Мастерство устного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:44, реферат

Описание работы

Рано или поздно мы все сталкиваемся с необходимостью держать речь перед аудиторией - это и выступление с лекцией, докладом, участие в обсуждении различных производственных и организационных проблем, проектов, презентаций. И вот миг настал – и перед нами другие люди, к которым нужно обратиться с устным выступлением. То, что выступить состоится - естественно и не подлежит сомнению. Другое дело каким оно будет, как заинтересовать аудиторию, убедить, повлиять на нее, будут ли понятны и убедительны доводы, не будут ли слушатели зевать от монотонности оратора…

Содержание работы

I. Вступление 3
II. Типы устных публичных выступлений 3
1. Информационное 3
2. Аргументирующее 4
3. Убеждающее 4
4. Побуждающее 4
5. Эпидейктическое 5
а. Протокольно-этикетное 6
б. Развлекательное 6
III. Общие требования к публичному устному выступлению 6
IV. Типы аргументов 8
V. Способы аргументации 9
VI. Способы подготовки публичного выступления 10
VII. Подготовка конспекта 11
VIII. Общие принципы построения основной части устного
публичного выступления 13
IX. Правила организации начала, середины и конца устного
публичного выступления 14
X. Трудности публичного выступления 16
XI. Заключение 16
XII. Список литературы и других информационных ресурсов 16

Файлы: 1 файл

Реферат_publ.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

   Различные виды речь тесно переплетаются на практике, выступление приобретает  комплексный характер (информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие), все эти типы должны органично вплетаться в текст выступления.

    1. Общие требования к публичному выступлению
 

   1. Понятность главной мысли, доступность изложения. По словам П. Сопера, «непонятна обычно не тема, а изложение». Для того, чтобы главная мысль была понятой нужно, во-первых, ее иметь, то есть твердо знать, что хочешь сказать; во-вторых, сделать ее доступной слушателям. В результате аудитория должна быть в состоянии ответить на вопрос и сформулировать словами, что оратор хотел сказать.

   2. Решительное начало и решительный конец. Они должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

   3. Краткость – важно соблюдать регламент и даже чуть-чуть сэкономить время, т. к. оратор, который закончил выступление на 1–2 мин. раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

   4. Разговорность – выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите так, как если бы вы разговаривали с Джоном Смитом. Аудитория не что иное как сумма Джонов Смитов». Разговорность повышает доверие к оратору, а значить – к содержанию его речи.

   5. Сдержанная эмоциональность, которая должна быть приятной для слушателей и оказывать положительное воздействие. Иначе слушатель будет испытывать чувство неловкости. Обращаться к фактам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.

   6. Выраженная потребность донести мысль до слушателей – слушатели должны видеть, что все этого говорится именно для них. Без обращенности к аудитории выступление усваивается хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна ощущаться на протяжении всего выступления.

   7. Установление контакта с аудиторией – контакт с аудиторией предполагает:

– корректировку  речи по ее ходу;

– управление поведением аудитории;

– управление собственным поведением.

     Контакт может устанавливаться не сразу, только с течением времени или  с применением специальных усилий. Если соблюдать предыдущие требования, то контакт обычно устанавливается.

     Основными недостатками современного речевого общения являются его агрессивность и демагогичность. Ораторы нередко манипулируют общественным сознанием, употребляя обороты Как известно, совершенно очевидно, как мы все знаем, нет сомнения, чтобы подчеркнуть свою уверенность в согласии слушателя, выражая похвалу адресату (Как думающий, интеллигентный, современный человек, вы не можете не согласиться...), представляя субъективное мнение в форме категорического суждения.

     В арсенале ораторов — разнообразные  приемы «скольжения», «размывания», «затемнения» смысла высказывания. Например, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (Лагерь для перемещенных лиц вместо концентрационный лагерь), слова с отрицательной оценочностью (Шпион вместо разведчик), выражения с расплывчатым значением (Потребительская корзина), синекдоха (когда часть используется в значении целого или целое в значении части: Белый дом. Кремль как обозначение парламента или президентской администрации).

   Установка на борьбу (атональность) участников современного речевого общения очевидна. Приведем только небольшой перечень некорректных приемов, которые нередко используются в публичной речи: возбуждение гнева оппонента; приклеивание ярлыков; игра в авторитеты; огульное обвинение (Бред сивой кобылы), высокомерный ответ (Это знает любой школьник), игра на самолюбии; психологическое давление; ложные аргументы; аксиоматические высказывания, якобы не требующие аргументации («Россия — самая читающая страна в мире»). Атональность также проявляется в криминализации языка, в использовании лексики преступного мира (Подставить, наехать, шестерки и т. п.), а также в его «военизации» (Перейти в наступление, передний край борьбы).

    1. Типы аргументов и способы аргументации

   Аргументация  – процесс приведения доказательств  в систему для обоснования  какой-либо мысли перед слушателями  или собеседником. Аргументация –  это Система утверждения, т. е. они должны быть связаны друг с другом. Аргументация – это Процесс, т. е. нужно расположить аргументы в определенной продуманной последовательности.

