Ораторское исскуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия?

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………2-4
2. Логика, этика и эстетика речи…………………………………….4-8
3.Роды и виды ораторского исскуства………………………….8-9
4.Личность оратора……………………………………………………….9-11
5.Внешний облик оратора…………………………………………….11-17
5.1 Внешность
5.2 Манеры
5.3 Выражение лица
5.4. Контакт со слушателями
5.5 Поза
5.6 Жесты
6.Заключение…………………………………………………………………..17-18
7.Список использованной литературы…………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат_по_русскому.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в  разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники (разумеется, если это  не цитата) следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой. Очень много проблем  связано с точностью словоупотребления. В русском языке большое количество слов имеет сходные или близкие  значения, и не всегда прост? выбрать  нужное слово из группы близких по значению слов: следует учитывать  оттенки значения, стилистическую окраску, общий смысловой ореол слова  и т. п.

При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться  толковым словарем русского языка. Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала  речи.

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные  средства.

Выступление становится более  убедительным, привлекательным, что  способствует установлению более тесного  контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные  средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной  ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории.

Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной  речи.

 

1. Метафора представляет  собой перенос наименования на  основе сходства. Для использования  в качестве метафоры пригодны  слова с предметным значением,  т. е. с таким значением, определить  которое можно, указав на соответствующий  предмет, звук, запах и любой  другой чувственно воспринимаемый  элемент окружающего нас мира. 

2 Эпитет. В узком понимании  эпитет – это образное определение,  выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами,  очень изобретателен и выразителен.

3. Олицетворение– разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу.

4 Гипербола (преувеличение)  – количественное усиление интенсивности,  свойств, особенностей поведения  и т. п.

5. Сравнение– уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план..

6. Антитеза (противопоставление) часто строится на основе антонимии.  Противопоставленные понятия лучше  выявляют свою специфику на  фоне друг друга. 

7. Подхват– повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом.

8.Градация– интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря использованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов.

9. Каламбур. Основа каламбура  – игра значениями слов. В каламбуре  может использоваться полисемия  (многозначность), омонимия, синонимия.

10. Риторический вопрос– предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию.

11. Вопросно-ответное единство– способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется.

 

12. П о в т о р. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. Если повторяется начальное слово, то это онафора (единоначалие).

 

13. Многосоюзие. Многократно  повторяющийся союз подчеркивает  значение каждого компонента  конструкции.

14. Синтаксический параллелизм.  При этом приеме два или  более рядом стоящих отрезка  текста имеют тождественное синтаксическое  строение, благодаря чему они  выделяются на общем фоне текста.

Итак, ораторское выступление  должно быть логично построено, автор  не имеет права нарушать этические  нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование  выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно  и ярко выразить авторское отношение  к поставленной проблеме.

3. Роды и  виды ораторского искусства

С древнейших времен живое  слово сопровождает все формы  общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью  воздействия, роды и виды ораторского  искусства.

Отличительной чертой социально-политического  красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в  целом. К социально-политическому  красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

Особенностью церковно-богословского  красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения  мыслей, красота слога.

Особенностью судебного  красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный  характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает  психологию восприятия слушателей, в  ней обычно говорится о мотивах  совершения преступления.

Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия  предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия - текст выступления  согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие –  речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических  приемов убеждения.

Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых  переговоров) – деловой стиль  речи, использование специальных  терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово  и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию  собравшихся, изложение мыслей в  разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

Особенность лекционно-пропагандистского  красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать  научные сведения доступными неспециалистам.

Понимание специфики каждого  рода и вида ораторского искусства  дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой  ситуации по форме и стилю

4. Личность оратора

Русский государственный  деятель, мыслитель и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия  суть страсти … Сильное чувствование и живое воображение для оратора  необходимы совершенно. И как сии  дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты». М.В. Ломоносов писал  о том, что оратор должен обладать остроумием и памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля  всходы. В отличие от Сперанского  он полагал, что ораторское искусство  можно постичь, и, кроме природных  дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие  средства к постижению ораторского  искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

Что же думают современные  специалисты о возможности стать  оратором? Они отмечают необходимостью общих и специальных способностей. Способности формируются из природных  задатков. К ним относятся особенности  нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых  связок, двигательного аппарата и  др.). Общие способности – это  благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково  важны для многих видов деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность  нервных процессов, скорость образования  нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как  развитое произвольное внимание, его  бвстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

Оратору необходимы и специальные  способности:

- наблюдательность позволяет  правильно и полно воспринимать  окружающую действительность, события,  факты, выделять в них главное;  помогает правильно оценивать  состояние аудитории и, следовательно,  адекватно реагировать на него;

- развитое мышление позволяет  оратору логически мыслить, что  дает возможность анализировать  информацию, проникать в сущность  явлений, глубоко, целенаправленно  и последовательно излагать тему;

- самостоятельность ума  – необходимое качество оратора,  которое дает возможность критически  относиться к различным источникам  информации, выносить свои суждения  и оценки на суд аудитории,  что всегда вызывает уважение;

- творческое воображение  помогает оратору вжиться в  ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать  о ней; 

- способность к сильным  эмоциональным переживаниям проявляется  в увлеченности темой, экспрессивности  изложения, что положительно воздействует  на слушателей;

- речевые способности  определяют культуру речи оратора,  его умение доносить свои мысли  ясно, живо, впечатляюще. 

Способность – необходимое, но не достаточное условие становления  оратора. В человеке, который берет  слово, чтобы влиять на других, хотят  видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других!

Можно развить и специальные  способности.

В ораторской деятельности можно  выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).

Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

При подготовке к выступлению  оратору необходимо знание основ  диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным  и обоснованным.

И при подготовке, и при  проведении выступления оратор нуждается  в психологических знаниях, которые  помогают устанавливать контакт  со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога  помогает оратору владение культурой  речи.

Навыки оратора – это  усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, исполнение которых не требует значительного  напряжения памяти и внимания, то есть выполняется почти автоматически. Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время  выступления, навык самообладания  перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Кроме того, к коммуникативным  навыкам, необходимым оратору, относят  профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность  выражать свои эмоции и управлять  ими.

Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков  и позволяют ему решать сложные  творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества

5. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА

 

Для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным пу­тем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он пред­ставляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе—поло­жительное или отрицательное — и, сами того не созна­вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора­тора и воспримут ли они то, что он им скажет. Высту­пить публично — это значит дать слушателю возмож­ность познакомиться с вами, как говорится, и на ра­достей на горе. Если не на радость, если внешние дан­ные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но прежде всего следует подтвердить основной прин­цип: подлинно движущая и направляющая сила внеш­них данных и приемов оратора Заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, вооду­шевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.

 

5.1 Внешность

 

«С лица не воду пить...»  С неказистой внешностью ора­тору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на долж­ной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

 

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Ваши товарищи на ве­чернем собрании в клубе вряд ли ожидают, чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного вы­ступления на занятиях студенты одевались по-празднич­ному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором го­ворили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер», был. поборником безукоризненной внешности. Ему и в голову не пришло бы появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В на­ше время требования не так строги. Но мужчинам, по­жалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.

Информация о работе Ораторское исскуство