Лекции по риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:26, лекция

Описание работы

Основная цель курса – помочь слушателям овладеть основами риторической грамотности: показать огромное многообразие речи, в том числе и в политической сфере, дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения.
Для этого вам необходимо научиться:

Файлы: 1 файл

lekcii_po_ritorike.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим различают две формы агитации: прямую (открытую) и косвенную (скрытую), которые различаются и по степени ее интенсивности. Открытая агитация носит яркий наступательный характер. Она используется тогда, когда у агитатора есть полная уверенность в том, что его речь будет воспринята положительно. Если же такой твердой уверенности нет, агитацию целесообразно вести более осмотрительно, осторожно. В этом случае косвенное воздействие будет осуществляться за счет самих фактов  и их интерпретации, а не за счет эмоционально подчеркнутого призыва к определенному действию. Например, можно проинформировать слушателей о Движении, собрании, акции и т.д., а далее в зависимости от реакции слушателя решать, переводить ли речь в дальнейшем в агитационную или нет. Если ваша речь была убедительна и содержала нужную информацию, ненавязчивая агитация в не меньшей степени может достичь цели.

Обратите внимание на то, что агитационная речь в любой форме не должна в начале содержать прямое выражение своей основной цели, то есть нельзя сказать: я пришел вас агитировать, я вас сейчас сагитирую и т.д. В начале речи нужно говорить о слушателях, их оценках происходящего, информировать о Движении и его целях, а только в конце – побуждать прийти на собрание Движения и присоединиться к нему. В то же время в основной части речи агитация всегда будет скрыто присутствовать, поскольку агитатор будет говорить о преимуществах Движения, его целях, идеологии и т.д.

А вот закончить агитационную речь необходимо призывом к конкретному действию и информацией обо всех условиях осуществления этого действия (если агитируете прийти на собрание – где, когда, как долго оно будет проходить, кто в нем будет принимать участие и т.д.).

При любой форме агитации агитатор должен оставаться  коммуникативным лидером. Лидерство в общении, как правило, реализуется в следующем речевом поведении: он выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу, руководит развитием и сменой тем, задает выясняющие и уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство, таким образом, оказывается средством структурирования общения и придания ему большей целенаправленности. Все это остается справедливым и для агитации. Соответственно, как только агитатор перестает быть коммуникативным лидером, он не справляется со своей задачей.

Такая ситуация общения предполагает повышенные требования прежде всего к личности агитатора, ибо «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Прежде всего, агитатор должен быть яркой личностью, лидером, потому что только в этом случае он сможет кого-то привлечь к себе, а затем и к своей речи. Агитатором может быть только такой человек, который искренне убежден в том, что он поступает правильно, в согласии со своей совестью и что он не пожалеет о том, что агитировал за эту политическую организацию. В противном случае агитатор будет бороться прежде всего со своими внутренними психологическими проблемами и барьерами, что сделает его речь в лучшем случае недостаточно убедительной. Кроме того, агитатор должен хорошо не только знать, но и понимать то, чем и с какой целью занимается та политическая организация, за которую он агитирует, иначе он ничего не сможет толком объяснить, а значит, опять-таки не достигнет цели.

И не менее важно, чтобы агитатор владел речью, знал, что, когда, кому и для чего он говорит, умел бы сформулировать (и неоднократно переформулировать) четко и доступно любую свою мысль.

Речевые действия агитатора зависят не только от цели и содержания его речи, но и от той фазы коммуникативной ситуации, в которой происходит общение в данный момент.

Основными фазами успешной коммуникации являются

  • вступление в контакт,
  • упрочение взаимодействия,
  • основная часть взаимодействия,
  • прекращение контакта (выход из него).

В каждой фазе коммуникации складывается особый уровень взаимодействия между партнерами, который требует своих средств для привлечения и удержания внимания к речи.

Прежде всего это, конечно же, само содержание речи. Именно оно должно быть интересным и важным для слушателей, отвечать их потребностям и запросам.

Кроме того, сама форма изложения должна быть захватывающей, чтобы внимание не ослабевало. Не даром Квинтилиан подметил: «Кто охотно слушает, тот лучше понимает и легче верит».