Типы  аргументов.

1. Аргументы «за». Такие аргументы должны убедить, что они:

– правдивы, опираются на авторитетные источники;

– доступны, просты и понятны;

– максимально  близки установившимся в аудитории  мнениям;

– отражают объективную реальность, соответствуют  здравому смыслу.

2. Аргументы «против». Такие аргументы должны убедить, что критикуемые вами позиции не обладают этими качествами.

Нужно пользоваться наиболее сильными аргументами:

– научные  аксиомы;

– законы и официальные документы;

– законы природы;

– выводы, подтвержденные экспериментально;

– заключения экспертов;

– ссылки на признанные авторитеты;

– цитаты из известных авторов;

– показания  очевидцев;

– статистические данные.

Оптимальное число аргументов три: один аргумент – просто факт; два – можно  возразить: во-первых, во-вторых; на три  возразить труднее, четыре аргумента  аудитория начинает воспринимать не как систему доказательств: кто много доказывает, тот ничего не доказывает.

V. Способы аргументации

     1. Нисходящая –  В начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом (Прошу обратить внимание на бедственное положение дома, где я живу. Прошу помочь.).

Достоинства такой аргументации:

– легче  привлечь и поддержать внимание аудитории;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются.

Эффективна  в слабоподготовленной, малозаинтересованной аудитории.

     Восходящая  – Аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

Достоинство такой аргументации – доведение  мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

Эффективна  в подготовленной, заинтересованной аудитории, если:

– атмосфера  в аудитории спокойная и оратора  готовы выслушать;

– мысль, которую нужно обосновать сложна;

– аудитория  может сделать самостоятельный  анализ.

     2. Односторонняя – Излагаются только аргументы «за» (чистый позитив) или только аргументы «против» (негатив).

Эффективна, если люди имеют свои взгляды на материал, в малообразованной аудитории, но позволяет выработать менее стойкие  убеждения, учит воспринимать готовые  мысли.

     Двусторонняя – слушателю дается возможность сопоставить противоположные точки зрения, выбрать. Разновидность ее контраргументация: оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента – реального или вымышленного («чучело оппонента»). Прием «изобретения оппонента» – оратор возражает сам себе по ходу выступления (Могут сказать, что…, можно предвидеть возражение, что…, здесь нередко возражают, что…)

Эффективна, если

– аудитория  негативно относится к сообщаемому;

— в  подготовленной аудитории.

Достоинства такой аргументации:

— позволяет  выработать иммунитет к манипулированию  сознанием;

– позволяет  выработать более стойкие убеждения;

– учит анализировать, делать самостоятельные  выводы.

     3. Индуктивная – Изложение построено от фактов к выводу. Разновид-ность – выступление по аналогии (Не только там, но и у нас). Повышается доступность идеи, но не убедительность (У нас так никогда не будет).

Эффективна  в женской, молодежной аудитории (от 18 до 23), в гуманитарной аудитории.

     Дедуктивная – Изложение построено от общей посылки к фактам.

Эффективная в мужской, естественнонаучной аудитории, у более взрослой (больше 23 лет), критически настроенной аудитории (оратор сразу  должен заявить о своих убеждения).

     4. Опровергающая  – оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. Позитивные аргументы не приводятся совсем или им уделяется мало внимания. Результаты ее устойчивей к оказываемому давлению.

Поддерживающая – оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

    1. Способы подготовки к выступлению

   Выбор способа подготовки зависит от подготовленности оратора и ответственности выступления:

1. Экспромт  – выступление без подготовки.

2. План-конспект  выступления – используют опытные  лекторы. П. Сопер говорил, что это «идеал, к которому должны стремиться все».

3. Текст  выступления, который читается  – используют менее подготовленные  и менее уверенные в себе  ораторы.

4. Воспроизведение  наизусть по памяти – используют  ораторы, которые боятся аудитории.

Возможны  комбинированные способы подготовки.

Подготовка  выступления начинается с обдумывания. При этом советуют:

- не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению;

– не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии. Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей»;

– выбрать 1–2 аспекта или вопроса (удобно для  восприятия);

– всегда иметь "резервные знания" (термин Д. Карнеги) – материала должно быть больше на 1/3, это придает уверенность;

– мысленно разбить выступление на 3–4 тематических комплекса (Сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...);

– совет  Д. Карнеги: заранее дайте свою оценку содержанию и своей мысли (Очень важно иметь в виду…; самое главное в том, что я хочу вам сказать…; я глубоко убежден в правильности мысли о том, что…);

– проговорите  основные мысли, то, что хотите лучше  запомнить и подчеркнуть в  выступлении, до выступления друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах;

– не готовьтесь к выступлению за один раз, лучше  несколько дней, делайте перерывы, готовьтесь блоками, так лучше запомните. 

    1. Подготовка  конспекта выступления
 

   Для успеха устного выступления к  нему необходимо готовиться. Ведь не зря  говорят, что даже экспромт должен быть хорошо подготовлен! Непреложный способ подготовки – подготовка конспекта, при создании которого следует руководствоваться следующими советами:

Информация о работе Мастерство устного выступления