Развитие риторики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Оно фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным дальнейший прогресс.

Файлы: 1 файл

Реферат по русскому. Риторика.docx

— 25.54 Кб (Скачать файл)

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

                             НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА,

101 ГРУППЫ,

ШЕВАЛДИНА ЮЛИЯ

 

 

 

 

 

 

УФА 2013 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дар слова  – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над  миром всего живого. Слово –  это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Оно фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным дальнейший прогресс.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем  секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или результат длительного  обучения. Ответ на эти и на другие вопросы дает риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».

Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимала большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, пожалуй, как ни в какой другой науке, можно заметить преемственность традиций, взаимовлияние культур и, одновременно, –гуманистический характер, ориентацию на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторике в России и за рубежом начал расти.

ЗАРОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ

 

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали еще в Египте и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе, где каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку. Особый вклад в развитие риторики античного периода внесли Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и другие.

ПОЯВЛЕНИЕ РИТОРИКИ В РОССИИ

 

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. После распада Римской империи риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и риторики как науки.

До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость  отрицало язычество. Вместе с принятием  христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного»  был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики («Риторикою убо учу не злато люблю…»)

В Древней  Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие”. В этих текстах и речах прослеживается влияние византийских риторов. Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания.

В древнерусских  памятниках культуры часто встречаются слова «риторика», «ветия», «ветийство», «хитростное глаголание». Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха).

Замечательные образцы риторически изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита  Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

В XVII веке при  монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед  патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось  к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.

Эти традиции укреплялись и обогащались в  эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные  книги появляются только в начале XVII в.

В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод  труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560), написанный на латинском языке. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Этот учебник рукописный и существует в 34 вариантах в настоящее время.

Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

В первой части  книги дается представление о  риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словами” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при  решении государственных дел), «показующий» (хвалебные речи).

Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

С развитием  просвещения появилось множество  учебников риторики на латинском  или церковнославянском языках. “Риторика” Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII столетия. В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев.

Хочется отметить произведение Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. В предисловии Спафарий пишет о девяти “мусах”, Аполлоне и описывает семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Далее Спафарий пишет: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

1. Ибо риторика  – древнее искусство и еще  древнейший мудрец Горгий писал о ней.

2. Ибо риторика  украшает речь и создает, а  потому достойна изучения и  труда.

3. Ибо риторика  имеет определенные правила в  повествовании, содержании, способе  обучения.

4. Ибо риторика  сладостна в изучении, украшает  речь будто цветами и бисером.

5. Ибо риторика  полезна во всей нашей жизни,  поскольку риторически неискусное  сочинение будет тягостным для  слушателей”.

В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем (1681-1736) - крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I - было создано риторическое сочинение “De officium oratore”. При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам в Украине, России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В “Риторике” Феофана Прокоповича рассматривается  общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, языковые средства. Он подробно говорит о назначении текста в различных коммуникативных  ситуациях, о требованиях, которым  должен соответствовать хороший  оратор; рассматривает природу и  назначение трех стилей литературного  языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.

Честь создания первой научной  теории риторики принадлежит Ломоносову (1711-1765). У Ломоносова есть чему поучиться и современному оратору. Свойственная ему “благородная упрямка” выразилась в том, что будучи учеником Ломоносов осмысленно изучил то, что было написано до него. А потом использовал в своих книгах по риторике не только то, что изучил в Славяно-Греко-Латинской академии, но и то, что изучил в родной деревне под Архангельском.

Так, в руках у Ломоносова была “Риторика” Михаила Усачева 1699 года, в которой давалось следующее  определение риторики: “Риторика  есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати”. В первой неизданной рукописи “Риторики” 1743 года Ломоносов словно переводит это определение на современный ему язык, несколько иначе расставляя акценты: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.

В 1748 году Ломоносов ввел слово “красноречие” и назвал свое сочинение “Краткое руководство к красноречию”. Новый учебник начинался словами: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”.

Так Ломоносов утвердил в  русской науке слово “красноречие”, под которым понималось искусство  убеждать, говорить красиво и уместно  о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – “учение о красноречии вообще”. Три рода правил, о которых говорит  риторика как наука, показывают:

1) как изобретать идеи (“что о предложенной материи  говорить должно”),

2) как изобретенное украшать,

3) как расположить мысли  и слова. 

Новаторство Ломоносова проявилось в целом ряде глав. Так, он включил  в изобретение раздел “О возбуждении  страстей”, где показал, как рождаются  с помощью речи чувства слушателей. Остроумно пишет Ломоносов о том, что “мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности”. Доводов же иногда недостаточно, чтобы привлечь иного слушателя на свою сторону. Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие, то есть понять, как и от чего рождается всякое чувство (“страсть”) в слушателях. Последовательно он описывает основные эмоции, создаваемые речью: радость / горесть, любовь / ненависть, страх / смелость, гнев / милость, честь / стыд.

Вот что пишет Ломоносов  о любви: “Любовь есть склонность к другому кому, чтобы из его  благополучия иметь услаждение. Сия  страсть по справедливости может  назваться мать других страстей, ибо  часто для любви веселимся, уповаем, боимся, негодуем, жалеем, стыдимся, раскаиваемся и прочее. Любовь сильна как молния, но без грому проницает, и самые  сильные ее удары приятны. Когда  ритор сию страсть в послушателях возбудит, то уже он в прочем над ними торжествовать может”.

Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия  необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие  физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и  структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский  учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных  риторов.

По проекту  Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

В России в  конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачу общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей.  Н.Ф. Кошанский считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг.

Информация о работе Развитие риторики в России