Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотреть личность оратора и рассмотреть его личностные качества.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
Рассмотреть личность оратора, как ораторы непосредственно связаны с самой наукой риторикой, где и когда возникла данная наука.
Рассмотреть типы ораторов.
Разобрать какими же качествами должен обладать хороший оратор.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
Оратор…………………………………………………………..
Типы ораторов…………………………………………………
Личностные качества оратора………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по риторике.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

1. Есть перспектива пьяной оргии  с размахом.

 

2. Есть, где остаться после этого  на ночь.

 Верблюдом абсолютно безразличен  повод выступление: свадебный  банкет или открытие филиала  Ассоциации возрожденных пилотов-камикадзе.  Главное для них - суметь внятно  проговорить речь до конца.

4) Белка. Причина, по которой эти жизнерадостные зверьки так часто роются в земле, вовсе не связана с тем, что они прячут там орехи на зиму (распространенное заблуждение, которое можно легко при желании опровергнуть). Дело в том, что эти маленькие глупые грызуны начисто забывают, где они оставили пропитание. А ведь неспособность вспомнить то, что случилось более двух секунд назад, как и полное неумение позаботиться о будущем - это уже болезнь.

 Определенный тип ораторов  выработал целый ряд навыков  подобного "беличьего" поведения. 5) Мышь. Это трясущийся, пугливый оратор, который, нервно теребя листки, пищит перед аудиторией. Опытные ораторы берут на вооружение пару-другую мышиных повадок и пользуются ими, чтобы завоевать симпатию аудитории. 6)Муравьед. Это небольшое африканское млекопитающее отличается двумя характерными чертами, как и ораторы, берущие с него пример. Первая - бронированная чешуя, а вторая - привычка рыться в муравейниках. Всякому, кто когда-либо стоял перед враждебно настроенной аудиторией, понятна ценность чешуйчатой брони, особенно при отражении щекотливых вопросов. Если единственная мысль, которую вы наметили в своем выступлении, еще так и не раскрыта перед слушателями, просто игнорируйте даже самые нетерпеливые жесты из председательского кресла. Продолжайте как ни в чем не бывало. Если же, что всего вероятнее, никакой мысли и не было с самого начала, можете спокойно поблагодарить председателя и занять свое место. Рыться в муравейниках или копаться в грязи – одно из наиболее полезных ораторских качеств; второе – это подсчет лакомых кусочков, которые можно вылизать из данного муравейника. В самом деле, стоит покопаться в грязи ради того, чтобы добыть полезную информацию и использовать ее с выгодой для себя.

3. Личностные качества  оратора.

Оратор должен быть личностью, умеющей  публично мыслить и обладающей языковой культурой. Оратор должен быть яркой  индивидуальностью, т.к. именно этим он, прежде всего, интересен слушателям.  Оратор должен быть человеком глубоко  нравственным. Оратор должен обладать особым мужеством. По статистике 10 % людей  настроены против оратора. Оратор должен обладать глубокой убежденностью в том, что он говорит.

Какого человека можно назвать  хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно  и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной  веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество  примеров, когда сила ораторского  слова использовалась для того, чтобы  установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов”  всегда оказывался временным, а история  всё расставляла на свои места.

Поэтому мы бы назвали с большой  оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини  и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих  народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.

Вот почему следует ещё раз вспомнить  формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

Но быть хорошим человеком –  хотя и основное, но слишком общее  и расплывчатое требование. Чтобы  быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.

Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог  “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого  человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере  производства и управления (он будет  писать документы, вести деловые  переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием  определённых речевых способностей. Поэтому Ваша профессия и ощущение “удобства” связан не просто с интересами, а с определённой областью речей и текстов, которыми вам придётся заниматься.

Итак, второе требование – пойми, в  чём твой речевой талант, и развей его.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит  в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

Следующее требование к оратору  касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию  и отстаивает её. Отстаивание позиции  не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.

При индивидуальном своеобразии можно  говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств  личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся  честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и другие.

Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.

Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.

Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

Ответственность – приготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной. Качество решительности, как и другие свойства оратора, - не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.

Здесь перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.

Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими  требованиями к речи создают в  представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?

В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.

Не зря слово “образ” имеет  связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к  определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают  ораторы. Хороший оратор (ритор в  целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к  лучшему, поэтому он отталкивается  от существующих образцов и создаёт  новое: новые идеи, новый стиль  в словах и всём образе поведения.

Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.

Теперь приложим всё сказанное  к отдельным видам ораторской речи, какими являются:

    1. политическое красноречие (политическая ораторика);
    2. судебное красноречие (судебная ораторика);
    3. духовное красноречие (церковная ораторика);
    4. педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);
    5. академическое красноречие (устная ораторика);
    6. военное красноречие (военная ораторика).

В сущности же видов красноречия  или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.

 

Заключение

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное  творчество публичной речи.

Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без  постоянной практики выступлений. И  способности, и навыки, и умения оратора  формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать  наблюдательность, копить и шлифовать  впечатления, много читать, вдумываться  в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более  ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить должно бы считаться  для интеллигентного человека таким  же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования  и воспитания обучение красноречию  следует считать неизбежным».

Итак, в своем реферате я постаралась  подробно рассказать о том, какие  люди являются ораторами, показать, какие  есть типы ораторов и какие качества важны для оратора.

 

Список использованной литературы

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978
  2. Медведев А.В. Основы риторики. М., 2000.
  3. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.
  4. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.

 

 

 

 

 


Информация о работе Ораторское искусство