Реализация принципов преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение методики словообразования на уроках русского языка и выявление приемов, направленных на обеспечение принципов преемственности и научности.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – изучение словообразования на уроках русского языка в начальных классах на основе принципов преемственности и научности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы изучения словообразования в начальных классах;
- выявить возможности современных учебно-методических комплектов для формирования способов освоения элементов словообразования младших школьников;
- выявить и охарактеризовать психолингвистические особенности младших школьников в области словообразования;

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы проблемы преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах
На уроках математики в
Психолингвистические основы словообразовательной работы с младшими школьниками

Психолого-педагогические особенности усвоения словообразования детьми младшего школьного возраста


Методика словообразовательной работы на уроках русского языка в начальной школе при реализации принципов преемственности и научности

Принципы научности и преемственности как основа методики обучения русскому языку

Анализ программ и школьных учебников по русскому языку под руководством Н.Ф.Виноградовой
Методика изучения словообразования в начальных классах

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ РУС ЯЗЫКА.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

После этого этапа вводится теоретический материал, описанный выше.

Далее следуют упражнения на закрепление введенного нового материала.

Рассмотренный пример  подтверждает реализацию принципа научности в изложении словообразовательного материала учебников данной линии.

 

 

2.3. Методика изучения словообразования в начальных классах

Корень – особая морфема для учеников начальных классов: именно с ней начинается осознание морфемной структуры слова. Вот  почему исключительно важным является этап формирования на семантической  основе понятия корня и однокоренных слов, на что ориентируют современные программы для начальных классов.

    Можно выделить несколько наиболее эффективных приемов, которые обостряют внимание к значению корня, однокоренных слов и помогают ученикам осознать их структурную и смысловую общность.

     Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа. Речь идет об анализе предложений или маленьких текстов, в которых представлено скопление однокоренных слов. Ученики должны не только обнаружить эти слова, но и обязательно объяснить, почему они являются однокоренными. При этом, естественно, обращается внимание и на структурную общность, и на смысловое сходство.

     В качестве образца рассуждения можно взять текст из учебника Т. Г. Рамзаевой, расчленив этот образец на следующие части:

        1) слова хлеб и хлебница имеют общую часть хлеб;

2) они сходны по смыслу: хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб;

3) поэтому слова хлеб и хлебница однокоренные;

4) записываем однокоренные  слова хлеб и хлебница и выделяем корень


   -хлеб-.

Можно предложить несколько текстов и предложений, которые помогут организовать подобную работу в классе. Сложность такой работы состоит в том, что однокоренные слова даются не в «готовом» виде (цветы – цветник, рука – рукавица). Их еще надо опознать в тексте. Следовательно, при выполнении подобной работы подключаются разные виды речевой деятельности – чтение текста;

                        - восприятие текста на слух;

                        - смысловая обработка текста;

                        - устное объяснение;

                        - запись слов с графическими  пометами.

 

 «У ежа ежата, ужа ужата»      (скороговорка)

«Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.»    (С. Маршак)

 

 «Проплясали  по снегам

Снежные метели,

Снегири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки

В снежном переулке

 Звонко носятся  снежки

Режут лед снегурки.     (С. Погореловский)

 

Интересным видом работы может стать структурно-смысловой анализ слов-отгадок, которые самостоятельно находят ученики, работая с серией загадок. Вот, например, пять загадок, в которых задуманные слова являются однокоренными (-снег-//-снеж-);

1. Чернокрылый, красногрудый,                  2. Жил я посреди двора,

    И зимой  найдет приют,    Где играет детвора.

    Не  боится он простуды –                           Но от солнечных лучей 

    С первым  снегом                                          Превратился я в ручей. 

    Тут  как тут!          (Снегирь)                                                           (Снеговик)

 

3. Покружилась  звездочка                            4. У занесенных снегом кочек,

    В воздухе  немножко                                      Под белой шапкой снеговой,

    Села  и растаяла                                            Нашли мы маленький цветочек

    На  моей ладошке.  (Снежинка)                   Полузамерзший, чуть живой.

