недостаток. А в данном случае даже в некий художественный прием, привлекающий внимание ко всему, сказанному этим с виду ничем не выделяющимся из толпы молодым человеком.

В состоянии сильного эмоционального напряжения Никита начинает еще больше анализировать свою речь, стремится снова начать контролировать все, что происходит вокруг. Особенность характера. Его комфорт в любой обстановке зависит лишь от одного условия-возможности управления ею. Это условие единственное, но обязательное. В противном случае Лихачев на некоторое время теряет самообладание, ни следа не остается от той поразительной невозмутимости, спокойствия. Этот герой, действительно, боится наговорить лишнего.

 

Но эмоциональность каждой фразы этого персонажа достигается даже при условии отсутствия ярких выражений, да и при крайне малом количестве слов.

Доходит до того, что каждое свое слово, пусть даже сказанное искренне и честно, Лихачев ставит под сомнение, выражаемое чаще вопросом либо риторическим восклицанием. Таким образом, на протяжении всего сюжета реплики Лихачева можно описать схемой:

 

. - … - ?(!)

Н и к и т а. На душе как-то мутновато стало... Чепуха, конечно, но разыскать ее решил... и не нашел в общежитии. Помнишь, как добивалась прописки?.. И вдруг бросила все, уехала из Москвы.

  Так же в своей речи Никита использует лексические повторы:

Н и к и т а. Потому что у нас бездельников нет, все делом заняты. Чертовски прогрессивные потому что.

Н и к и т а. Никто не радуется. Никто! А изумительно учусь... и на водной дорожке... и наедине с себе подобной... Вызываю всеобщий восторг! (Тихо.) Но мне никто не радуется.

риторические восклицания:

Н и к и т а. Хорошо, что не пошли в ресторан! Просто превосходно... Встречать свой день рождения в ресторане... Пошлость! (Каю.) Ты прекрасно все организовал, старичок... Сельдь иваси, картошка и водка... Сурово. Достойно человека. И полное отсутствие девиц! Новая нота. Еще раз доказывает, что мы вышли из младенческого возраста. Мы люди. Мы уже не те. Мы другие люди.

Н и к и т а. Никто не радуется. Никто! А изумительно учусь... и на водной дорожке... и наедине с себе подобной... Вызываю всеобщий восторг!

некоторые элементы градации:

Н и к и т а. В том-то и дело. Вот, например, я... хожу сюда, что, по существу, конечно, изумительно. У меня образцовая семья — уйма народа! — братья, сестры, племянники, родители. Даже прадедушка живет, между прочим, был террористом: убил какого-то губернатора. Словом, масса разнообразнейшего народа, и все живы, все здоровы, все перспективны.

Алексей Николаевич Арбузов — известный современный драматург. Его произведениям свойственна полная высокого благородства нравственная атмосфера и актуальность. Пьесы Арбузова хорошо известны зрителю. Они всегда широко шли и идут сейчас на сценах отечественных и зарубежных театров. А «Жестокие игры» - едва ли не самое известное его произведение.

Никита Лихачев – очень интересный как с точки зрения актерского мастерства, так и с точки зрения риторики персонаж. В его речи используется множество приемов; она наполнена различными средствами художественной выразительности, как лексическими, так и синтаксическими. И я очень надеюсь, что данная статья поможет актерам, готовящимся к этой роли, лучше понять этого героя и достигнуть полноты его образа на сцене.

 

Литература

  1. Арбузов А.Н. «Жестокие Игры», драма в двух частях, одиннадцати картинах. М.: Детская литература, 2003.

 

 

 


Информация о работе Речевая характеристика Никиты Лихачева в пьесе А. Арбузова"Жестокие игры"