К специальным средствам привлечения внимания относятся в первую очередь несловесные средства: жесты, мимика, расположение в пространстве, поза человека, его телодвижения, взгляд, звуки голоса, интонация, даже особенности его внешности и одежды. Это тем более важно, что чаще всего мы их используем неосознанно и они воспринимаются также на подсознательном уровне. Нужно учесть, что несловесные средства начинают «работать» еще до того, как произнесены первые слова: мы друг друга видим и сразу понимаем, хочется ли вступать с ним в общение, обоюдно ли это желание, кто в каком настроении находится и т.д. Несловесные средства сопровождают всю нашу речь и часто продолжаются после ее окончания (вспомните жесты прощания и соответствующие взгляды). Все это объясняет, почему несловесные средства мы рассматриваем в первую очередь.

В первой фазе общения – фазе установления контакта несловесные средства играют часто определяющую роль. В этой фазе каждому партнеру необходимо преодолеть барьеры незнакомости (познакомиться), нейтральности (оценить друг друга по возможности положительно) и молчания (начать говорить). И от того, кто как на кого посмотрит, улыбнется ли, сделает ли шаги навстречу, от того, какими будут жесты и мимика – от всего этого зависит, состоится ли контакт вообще и каким он будет по эмоциональной  окраске.

В следующих фазах общения несловесные средства (в частности, поза, положение в пространстве, мимика и жесты) должны постоянно подтверждать внимание и интерес собеседников друг к другу и к речи каждого, но особую роль приобретает голос, его звучание и те интонации, с помощью которых передается отношение говорящего к собеседнику и предмету речи, подчеркиваются наиболее важные ее моменты. В агитационной речи интонация – это одно из важнейших средств убеждения, поэтому ей нужно уделять особое внимание в речи.

Привлекает внимание и удерживает его в течение речи также такое специальное средство, как обращение. К нему нужно проявить особую осторожность, так как именно обращение задает тональность речи и позволяет произвести отбор партнеров по общению по принципу «свой/чужой». Например, обращение «товарищ» сейчас будет говорить прежде всего о преклонном возрасте или коммунистических симпатиях того, кто так обратился. «Гражданин», скорее всего, напомнит о стражах порядка. «Братья и сестры» мы слышим преимущественно от представителей религиозных организаций. «Россияне», «Граждане России» подходит только для массовых мероприятий. В связи с этим становится ясно, что выбор правильного обращения для осуществления коммуникативного контакта – это половина успеха. В других фазах общения обращение подкрепляет, поддерживает взаимодействие и привлекает наибольшее внимание слушателя к той части высказывания, которой предшествовало обращение. Кроме того, обращение по имени – это средство проявления уважения и внимания в собеседнику, что также повышает доверие к говорящему и положительную эмоциональную оценку его личности.

Еще одним эффективным средством привлечения внимания и установления контакта является вопрос, который предполагает высокую компетентность того, к кому обращаются, в данной области знаний. И в дальнейшей речи важно время от времени использовать вопросные формы разного плана для создания диалога или хотя бы его видимости. К таким вопросным формам относятся собственно вопросы, вопросно-ответные единства, риторические вопросы и т.д. Особенно успешно и разнообразно можно использовать вопросно-ответное единство, когда оратор задает вопрос и сам на него отвечает: оно создает ситуацию непринужденного разговора со слушателями. Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество...

Не стоит пренебрегать и образными средствами речи, тем более, что «мы говорим не столько уху, сколько глазу», а значит, наша речь обязательно должна давать пищу воображению – внутреннему зрению.

В агитационной речи очень важно не только привлечь внимание, но и обеспечить ощущение общности партнеров. С этой целью мы часто используем обороты, которые подразумевают наше единство (воображаемое или реальное) в каких-либо вопросах: «Как мы с вами знаем... Как нам говорят... Мы все вместе...» и т.п. Этот компонент общения позволяет установить личные доверительные отношения, на основе которых и передаваемая информация воспринимается как личностно адресованная, ненейтральная, что особенно необходимо при агитации. Кроме того, в числе средств диалогичности можно назвать формы повелительного наклонения (подумайте, посмотрите, обратите внимание и т.д.).