(Подснежник)

 

5. Что за дворник  удалой

  Снег сгребал  на мостовой

  Не лопатой, не метлой,

А железною рукой.   (Снегоочиститель)

    Дифференциация  понятий: однокоренное слово и  синоним.

Практика показывает, что далеко не сразу учащиеся начальных классов понимают сущностную разницу однокоренных слов, с одной стороны, и синонимов, слов одного лексико-семантического поля, - с другой. Происходит это потому, что в определениях синонимов и однокоренных слов общим признаком является смысловая близость слов. Однако в родственных словах эта близость определяется наличием одной и той же  значимой части слова (корня), а в синонимах смысловое сходство передается разными корневыми морфемами.

Упражнения, нацеливающие на проведение сопоставительного анализа, могут быть самыми разнообразными, например такими:

«В тетради Пети Двойкина»

Учительница дала задание подобрать однокоренные слова к существительному вода. Петя Двойкин записал в тетрадь слова водяной, водный, озеро, бассейн, водопровод.

Оцените ответ Пети. Как вы думаете, почему ученик допустил ошибки?

Выпишите только пары однокоренных слов:

 Подосиновик  – осина; гриб – боровик, мебель  – стул, лес – лесник, домик  – избушка, книга – книжный.

Объясните, почему не выписали остальные пары слов.

Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой – синонимы:

Море – морской, трава – травушка, плясать – танцевать, туман – туманный, грусть – тоска.

Что общего в словах каждой группы?

Подберите к слову маленький три однокоренных слова и три синонима.

Накопление гнезд однокоренных слов.

    Этот  прием  в обучении является одним  из наиболее эффективных. Говоря  о задаче накопления гнезд  однокоренных слов, мы имеем в  виду особую организацию работы с корнем в начальной школе, и прежде всего составление словарика корней русского языка. В чем обучающий смысл в составлении такого словарика? Эта работа позволяет зафиксировать в сознании ребенка определенную морфему и показать её присутствие в однокоренных словах.

Запись можно оформить так:


-верст-: верт-ушк-а, верт-ит


-свист-: свист-ок, свист-ит

Словарик должен непрерывно пополняться. А чтобы эта работа целенаправленно и результативно проводилась школьниками, можно предлагать такие задания:

Подготовиться к словарному диктанту (учитель на уроке предлагает записать несколько слов с теми корнями, о которых шла речь на прошлых уроках).

Самостоятельно составить задания по этому словарику (на уроке выясняется чье упражнение получилось наиболее интересным).

Дополнить  список однокоренных слов, используя упражнения учебника, словари.

    Работая с таким  словариком, ученик лучше зрительно  воспринимает графический облик  корня, приучается к тому, что  бы не искажать его при написании  орфографически сложных слов. Помимо  этого происходит расширение  словарного запаса за счет  уточнения значения знакомых, употребительных  слов (через значения корня) и  обогащение новыми, еще неизвестными.

    В работе направленной  на накопление гнезд однокоренных  слов, большое значение имеют  и специальные упражнения, нацеливающие  на составление ряда однокоренных  слов по указанной морфеме.

1. Прочитайте слова, что  их объединяет?

    Св.стеть, св.сток, св.стулька, св.стун, засв.стеть, св.стящий.

2. В словарик запишите  слова с корнем –холод-. Не забудьте привести примеры однокоренных слов.

Объясните, можно ли включить в эту группу однокоренных слов слова холодильник, похолодание, холодец.

3. Продолжите ряд однокоренных  слов: единый, единица,…

    Итак, подобная  работа, связанная с накоплением  гнезд однокоренных слов, нацеливает  детей на восприятие графического  облика морфем, представленного  в обособленном от слова виде (-мороз-, -стол-, -верх-). В результате обостряется восприятие морфемы, морфемного значения, тренируется зрительная память, а также способность к структурно-семантическому анализу однокоренных слов.

