Предмет риторики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.
Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Содержание работы

Введение
Основная часть.
1. Предмет риторики как науки
2. Структура риторики
3. Функции риторики
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Business.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель – формирование человека через обучение его наилучшим  образом мыслить и чувствовать  и выражать это красноречивым  образом. Для этого создается  нормирование приемов композиции, характерных  для разных видов речи.

Так достигается  цель воспитания человека нового стиля  для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.

Принципы  риторики происходят из диалектики. Характерно, что цивилизации Востока не разработали  принципов риторики, так как диалектическая философская беседа не была свойственна  их культурам. Арабский исламский мир  разрабатывал риторику по греческим  образцам и главным образом как  гомилетику и логико-философские  трактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологической проблематике; буддизм, разработав логику, использовал  ее как гомилетику; китайская филология  использовала логику "Книги перемен" для композиционных форм письменно-литературных сочинений. Поскольку диалектика как  диалог по особому условию не стала  обычаем восточного общества, представлять человека как создателя и получателя речевой семантической информации как бы не было нужды.

Традиционно считается, что риторика относится  к ораторской прозе или к прозе  документной, научной и пр., а поэзия – к поэтическим произведениям. Считается, что поэтика и риторика отвлекаются от разного эмпирического  материала текстов, и поэтому  они различны4.

В риторике важен логический анализ, прежде всего  как инструмент риторической критики. В риторике такой анализ можно  произвести только через тезаурус.

 

2. Структура риторики

 

Риторика  включает два основных раздела —  общую риторику и частную риторику.

Общая риторика представляет собой науку об универсальных  принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная  риторика рассматривает особенности  отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также  второе значение – одно из направлений  новой риторики. Начало использованию  этого термина положил выход  в свет книги Дюбуа Ж. и др. Иногда «общая риторика» используется как  синоним «неориторики»5.

Строение  общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла  к завершенному тексту. Общая риторика содержит:

  • учение о риторе;
  • учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости;
  • учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова.

В учебном  изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о  риторе и теорию аргументации. Это  делается, чтобы не осложнять и  без того трудоемкий процесс обучения.

Риторическое  построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем  слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики — отношения слова  как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются  те виды слова, которыми должен активно  владеть всякий образованный человек:

  • письма по предметам общежития и литературные;
  • документы и деловая корреспонденция;
  • диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии;
  • повествовательная (историческая) проза;
  • устное слово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической (духовной), педагогической и пропагандистской речи;
  • научно-философская проза.

В античных учебниках риторики различались  три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная, церемониальная или  показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу.

В новое  время статус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. К традиционным видам красноречия  – политическому, судебному, торжественному и богословскому добавились новые  – академическое, деловое и публицистическое красноречие.

Ныне  можно различать столько же частных  риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более  мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления  является подразделом публицистической риторики).

Наибольшее  воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому  и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее  время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

Среди других подразделений риторики – деление  на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и  учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США.

 

3. Функции риторики

 

Главная функция риторики: практическая —  владение искусством целесообразного  слова. Искусство слова — самое  нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его  требует серьезного труда и основательной  подготовки. Не существует легких путей  к трудным целям.

Но у  риторики есть и образовательная  функция, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования  — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В  противном случае искусство слова  становится пустословием6.

Изучение  риторики предполагает совершенное  знание русского литературного языка  — инструмента аргументации. Поэтому  в ходе изучения риторики следует  постоянно обращаться к учебникам  русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим  словарям, повторяя и оживляя в  памяти те разделы школьного курса  русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным  образом.

Чтобы научиться  строить письменную и устную публичную  речь, необходимо:

  • понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию;
  • читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора;
  • упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом;
  • говорить и писать публично.

 

Заключение

 

Итак, мы определили предмет риторики как  науки, рассмотрели структуру риторики, функции риторики.

В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение  риторики как современной семиотической  дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством  детального количественного и качественного  описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и  речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных  типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики – насколько  исходя из возможностей дисциплины можно  предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых  сфер социальной практики новых речевых  жанров и типов текстов.

Риторика при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.

 

Список используемой литературы:

 

    1. Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2006. – С. 480.
    2. Дюбуа Ж., Эделин Ф.,Клинкенберг Ж. Общая риторика. – М., 2006. – С. 360.
    3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. – С. 310.
    4. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. – С. 420.
    5. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. – М., 2005. – С. 478.
    6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. – С. 480.
    7. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 2005. – С. 352.
    8. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002. – 416.
    9. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 2003. – С. 176.
    10. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 2006. – С. 512.

1 Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. – С. 38.

2 Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2006. – С. 38.

3 Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. – С. 230.

4 Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 2005. – С. 53.

5 Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 2003. – С. 27.

6 Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 2003. – С. 39.


Информация о работе Предмет риторики как науки