Мастерство публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Содержание работы

1. Введение.
2. Мастерство публичного выступления.
Ораторская речь и её роль в обществе.
Виды ораторской речи. Красноречие.
3. Подготовка к публичному выступлению.
Этапы подготовки речи.
Приемы подготовки выступлений.
Информационное обеспечение выступлений.
4. Установка контакта с аудиторией.
1.6. Оценка аудитории и обстановки.
5. Логические аспекты ораторской речи.
1.7 Логические правила построения ораторской речи.
1.8 Логические законы.
6. Этические качества речи.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

2. Мастерство публичного выступления.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.5 Информационное обеспечение выступления.

 

 

     Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.

Заранее надо подумать о приводимых цифрах. В тексте не должно быть много  цифрового материала. Большое количество цифр утомляет аудиторию, заслоняет  главное. Цифры должны быть понятными и опираться на реальную специфику аудитории. В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются. Округление не желательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

В аудитории составленной из  специалистов, цифрового материала может быть больше, так как фоновые знания специалиста позволяют ему легко  усваивать этот материал.

   При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами.

Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным  фактическим материалом, третьи опираются  на авторитет источника. Этот механизм использования цитаты характерен для сакральных (священных) текстов, а также для идеологических текстов. Если цитата необходима в выступлении обязательно нужно, во-первых, проверить цитату. Следует сверить её с оригиналом, а не полагаться на собственную память.

Во - вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте – источнике.

В - третьих, по своему объёму цитата должна быть достаточной, чтобы её смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется малый объём материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование – один из способов манипулирования общественным мнением. 

 

4. Установление контакта с аудиторией.

1.6 Оценка аудитории и обстановки.

Спросите себя: «Кто мои  слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для  них. Обязательно нужно принять  во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее  поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше  узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Кодирование

Оценка темы, цели и  аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.

Фактический материал

Цифровые данные, для  облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в  устном выступлении количество цифрового  материала ограничено, на него лучше  ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

 

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.
    1. Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза –  это произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и  т.д.

 

Оратору, стремящемуся к  достижению успеха, конструктивного  результата, необходимо тщательно подготовить  выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

подготовка

манеры поведения

учитывать сложившиеся  ритуалы и субординацию

 

Структура выступления.

Выступление должно состоять из трех частей:

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

Примерное распределение времени:

вступление – 10-15%;

основная часть – 60-65%;

заключение – 20-30%.

 

Вступление.

 

Вступление – важная часть, так как более всего  запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно  включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

При подготовке вступления следует  выбрать тему, которая имеет целью  вызвать интерес публики.

 

Основная часть.

Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые  варианты системного построения аргументации:

проблемное изложение (выявление  и анализ противоречий, путей их разрешения);

хронологическое изложение;

изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

индуктивное изложение (от общего к  частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень  важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

 

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления  должен раскрываться конкретно и  стройно. Должно быть подобрано как  можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

 

Заключение

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению  от выступления в целом.

В заключении имеет смысл повторить  стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Приветствие и прощание.

Представление. В начале выступления  необходимо представиться. Представление  может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

Позвольте представиться!

В этой форму оттенок официальности  выражен очень ярко. Возможны и  другие формы представления –  менее официальные:

Разрешите представиться!

Говорящий, как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

 

Прощание. Для делового общения характерны стилистически  нейтральные стереотипы прощания:

До свидания!

Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что  во многих случаях перед прощанием  желательно поблагодарить собравшуюся  публику.

 

Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

 

Язык жестов и поз

Как держаться во время  выступления

Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене.

Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки.

С отдельными слушателями  можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр  голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего  материала, а при медленной –  люди отвлекаются.

 

 

Имидж оратора

Власть оратора над  аудиторией зависит не только от его  силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.  Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет.

Роль одежды в деловом  общении очень значительна, поскольку  она несет многомерную информацию о своем обладателе:

о его финансовых возможностях;

об эстетическом вкусе;

о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

об отношении к окружающим людям.

Одежда влияет на успех  или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».

В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».

А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой  женщины нет мелочей. Все –  от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно:

Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий  из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.

Умение ее носить.

умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

Аргументация. Убедить – значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи.

 

Нужно быть готовым к  ответам на возможные вопросы.

Заключение.

 

Таким образом, чтобы  выполнить свою задачу и донести  до слушателя слово, выступающий  должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;

умение подобрать материал для выступления и оформить его  в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

умение установить контакт  с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне  и используя обратную связь с  аудиторией;

безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;

умение отвечать на вопросы  аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.                                                                  

Постоянный контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Под коммуникативным  состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать  контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформулировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

  • Запретить  думать о посторонних вещах.
  • Сосредоточить внимание на слушателях.
  • Внимательно следить за их реакцией.
  • Убедиться в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем выступление и поддержание связи с аудиторией.
  • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.
  • Иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

Понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении  лица, мимике, характере взгляда, в  позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной.

Информация о работе Мастерство публичного выступления