Таким образом, для того чтобы овладеть искусством общения в целом и в процессе агитационной речи в частности нужно учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать их внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

 

Тема № 5

Искусство быть лидером

 

Одна из главных целей коммуникации – передача информации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана.

Коммуникативная цель информирующей речи – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории;  демонстрацию нерешенных проблем;  наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны информации.

Информационная речь так же, как и другие речи, требует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории.

В то же время жанр выступления и условия самой коммуникации всегда определяют некоторые границы во времени и объеме для освещения той или иной информации, а специфика информационной речи такова, что высказывание должно полностью раскрывать заявленную тему. Соответственно, успех этого вида речей во многом зависит от того, насколько актуальным и интересным предмет этой речи будет для слушателей.

В информационной речи в большей степени, чем в других видах речей,  эффективно действуют законы логики как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, в информативной речи высказывание на узкую и конкретную тему всегда гораздо информационно насыщеннее, чем на тему широкую и общую. Новые сведения в информативной речи запоминаются намного эффективнее на фоне известного. Информация, которая «вписывается» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать возможность переработать новое, информация должна подаваться «порциями».

Значит, для успеха информативной речи важно, чтобы

  1. Оратор имел как можно более точное представление о составе и интересах аудитории и учел их в формулировке темы и в способе раскрытия ее содержания.
  2. Поставленная проблема должна иметь решение и находиться в компетенции аудитории.
  3. Новое в речи соседствовало со старым и выделялось на фоне известного.
  4. Информация преподносилась бы не изолированно, как отдельный факт, а как элемент системы.
  5. Преобладала бы «порционная» подача материала.

Напомним, что помимо этого оратор должен учитывать, какая именно информация (о видах информации мы уже говорили в лекции № 2) необходима для данной аудитории по данной теме.

Эти виды информации в различном соотношении являются неотъемлемым компонентом любой речи любого жанра, однако в некоторых жанрах информационная составляющая становится ведущей. Это прежде всего такие жанры, как сообщение, комментарий, доклад, лекция, интервью и др.

Эти разнообразные жанры объединяет то, что без «новости», то есть информации, они не существуют, и то, что различные параметры информации подчиняются соответствующим постулатам Грайса: количества, качества информации, ее соответствия теме и способа подачи.

Постулат количества информации: «Говори в меру» требует, что высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется для выполнения текущих целей диалога.

Постулат качества информации: «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным» диктует не говорить того, что считаешь ложным или того, на что у тебя нет достаточных оснований.

Постулат отношения: «Не отклоняйся от темы». Этот постулат очень важен, поскольку он требует говорить только по существу дела, избегая ненужного в речи.

Постулат способа. Общий постулат: «Выражайся ясно», а это прежде всего значит: избегай непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

Эти постулаты справедливы не только применительно к информационной речи, но и к любой другой.

Организационная речь произносится перед группой единомышленников, когда предстоит выполнить совместное дело, подготовить проведение какого-либо мероприятия и т.д., в котором задействованы все члены этой группы.

Успешной совместная деятельность будет только в том случае, если она хорошо организована. Это во многом зависит от руководителя. Руководитель должен всегда быть коммуникативным лидером и организовывать не только само планируемое мероприятие, но и деятельность по его обсуждению, поэтому понятие «организационная речь» относится, прежде всего, к его речи.

У организационной речи всегда, как минимум, две взаимообусловленные цели: не только наилучшим образом выполнить вместе какое-то дело, решить что-то и т.д., но и укрепить единство этой группы. Настоящее единение возникает тогда, когда есть успешная совместная деятельность.

Что входит в понятие «организационная речь»?

Это речь собственно организационная, содержащая постановку проблемы и определение путей ее решения; формирование предложений по условиям, в которых достижимо задуманное; определение оптимальной структуры коллективной  деятельности; распределение полномочий с указанием времени и места действия; отчет о результатах деятельности.

Информация о работе Лекции по риторике