Основные категории риторики - этос, пафос и логос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Данная тема актуальна, так как в современном обществе важно знать основные категории риторики для успешного ораторского искусства. Цель работы - рассмотреть основные категории риторики; узнать их значения;
Объектом работы является категории риторики, а именно этос, пафос и логос. Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Содержание работы

Введение .......................................................................................................... 3
1 Общие понятия основных категорий риторики..........................................4
2 Пафос……………………...............................................................................6
3 Логос................................................................................................................8
4 Этос………………….....................................................................................10
Заключение.......................................................................................................13
Список использованных источников.............................................................14

Файлы: 1 файл

реферат риторика.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение .......................................................................................................... 3

1 Общие понятия основных  категорий риторики..........................................4

2 Пафос……………………...............................................................................6

3 Логос................................................................................................................8

4 Этос………………….....................................................................................10

 Заключение.......................................................................................................13

 Список использованных  источников.............................................................14

 

                                              Введение

Термины "этос", "пафос", "логос" - основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел  создателя речи, имеющего цель развить  перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос  ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Тема реферата  - "Основные категории риторики: этос-пофос-логос".

Данная тема актуальна, так  как в современном обществе важно  знать основные категории риторики для успешного ораторского искусства.

Цель  работы - рассмотреть  основные категории риторики; узнать их значения;

Объектом  работы является  категории риторики, а именно этос, пафос и логос.

 

 

 

 

 

 

        1 Общие понятия основных категорий риторики        

         Этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер  попал в страну Гуингмов. Гуингмы - существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: "Таскать вам - не перетаскать" и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по-русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

Три центральных  категории риторики - логос, этос и пафос. Попробуем разобраться, что это такое. Вот три определения.

В древней  риторике использовались понятия: этос - нравственное начало; логос - мысль, заключенная в речи; пафос - чувство, воодушевление, вложенное в речь" (М.Р. Львов).

         Под словом этос античная традиция понимает те условия и соглашения, на основании которых ритору дозволено действовать. Под словом пафос понимается замысел речи. Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи и представляет собою детализацию темы и формы, т.е. индивидуального акта речи. Под словом логос - словесное наполнение замысла, элокуция" (Ю.В. Рождественский).

Этос - этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово. Логос - та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне. Пафос - это соответствующая ситуации, цели высказывания форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания" (С.Ф. Иванова).

 

 

          2 Пафос

Пафосом называется "намерение, замысел создателя  речи, имеющего цель развить перед  получателем определенную и интересующую его тему" (Рождественский Ю.В. Там  же. С.69). Содержание пафоса - мысль-воление, направленная на принятие решения и действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря которой становится возможным решение и целесообразное действие.

Повышающим  является пафос, который развивает  в сообществе свойства соборности; понижающим является пафос, который  развивает в сообществе свойства сборища. Понятно, что повышающий пафос  стремится предложить решение проблемы и обосновать его с позиций  духовной нравственности, а понижающий - с позиций материального интереса.

Создать повышающий пафос значительно труднее, чем понижающий. Во-первых, собственная  выгода более популярна, чем общее  духовное благо, а практический интерес  привлекательнее, чем нравственный долг (исполнение которого сопряжено  со многими неприятностями). Во-вторых, ритор, который создает повышающий пафос, предлагает идеи, осуществимость и реальная польза которых далеко не очевидны аудитории.

Правила пафоса:

пафос является основой замысла;

без пафоса невозможны решения и действия;

следует избегать понижающего пафоса;

ритор не должен создавать искусственный  пафос, не соответствующий замыслу  и предмету речи;

пафос речи связан с эмоциями, которые могут  возникнуть в аудитории, поэтому  ритор должен предвидеть эмоции, которые  его слово может создать в  аудитории;

ритор должен контролировать собственные речевые  эмоции;

слишком сильный и неуместный пафос компрометирует ритора. 

3 Логос 

Логосом называются словесные средства, которые  используются ритором в аргументации выдвинутых предложений. Логос порождается  пафосом и предстает как аргументация - система целесообразных средств  выражения замысла речи и его  обоснования в форме, приемлемой и убедительной для аудитории.

Строение  аргументации основано на общепринятых моделях и правилах, которые позволяют  представить замысел в форме, приемлемой для аудитории, то есть объединить мысли ритора и аудитории, достичь  согласия аудитории с доводами и  ее присоединения к предложениям ритора.

Аргументация  может быть рассмотрена с точки  зрения характера и состояния  проблемы, задач и техники убеждения, с точки зрения состояния и  динамики аудитории.

С точки  зрения состояния проблемы аргументация подразделяется на эпидейктическую (показательную), судебную (судительную) и совещательную. Это разделение видов аргументации основано на отношении предмета речи ко времени и на последовательности решения проблемы.