             Сопоставительный анализ слов  с корнями – омонимами.

Исключительно эффективным приемом, формирующим представление о корне как значимой части слова, является сопоставление слов с корнями – омонимами, то есть с морфемами, которые одинаково пишутся, произносятся, но имеют разное значение. Такие корни очень интересны с точки зрения задач обучения, так как они формируют противоположные по смыслу и часто смешиваемые группы слов, которые при беглом и формальном взгляде можно принять за однокоренные. В эту ловушку и попадают дети, считая, например, родственными слова типа: ранний – ранить, морской – заморыш и т.п. при этом учащиеся учитывают лишь структурное сходство таких слов, но не принимают во внимание то, что смысловая общность является обязательным признаком однокоренных слов. При работе с такими корнями можно предложить следующие упражнения:

Напишите слова, разбив их на группы однокоренных.

 Дорогой, дороже, дорога, дороговизна, придорожный.

«Четвертое лишнее»

Испариться, парник, напарник, запариться


Работу с корнями-омонимами можно разнообразить, используя специальные тексты, анализ которых лучше проводить в устной форме. В этом случае учащимся предлагаются примерно такие задания. «Прослушайте текст. Какие слова похожи в произношении? Являются ли оно однокоренными? Почему?»

«У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет, Поля полет, Паша пашет,

Варя варит, Валя валит, Света светит,

Катя катит, Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.»

Использование приема словообразовательного толкования слова.

    Особое внимание  в работе с однокоренными словами  нужно уделить словообразовательному  толкованию слова. Этот прием  толкования лучше проясняет внутреннюю  связь (смысловую и структурную) обеих частей словообразовательной  пары.

                                                       Ножовка

узкая ручная пила                                             пила, напоминающая нож

 

В производящем слове как бы оживает заложенная в нем внутренняя суть, которую мы вроде бы осознаем, но не воспринимаем уже так ярко. Об этом писала методист М. Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаенный смысл, - то же, что зажечь внутри фонаря огонек.» (14)

Прием определения лексического значения слова через подбор однокоренного не является новым для ученика начальной школы. Так, отвечая на вопросы «От какого слова образовано новое слово?» или «Почему так назвали?», дети именно таким образом объясняли значение слов подосиновик (растет под осиной), рыжики (рыжего цвета). Подобные формулировки, включенные в тренировочные упражнения на уроке, помогают воспитать у детей привычку начинать морфемный разбор с буквального толкования слова, что позволяет избежать досадных ошибок, вроде тех, о которых мы уже упоминали.  Действия учеников становятся обдуманными, хотя особенно в первое время, очень медленными. Зато в дальнейшем затраченное время окупается с лихвой.

    Важно, чтобы дети  поняли, что это специальный прием, с помощью которого не только  разъясняется лексическое значение  слова, но четче осознается его  морфемное строение. Кроме того, прием словообразовательного толкования  слова помогает вооружить правильным  способом действия при анализе  правописания корня. Приведем пример  упражнений:

Письменно объясните значение прилагательных. Выделите корни и объясните их написание.

Шапка из меха – меховая шапка

… - ст..льной рельс

… - м..сные котлеты

… - шерстяной платок

Докажите, что слова каждой пары связаны по смыслу. Являются ли они однокоренными?

Ущелье – щель, земляника – земля, полезный – польза.

Закончите объяснение значения каждого слова. Выделите корни в однокоренных словах.

Шутник – тот, кто любит…

Шалун – тот, кто любит…

Приведите примеры слов, значение которых можно объяснить, начиная словами тот, кто…

    Итак, прием словообразовательного  толкования слова объединяет  лексический, морфемно-словообразовательный, и орфографический анализ в  одно целое и формирует у  детей представление о разных  языковых свойствах, которые представлены  в слове в их единстве и  взаимосвязи. Кроме того, этот прием  готовит учащихся к овладению  правильным способом проведения  морфемного разбора.

Информация о работе Реализация принципов преемственности и научности при изучении словообразования на уроках русского языка в начальных классах