Публичное выступление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателем. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.
Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено Вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

Содержание работы

Содержание:
1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи .................................3
2. Основные приемы поиска материала ………………………… 6
3. Начало, завершение и развертывание речи……………………9
4.Список литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Риторика Публичное выступление Смирнова НН Шихалиева ЕТ..docx.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

       После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи.

      Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

      Рассмотрим эти составные элементы композиции.

      От того как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

     Так как цели и мотивы слушателей разные, оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

    Во вступлении может быть использована цитата. Которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

    Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

    Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору  втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

    Следует иметь ввиду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

    Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость гласит: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

    По мнению А.Ф. Кони, конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом.

     В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателем отдельные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

    Продумывая заключение, особенно тщательно необходимо поработать над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

     Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

     Писатель К.Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «  Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

   Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения речи, названный в методической литературе принципом экономии.

     Придумывая структуру главной части, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства  выдвинутого положения, какие ораторские приемы используют с целью привлечения внимания слушателей.

     Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

     Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Кратко охарактеризуем основные из них.

    Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

    Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое выступление этот  метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

    Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

     Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

      Ступенчатый метод- последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

    Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

     Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

    Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутые положения и воздействия на аудиторию.

     Располагая определенным образом доводы своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

    Важной задачей при работе над композицией является – борьба с утомлением внимания. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддерживания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, кокой прием использовать в том или ином месте.

    Известный судебный деятель 19 века Пороховщиков (Сергеевич) приемами привлечения внимания считает прямое требование внимания от слушателей; обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ораторам прервать речь, сделать паузу.

     Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того, чтобы заинтересовать слушателей, предмет речи сразу не называется.

      К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно–ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

     Оживляет выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

    Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению. Основной из них – нарушение логической последовательности в изложении материала.

    К недостатка композиции относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

      Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателя, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им вопросы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3 – 4 вопросов.

    Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь была экономной и краткой. Но краткость речи, подчеркивал А.Ф. Кони , состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длительной и утомительной.

    К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи.

    Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед  оратором, от состава слушателей.

   Следует помнить, что интересные, захватывающие речи – это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи.

    Работа над планом, композицией речи – творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если он хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступления.

   

   

 

 

 

Список литературы:

1.      Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева

Русский язык и культура речи : Учебное пособие для вузов. 10- е изд. Ростов н/Д: изд.-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

 

 

   

 

     

 

 

 

 

 

    

 

    

 

      

   

 

   



Информация о работе Публичное выступление