Критерии культуры научного стиля речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:32, реферат

Описание работы

Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда — выражение “Часто перевёртывай стиль” (Гораций), т. е. исправляй, “отделывай сочинение” (Н. Кошанский).

Содержание работы

Введение
История научного стиля
Жанры, использующие научный стиль
Лексика научного стиля речи
Морфологические особенности научного стиля речи
Синтаксические особенности научного стиля речи
Функциональный стиль
Особенности научного стиля
Фонетический уровень
Лексический уровень
Морфологический уровень
Синтаксический уровень
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

2. Более привычным и наглядным оказывается как будто сопоставление языковых норм с социальными установлениями (обычаями, законами и т.п.) человеческой жизни. Ш. Балли весьма категорично определял норму языка “императивным принуждением”, которое можно сравнить с полицейскими предписаниями, с необходимостью платить налоги, подчиняться запретам уголовного кодекса и т.п.

     В научном стиле чаще употребляются  глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов), так как от них  образуются формы настоящего времени, которые, как уже сказано выше, имеют вневременное обобщенное значение. Глаголы совершенного вида употребляются  значительно реже (≈ 20%) и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.

     В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом  –ся, –сь) в страдательном (пассивном) значении.

     Частота употребления в научных текстах  пассивной формы глагола объясняется  тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается  на них самих, а не на производителе  действия. В научном стиле изложения  часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия.

     Приведем  примеры: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц. В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило, которому подчиняется деятельность.

     Большое распространение в научном стиле  имеют краткие страдательные  причастия, которые по функции близки к возвратным глаголам с пассивным значением, например: Этот порочный круг вполне преодолим в популярных пособиях по культуре речи, однако не в теории; определение нормы как общепринятых … языковых средств дано Ф.П. Филиным…; культура речи и норма могут быть осмыслены и осмысливаются с разных точек зрения…

     В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие  прилагательные, например: Пуристическое отношение к языку характерно в различной степени для книг о языке писателей Б. Тимофеева, А.К. Югова, К.И. Чуковского

     Своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. Объясняется это  тем, что в научной речи не принято  употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: Я исследовал и пришел к выводу…). Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса. Академик В.В. Виноградов отметил: “П.А. Каратыгин писал в предисловии к своим “Запискам”: “Не будет ли проглядывать сквозь эту болтовню (с местоимением Я – авт.) мелочное самолюбьишко мое, где Я необходимо будет тут на первом плане? Но и то сказать: лучше употребить это короткое местоимение, нежели говорить МЫ, которое как-то неприятно напоминает наших глубокомысленно мычащих журналистов, а вместе с ними и муху из басни Крылова: “Мы пахали”. Итак, чтобы не походить ни на тех, ни на другую, лучше говорить Я: оно и короче и яснее”. Ср. в письме Н. Шелгунова. В.А. Гольцову (от 1 сентября 1887 г.): “В МЫ много фальши, и из-за МЫ Я торчит иногда еще больше. Теперь, впрочем, МЫ оставлено”.

     В связи с этим вместо формы 1 лица единственного и множественного числа местоимений Я или МЫ в научных текстах употребляются  неопределенно-личные и безличные  предложения. Неопределенно-личное значение передается формами 3 лица множественного числа, например: Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Характеристику голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

     Безличное значение выражается безличными глаголами или безлично-предикативными словами часто с оттенком необходимости, долженствования, например: Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи…; В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, то есть совпадении жестов и речевых высказываний.

     В учебной речи часто встречается  так называемое “мы совокупности”, когда говорят от лица коллектива, аудитории (мы=я и аудитория, мы с  вами), например: мы рассмотрим вопрос…; Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

     Из  форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За ним  следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов – например, проверьте результаты…, сличите данные…).

     В целом же в научном стиле над  глаголами преобладают имена  существительные и прилагательные. Именной характер научного стиля  – типичная его (научного стиля) черта, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явления. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения объясняется краткостью такого сочетания и высоким информативным весом именных форм, что чрезвычайно важно для научного изложения, цель которого – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме.

     В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные  среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. Среди существительных мужского и женского рода большое место также занимает отвлеченная лексика, например: Исходя из того, что общественное поведение человека определяется его “психологической природой”, Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также “справедливые и несправедливые общественные явления”.

     Своеобразно проявляется в научной речи категория  числа имен существительных. В научной литературе распространенным является употребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности и общности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы. Например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность; Четырехугольником называется фигура, которая состоит из четырех точек… [Из учебника геометрии] Напротив, в научной речи встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются – множественное число от абстрактных и вещественных существительных, например: 1) для обозначения сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи), 2) для обозначения некоторых отвлеченных существительных, приобретающих в форме множественного числа конкретное значение (мощности, емкости, математические преобразования, культуры) и выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты), 3) для наименования отрядов животного и растительного мира (долгоносики, короеды, моли, медведки).