Предметом совещательной речи является будущее, так как мы совещаемся о том, что  возможно и в качестве возможного желательно или нежелательно. Но возможность и желательность предполагаемой ситуации определяются наличием подобных фактов в прошлом и их оценкой. Следовательно, прогнозировать будущие события как результат решения мы можем, только опираясь на опыт прошлого.

Предметом судебной (точнее ее назвать судительной) речи является прошлое. Она сложилась как судебная именно потому, что о том или ином деянии выносится суждение как о факте, а судить, то есть оценить как хороший или дурной можно только свободный поступок. Но такой поступок мы можем оценить как хороший или плохой, правильный или неправильный, лишь если мы согласны в том, что есть добро и зло, что правильно и что неправильно.

Предметом эпидейктической, или показательной, речи и являются ценности и нормы. Но поскольку в судительной и совещательной речи мы говорим о прошлом, настоящем и будущем, то понятно, что эти ценности и нормы должны оставаться равными себе в прошлом, настоящем и будущем, иными словами, рассматриваться вне времени и вне конкретных обстоятельств, при которых принимаются решения. Стало быть, обосновать эти нормы и ценности можно только как бывшие всегда и будущие всегда, то есть пребывающие во век.

Итак, совещательная, судительная и показательная речь образуют цепь, в которой показательная речь выступает в качестве ключевого звена: если нет согласия о ценностях и нормах, становятся невозможными оценки прошлого и решения о будущем. Из этого не следует, что всякое высказывание будет либо показательным, либо судительным, либо совещательным: в зависимости от состояния проблемы, уровня однородности аудитории, степени ее предметной подготовки эти три вида аргументации могут в различных пропорциях соотноситься между собой в любом высказывании.

Вместе  с тем очевидно, что речь в суде или речь историка будет судительной, речь проповедника или философа - показательной, речь политика или руководителя предприятия - совещательной.

С точки  зрения техники и задач убеждения  аргументацию можно подразделить на научную, диалектическую, учительную, эристическую и софистическую.

Задача  научной аргументации состоит в  установлении истины как достоверного знания в конкретных науках. В зависимости  от типа науки и конкретной задачи научного исследования такая аргументация может иметь или строго доказательный (аподиктический), или гипотетический характер. Но в любом случае научная  аргументация требует обсуждения и  соответствующей оценки идей с позиций  научной методологии степени  достоверности научного вывода.

Задача  учительной аргументации состоит в  таком обосновании принятых и  установленных (церковью, обществом, наукой) положений или знаний, которое  обеспечивает их понимание, усвоение и  использование учащимся. Учительная аргументация основана на принципе доверия  учащегося к учащему и на приемах и способах обоснования положений, которые исходят из состояния души и умственных возможностей учащегося. Цель учительной аргументации - обучение и воспитание.

Задача  диалектической аргументации состоит  в обосновании положений, относительно правдоподобия или правильности которых существуют различные точки  зрения, и в решении проблемы, относительно которой "ни одна из сторон не имеет определенного мнения" (Аристотель. Топика. Соч. Т.2. С. 358-362) Диалектическая аргументация связана с ценностями, целями и интересами отдельной личности или общественной группы и применяется в основном в тех сферах, где действует свобода воли и где требуется принять правильное или наилучшее решение. Цель диалектической аргументации - убеждение и достижение согласия. Поэтому обсуждение богословских, философских, правовых, технических, хозяйственных и иных вопросов связано с диалектическими доводами.

Задача  эристической аргументации - достижение победы в споре независимо от того, приведет такой спор (полемика) к  изменению взглядов оппонента или  нет. Эристическая аргументация рассчитана не столько на переубеждение оппонента, сколько на убеждение тех, кто  присутствует при споре, и за чье  присоединение к своей позиции  борются полемические противники. Эристическая аргументация состоит в защите принятых положений или в опровержении положений, противоположных принятым, всеми уместными и этически приемлемыми  средствами убеждения. Показательным  признаком аргументации является использование  различных форм так называемого  аргумента к человеку - включения  слов или свойств говорящего в  систему доводов: "Вы утверждаете  то-то и то-то, потому что это вам  выгодно".

В традиционной риторике эристическая аргументация отождествляется  с софистической и отвергается (Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. Т.2. С.535-537). Это неразличение эристики и софистики, восходящее к Платону и Аристотелю, однако, не соответствует реальности: в некоторых диалогах самого Платона, как в "Софисте", ведется явно эристическая и даже отчасти софистическая полемика против софистов и софистики. Вся история публичной аргументации от древности до нашего времени свидетельствует о том, что люди стремятся защищать и отстаивать свои убеждения или, наоборот, изменять неверные с их точки зрения или враждебные им взгляды наиболее эффективными средствами. Иное дело, что приемы эристической аргументации могут оказаться этичными и неэтичными.

Информация о работе Основные категории риторики - этос, пафос и логос