Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся у класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Цель обучения русскому языку – формирование у учащихся умения свободно общаться. Чтобы коммуникативный акт состоялся, речь должна отвечать таким требованиям, как богатство, правильность, выразительность, уместность. Работе над этими качествами речи необходимо уделять внимание при изучении всех тем школьного курса. Отсюда и задания формируются таким образом, чтобы дети не просто усвоили языковую теорию, но и знали. Какую роль это языковое средство играет в речи, как им можно воспользоваться.

Файлы: 1 файл

referatinissled.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

4. Расскажите о различных  формах имени существительного  «хлеб», которые встретились вам  в приведённых текстах (расставьте  ударение, выясните лексическое  значение, какие формы числа возможны: единственного, множественного, того  или другого):

А в поле труд… Обычной  чередою

Идёт косьба: хлеба  не будут ждать!

Но это время названо  страдою, -

Другого слова нет  его назвать…

 

Кто испытал такого неба,

Тот без труда раз  навсегда поймёт,

Зачем игру и шутку  с крошкой хлеба

За тяжкий грех считает наш народ.

К.К. Случевский

Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и  хлеб уродился…

Хорошо было и проснуться до солнца, розовым росистым утром, среди матово-зелёных хлебов, увидеть  в дали, в голубой низменности, весело белеющий город…

Он съел две таранки, горомадный пук зелёного лука и пять французских хлебов…                   

5. Уместна ли форма  единственного числа имени существительного  «лист» в данном предложении?  Почему?

Прошлогодний лист в  овраге

Средь кустов – как  ворох меди.       С. Есенин

6. «Недавно в деревне  один маленький мальчик пришел  во время грозы ко мне в  комнату и, глядя на меня  большими от восторга глазами,  сказал: «Пойдём смотреть грома!» 

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело со всех сторон».

Как правильно образовать форму множественного числа именительного  и родительного падежей? Возможна ли форма «грома»? обратитесь к орфографическому словарю русского языка.

7. Попытайтесь изменить  краткие прилагательные и сделайте  вывод. Что можно сказать о выражениях: по белу свету, от мала до велика?

8. Кто прав?

Встретились два друга. Толя говорит Васе:

- Я вчера учил грамматические  правила, выполнял письменное  задание, решал задачу, писал бабушке  письмо.

- Почему же ты начатые  дела не довёл до конца? – спросил Вася.

- Я всё полностью  выполнил, - возразил Толя.

- Если ты всё это  завершил, то неправильно говоришь, - заметил Вася.

Кто из друзей прав?  

5. Синтаксис  и пунктуация.

1. Найдите лишнее словосочетание, докажите правильность своего вывода: галстук из шелка, ковёр из шерсти, друг из Москвы, кувшин из глины, статуя из бронзы.

2. «Не всегда важно,  что говорят, но всегда важно,  как говорят» (М. Горький). Докажите  эту мысль на примере предложения:

«Попробуй сделать».

3. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Докажите эту мысль писателя.

4. Один воскликнул: «Какая  картина!» Другой сказал: «Какая  картина?». Что хотел сказать  каждый из них? Как вы это  определили?

5. Сколько человек сидело за столом?

За столом сидели сосед  генерал лейтенант Пётр Максимович и мой отец.

6. Что не ясно в  телеграмме? Как устранить неясность?

Встречайте завтра выезжаю  поездом 21 вагон 5. Маша.

Правильность  речи.

Правильность речи –  это «соответствие её языковой структуры действующими языковыми нормами». Задания направлены на усвоение таких норм, которые соотносятся с правилами произношения, ударения, словообразования, формообразования, построения предложения.

1. «Речевая культура  человека – это зеркало его духовной культуры». Раскройте смысл этой фразы на конкретных примерах.

2.

Я знаю, что дарю,

Я помню, что беречь.

Я детям говорю:

Не засоряйте речь!

Р. Казакова

Как вы понимаете смысл  последней строки? Покажите на примерах.

3. Какое слово в  этом ряду лишнее? Почему?

    Скучно, конечно,  точно, нарочно.

4. Почему рифмуются  слова «скучно», «простодушно» в  приведённой строфе?

В глуши, в деревне  всё вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

А.С. Пушкин

5. Инженер Петрова  или инженерша Петрова?

6. «Завтра девочка  пойдёт встречать мать. Она будет  в белом платье».

Почему непонятен смысл  высказывания? Внесите необходимые  исправления.

           

 

                                      Выразительность речи.

Выразительность речи - это '"такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя". ( Б.Н. Головин). Приведенные задания, отражают эту особенность речи, связаны с выяснением выразительных возможностей фонетических, лексических и грамматических единиц, эстетической роли эпитетов, метафор, сравнений и других изобразительных средств.

  1. Какой фонетический прием использовали поэты для создания выразительности описываемых явлений? Проанализируйте приведенные поэтические строфы.