     Для научной речи характерно употребление некоторых прилагательных и причастий  в значении указательных местоимений  “этот, такой”. Например: Минералы, входящие в данную группу, имеют темную окраску. Прилагательное “следующие” в значении местоимения “такие” подчеркивает последовательность перечисления особенностей, признаков и т.д. В научно-технической литературе, как правило, не употребляются, в силу их неопределенности, неконкретности, местоимения что-то, кое-что, что-нибудь.

     В научной речи большое место занимают предлоги, предложные сочетания и  союзы. Высокий процент употребления в ней предлогов отчасти объясняется  именным характером научного стиля. Особенно распространены конструкции с производными предлогами в течение, в продолжение, в свете, в отношении, в результате, в силу, в отличие от, благодаря, по мере, в меру, в случае, в соответствии, в связи, в качестве, в целях, в процессе, в режиме, в виде, при помощи (с помощью), за счет, на основе, путем, методом, способом, образом, посредством и др.

     Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно для его научно-технической разновидности.

     Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное  восприятие, поэтому эмоциональные  языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Однако, признавая специфическими чертами научного стиля понятийность и подчеркнутую логичность, в нем присутствует и элемент образности, эмоциональности и в целом экспрессивности.

     Удельный  вес эмоционального элемента в научной  речи различен в зависимости от типа научного произведения (проблемно-научное, аналитическое, полемическое – здесь его больше; учебное, описательное, реферативное – здесь его меньше), а также от композиционной части произведения (предисловие, введение, критическое сопоставление, обоснование проблемы, практические выводы – здесь его больше, чем в собственно излагающих частях) и т.д.

     Большая часть экспрессивных средств  в научной речи относится к  области не эмоциональной, а интеллектуальной экспрессии (например, “нашими выдающимися лингвистами”, “при работах с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным”, “можно убедиться при помощи весьма любопытного опыта” и др.).

     Использование эмоциональных элементов в научном  тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Поскольку, например, в научных работах по математике, механике результаты научных поисков должны быть изложены так, чтобы их можно было формализовать, проверить экспериментально, получить воплощение в схемах, авторская стилистическая индивидуальность здесь почти совсем не представлена. Не представлена и образность речи.

     В научно-гуманитарной же литературе, предметом  которой является общество и духовная деятельность человека, эмоциональные  элементы представлены довольно широко. Так, например, в научной литературе на общественно-политическую тему находим такие экспрессивные элементы, как разговорные фразеологизмы: Крупные залежи минерального сырья зачастую не разрабатывались, иностранные монополии “держали их впрок”, до наступления благоприятной конъюнктуры.

     Особенно  широко представлены эмоциональные  элементы в тех разделах, где содержится научная полемика. Здесь эмоциональный  элемент органически входит в  словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевой однородности и структурной одноплановости.

     Таким образом, научно-гуманитарная, а также  научно-естественная литература, где  предмет исследования – человек  и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств  языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой –  машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. То же можно сказать и о математической науке.

     Не  меньшее значение здесь имеет  и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

     Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи выступают:

     1) формы превосходной степени прилагательных  как в суперлятивном, так и в элятивном значении (то есть формы, выражающие сравнение и не выражающие его), например: наилучшего стиля нет, его оптимальность зависит от сочетания трех указанных параметров; групповые решения отличаются большей продуманностью возможных последствий реализации принятых решений; наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему.

     2) эмоционально-экспрессивные существительные,  прилагательные и глаголы (слова,  содержащие обычно оценку), например: Развитие, инновации прогресс – замечательные в сущности явления.; Более посчастливилось Конту у Писарева, который, конечно, неизмеримо меньше мог бы сделаться социологом.;

     3) вводные слова, наречия, усилительные  и ограничительные частицы, например: Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа; Наконец, А.С. Лаппо-Данилевский написал очень ученую и основательную работу…; Струве утверждал, будто бы, во-первых, “личность все может…”; Но и объективно Лавров принимал, что “реальны в истории лишь личности, что лишь они желают, стремятся, обдумывают, действуют, совершают историю”;

     4) используются “проблемные” вопросы,  привлекающие внимание читателя, на которые автор дает ответ в последующем тексте. Этот прием (постановка “проблемного вопроса”) используется и в учебной деятельности, например, в вузовской лекции, в вузовских учебниках. Приведем примеры из научных текстов.

Что же представляет собой бессознательное?

Прежде  чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что “психологическое” и “сознательное” – понятия идентичные.

     В научной литературе широко применяются  различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет).

Информация о работе Критерии культуры научного стиля речи