Речевая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой «естественный» характер и стали системой искусственных сигналов.

Содержание работы

Речевая деятельность…………......……………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Речевая деятельность. ……………………….………………………….5
1.Структура речи………………………………………………………………… 5
2.Механизмы речевой деятельности……………………………………………12
Глава II. Виды речевой деятельности…………………………………………..16
1.Формы речи…………………………………………………………………….16
2.Виды речи………………………………………………………………..……..19
Заключение ………………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

к.р по культуре речи.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Определенное значение среди коммуникативных приемов  имеет установление величины дистанции между говорящими. По своей индивидуальной манере люди значительно различаются. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая ту или иную дистанцию с партнером, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, сам при этом не допуская в свой личный мир, либо глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.

      Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осознать слабые и сильные стороны своего речевого поведения.

                           

 

 

 

 

 

 

                                   2 Механизмы речевой деятельности

        Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.

       Основные механизмы речи: 1) механизм осмысления в единстве анализа и синтеза, 2) механизмы памяти (долговременной и оперативной), 3) механизм опережающего отражения (процесс вероятностного прогнозирования и процесс упреждающего синтеза).

 

Механизм эквивалентных замен

       Развитие речи человека основывается, прежде всего, на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам.

         Действие механизма эквивалентных  замен состоит в том, что  в самом процессе восприятия речи реципиент заменяет слова и словосочетания (сложные знаки) более простыми сигналами или наглядными образами. Это является своего рода необходимостью в силу того, что возникающий в сознании знак отражает первичный знак не прямо, а косвенно или «превращение» и его понимание человеком происходит путём как бы перевода с «языка слов» на «язык образов» и «язык мыс ли». В самом же сознании образу могут соответствовать различные слова, отличные от тех, что даны в восприятии, а лишь сопряжённые с ними по смыслу.

        Так, к примеру, восприятие фразы, представляющей собой инструкцию, вызовет активность реципиента по перекодировке одного её стиля в другой.

        При загорании сигнала «Лифт перегружен» необходимо частично разгрузить кабину.

         Если загорелась красная лампочка, кому-то надо выйти из лифта.

         Иными словами, человек, вошедший в лифт, прочитав такой текст, поймёт его гораздо легче, как только он сможет сделать его для себя более доступным по форме. Именно в таком — упрощённом виде — он и запомнит его.

      Очевидно, что воспринимая речь, читатель  соотносит предъявляемые ему  знаковые образования с имеющимися  у него образами сознания. 

После семейного обеда в Версале, после переезда в дождливую ночь через площадь Согласия и бульвар Со, Луи и Рене с чувством удовлетворения сели в пустой вагон на левобережной станции.

Если они не представлены в сознании, то реципиент будет заменять их схожими (допустим, представит себе русский железнодорожный вагон, а не французский, какой-то бульвар, а не бульвар Со и т.д.).

  Механизмы памяти долговременной и оперативной

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

        Существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память, работающая несколько секунд. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что должно быть произнесено (написано, услышано).

         Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, по- 
павшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

      Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации - предвидение, предугадывание.

 

Механизм опережающего отражения

        В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей).

        Упреждающий синтез рассматривается как частное проявление общепсихологического механизма опережающего отражения в продуктивных видах речевой деятельности (в рецепции — вероятностное прогнозирование). В результате действия этого механизма создается действительно цельное объединение, в котором последующее звено должно быть упреждено предваряющим импульсом для того, чтобы сформировалось предшествующее. На уровне современных представлений о психологической природе говорения можно выделить по крайней мере три линии упреждения в речевой последовательности: упреждение а) по линии словесно-артикуляционной стереотипии; б) по линии лингвистических обязательств, относящихся как к лингвистической вероятности сочетания слов, так и к реализации развертывания грамматических правил, определяющих, в частности, глубину фраз, и в) по линии смысловых обязательств раскрытия замысла, выявляемых на отрезках высказывания больших, чем предложение.

     По первой линии упреждения — словесно артикуляционной стереотипии — упреждающий синтез проявляется в характере самих артикуляционных движений и в характере интонационного оформления слова. 

     Вторая линия упреждающего синтеза в процессе говорения проявляется в плане выполнения лингвистических обязательств.

      Третья линия упреждения — линия собственно смысловых обязательств — развертывается в полной мере на высказывании большем, чем предложения. Однако и на уровне предложения «у нас есть отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, и наш выбор нужных слов зависит от чего-то, гораздо большего, чем предшествующие элементы нашего высказывания. 

       Опережающее отражение, проявляясь в каждой из названных трех линий упреждения в процессе речевого производства, реализуется и во всех них вместе взятых одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             2. Виды речевой деятельности

1. Формы речи

   Различают две формы речи:

1) устная речь;

2)письменная речь.

     Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. 
     Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания). 
     Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, отличают речь, читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".   

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное. 
     Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчлененность, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.

Письменная  речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для  официально - делового и  научного стилей  речи, для  языка художественной литературы.  Публицистический стиль  использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). 
     Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими_ошибками. 
     Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды речи

Видами речи являются:

- говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

- слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

- письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

- чтение - восприятие графических символов и их понимание.

      Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. 
     Для того чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причем не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

Основными элементами техники  речи являются:

- фонация (речевое дыхание);

- голос (правильные навыки голосообразования);

- дикция (степень отчетливости произношения).

Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа:

- этап первичного анализа звукового сигнала и его психо - механической обработки;

- этап смысловой интерпретации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Речь — специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

         В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

Задание 2

Поставьте ударение, обозначьте особенности произношения (с помощью букв, заключенных в квадратные скобки).

 

Отраслей, положит, принята, прибыл, понята, призывной возраст, профессоров, ректоров, рудник, с деньгами.

Задание 3

Найдите и исправьте  лексические ошибки.

  1. Приспособление предохраняет рабочего от травматизма.

Приспособление предохраняет рабочего от травм.

  1. В бассейне есть свободные абоненты

В бассейне есть свободные  абонементы.

  1. Мы должны приложить все силы, чтобы восстановить хаос в стране.

Мы должны приложить  все силы, чтобы остановить хаос в стране.

  1. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами.

Комитет принял компромиссное решение без совета с экспертами.

Задание 4

Найдите и исправьте  ошибки (нарушения морфологических  норм), допущенные при образовании  формы слов.

  1. ФСБ заявило протест, а ЦРУ промолчал.

ФСБ заявила протест, ЦРУ промолчало.

  1. Снег надо чистить до самой бордюры.

Информация о работе Речевая деятельность