Речь - визитная карточка юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Речь - это не только средство выражения мыслей и чувств. Это показатель нашего интеллекта, постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность.

Файлы: 1 файл

речь-визитка.docx

— 16.34 Кб (Скачать файл)

Речь - визитная карточка юриста  

Речь - это не только средство выражения мыслей и чувств. Это  показатель нашего интеллекта, постоянная реклама наших способностей, нашей  работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность. Речь - это  своеобразный паспорт человека, который  точно указывает, в какой среде  общается говорящий, как он относится  к людям и родному языку, каков  его культурный уровень. К.Г. Паустовский  даже писал, что «по отношению  каждого человека к своему языку  можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

От степени владения нормами  и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно  может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой - неясной, правильной - небрежной, уместной - неуместной, логичной - нелогичной, выразительной - сухой, богатой - бедной, самобытной - штампованной, убедительной - неубедительной.

В. Шекспир предупреждал молодых: «Следите за своей речью, от нее зависит  ваше будущее». Действительно, если человек  владеет речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, - он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя во всех жизненных ситуациях; у него удачно складывается карьера; он добивается успехов во всех своих делах. Он всегда лидер, всегда - ведущий.

Человеку же, не умеющему говорить грамотно и убедительно, суждено  быть во всем только ведомым. Жить ему  намного труднее: он чувствует себя скованным, ущербным; почти всегда терпит поражения; у него гораздо меньше друзей, да и карьера складывается непросто… Поэтому необходимо учиться культуре речи. А что это такое?

Культура речи понимается как умение использовать в конкретной ситуации такие языковые средства, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных  задач. Это употребление единственно  нужных слов и грамматических конструкций  в каждом конкретном случае.

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой  мышления, сознательной любовью к  языку и уважением к себе как  к личности. Однажды писатель Корней Иванович Чуковский на коряво сформулированный вопрос, «как повысить качество своего языка», ответил: «Нет ничего проще. Чтобы  повысить качество своего языка, нужно  повысить качество своего интеллекта».

Основной критерий культуры речи - нормативность, которая понимается как точность, правильность, чистота  речи. Это умение точно, в соответствии с нормами литературного языка  выражать мысли, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

Высшим уровнем культуры речи является речевое мастерство, заключающееся в умении ясно (доходчиво), логично и убедительно раскрывать мысли, в богатстве словаря и  разнообразии грамматических конструкций. Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно; не штампованными, надоевшими словами, а по-своему, самобытно, индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти наиболее точное, значит, наиболее подходящее для  конкретной ситуации и стилистически  оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает и умение пользоваться риторическими приемами, способствующими эмоциональному, психологическому воздействию.

Важно ли для юриста независимо от его специализации владеть  культурой речи? Безусловно, важно. Для юриста умение хорошо говорить - это прямая профессиональная необходимость. Почему?

Прежде всего потому, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального». И независимо от его коммуникативной роли - составляет ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений, занимается научной работой - он правовед, разъясняющий гражданам нормы права.

Юрист ежедневно имеет  дело с самыми разнообразными явлениями  жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним  нужное решение и убедить обращающихся к нему в правильности своей точки зрения.

Кроме того, юристу приходится сталкиваться с людьми разных профессий  и различного культурного уровня. И в каждом случае необходимо находить нужный тон и слова, аргументирующие  и грамотно выражающие мысли. Нарушение  юристом языковых норм (например, употребление просторечных форм не ложи, хотишь и др.) может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей; пропадает уважение к юристу, появляется неуверенность в его знаниях.


Информация о работе Речь - визитная карточка юриста