 

Сухие листья.

 

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья

Под тусклым ветром кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?     

                                         Ф. Сологуб.

 

Полночною порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.  

                                        К.Бальмонт.

 

Солнце и борей.

 

Всей земле свое сиянье.

Ты без шума раздаешь;

Тихо на небо взойдешь,

Продолжаешь путь в молчанье,

И закат спокоен твой!

Мой обычай не такой!

С ревом, свистом я  летаю,

 Всем верчу, все возмущаю,

 Все дрожит передо мной!

 Так не я ли царь земной?   

                                            В. Жуковский.

 

2. Докажите, что "русской речи свойственны щедро рассыпанные уменьшительные, ласкательные, увеличительные и уничижительные суффиксы" (Л. Югов). Используйте для этого басни И.Л. Крылова.

3. Одному из молодых авторов К. Паустовский заметил: " Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное". Проанализируйте приведённые тексты и оцените мастерство авторов в создании описания.

За полем  снежным - поле снежное,  

Безмерно- белые  луга;

Везде - молчанье неизбежное,

Снега, снега, снега, снега!

 

Огни лимонно- апельсинные

На небе бледно-голубом 

Дрожат... Но быстро тени длинные

Закутывают  все кругом.      

    В.  Брюсов.

 

Солнце, садилось после дождливого дня б серо-красные тучи, стволы в березовом лесочке были алые, проселок, резко выделявшийся черно-фиолетовой грязью среди свежей зелени, был тяжел.

                                                                                  Я.Бунин.

Оно ( небо) то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное - перед торжественным выходом солнца, то золотое, то золотисто-синее, и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного дня.

                                                                                 В.Солоухин.

  4. Проанализируйте приведенные тексты с точки зрения употребления глаголов (обратите внимание на временную форму).

У большинства съедобных грибов плодовое тело образуется пеньком и шляпкой. Отсюда и название - шляпочные грибы. У одних грибов нижний слой состоит из многочисленных трубочек, такие грибы называются  трубчатыми. Нижний слой других грибов образуется многочисленными пластинками, поэтому их называют пластинчатыми.

                                                                                   Ботаника.

 Лиса бежала, бежала - видит: поперек следа свежий след.

 Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок - по свежему следу: бежит и стала: оборвался след! Куда теперь?

                    В.Бианки.

5. Какую роль  выполняют глаголы в приведенном  тексте?

Радуги сверкают - над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

                        К. Паустовский.

6. Докажите, что в основе загадки лежит сравнение двух сходных вещей или явлений, что иносказательность достигается через употребление слов в переносном значении.

Маленькая собачка,

Свернувшись лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает.

7. Благодаря каким образным средствам Ф. Абрамов зримо нарисовал сентябрь?

 

 " Брусничным coком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны прошитые лимонными березами.

 

Лимонно-солнечные кустарники.

Поле капустное. Иссиня-морозные кочаны.

Жёлтый березняк, густо расшитый красной рябиной".

Уместность речи.

 

Уместность речи - это "такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения". Задания связаны с особенностями употребления слов и оборотов, синтаксических конструкций в соответствии с тем или иным стилем речи.

     I. Прочитайте приведенные тексты и докажите уместность употребления в одном из них эпитетов, в другом - терминов.

" Он (ландыш) рос тут  же, под не проницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво оберегали от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветок. Но умирали покрытые росой и желтой, ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка - вся в искрящихся слезинках росы -вдруг вспыхнула под солнцем пленительной белизной".

М.Шолохов.

"Поначалу ландыш выгоняет изящные листья. Гладкие, кожистые, с четко прочерченными жилками. Затем появляется граненая стрелка с белыми бусинками зубчатого околоцветника.

В вазе цветок этот уживается  лишь с незабудкой, которой он даже придает свежесть. Все другие растения от него вянут и блекну.

А. Стрижев.

2. Докажите, все ли слова и выражения употребляются уместно в приведенном тексте?

Февральская улыбка.

Завалил февраль леса пухлым глубоким снегом. Прохожу опушкой под редкими березами. Солнце лучит в голубом небе, снег искрится, белые стволы берез светятся.

Ветры в феврале были, в основном, северные, выпадали обильные осадки. Хорошо в лесу!

В заключение следует  сказать, что работа над приведенными здесь заданиями создает ситуацию учебно-научного общения, которое предполагает определенное речевое поведение, характеризующееся точностью, логичностью, ясностью. Научная речь ( ее учебно-научная разновидность) - наиболее сложный для учащихся вид речи, так как требует умения пользоваться научной терминологией, аргументировать научные положения, формулировать выводы и обобщения. Поэтому именно такого рода упражнения не только покажут разные стороны речи, но и позволят формировать названные умения.


Информация о работе Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся у класса