Компетентность современного библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Книге и книжному делу принадлежит выдающаяся роль в истории человечества, в развитии социального, научного, технического, культурного прогресса. Не случайно одной из важнейших её функций признана коммуникативная функция.

Содержание работы

Введение
1. Профессия библиотекаря сегодня
1.1. Что значит быть библиотекарем сегодня
1.2. Развитие информационного общества и «вызов» для специалистов
2. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста
2.1. Технологии управления компетенциями в библиотеке
2.2. Компетентность библиотекаря. Требования к профессии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Компетентность современного библиотекаря.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Компетентность  современного библиотекаря

Содержание

 
Введение  
1. Профессия библиотекаря сегодня  
1.1. Что значит быть библиотекарем сегодня  
1.2. Развитие информационного общества и «вызов» для специалистов  
2. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста  
2.1. Технологии управления компетенциями в библиотеке  
2.2. Компетентность библиотекаря. Требования к профессии  
Заключение  
Список литературы

Введение

 
Книге и книжному делу принадлежит  выдающаяся роль в истории человечества, в развитии социального, научного, технического, культурного прогресса. Не случайно одной из важнейших её функций признана коммуникативная функция.  
ЮНЕСКО подчеркивает, что «общение является одним из основополагающих социальных процессов, одной из базовых человеческих потребностей и фундаментом любой социальной организации» [6]. 
Библиотечная наука порождается потребностями практики и должна объяснять библиотечные процессы и явления, обосновывать цели библиотечной деятельности, пути и методы их достижения. В общественном сознании не только в СССР, но и в некоторых зарубежных странах профессия библиотекаря-библиографа рассматривалась преимущественно как сервисная, сугубо прикладная без права на серьезные теоретические обобщения. У тех, кто ходит в библиотеку и пользуется услугами библиотекарей, оценка качества осуществляется по двухбалльной шкале. Первая – «нормальная», или никакая. В соответствии с этой оценкой претензий к работе библиотеки нет. В нормальных условиях жизни и коммуникации на нее вообще не обращают внимания. Библиотека работает как здоровый организм до тех пор, пока в нем не возникают серьезные помехи. Вторая оценка – «неудовлетворительная», т. е. плохая, вызванная сбоями и нарушениями внутренней библиотечной работы. В читательской среде начинается атака на библиотеку и библиотекарей как на институт, работающий неэффективно. Библиотекарей зачастую обвиняют в консерватизме, инертности, косности, неспособности понять технологические изменения, вызванные автоматизацией. Предложения по качественному улучшению ситуации, идущие со стороны библиотекарей, сегодня по-прежнему остаются без должного внимания, а их труды — предметом занимательного чтения для специалистов других наук. Настало время и библиотекарю, и читателю задуматься о статусе этой профессии. Именно этим определяется актуальность темы курсовой работы, посвященной компетентности современного библиотекаря. 
Объектом курсовой работы является библиотечная профессия. 
Предмет работы – компетентность профессии библиотекаря. 
Целью курсовой работы является изучение проблемы компетентности современного библиотекаря. Поставленная цель требует решения следующих задач: 
1. Определить особенности профессии современного библиотекаря.  
2. Охарактеризовать развитие информационного общества как «вызов» для специалистов библиотек. 
3. Выявить технологии управления компетенциями в библиотеке. 
4. Проанализировать компетентность библиотекаря и требования к профессии. 
Методологической основой курсовой работы явилась совокупность методов, обусловленных ее задачами – метод анализа; сравнения и аналогий; обобщения, логический метод, на основе которого делались выводы по отдельным частям исследования и работе в целом, метод изучения научной литературы, т.е. монографический. 
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список использованных источников

1. Авраева Ю.Б. Профессиональная  компетентность – показатель  развития библиотечных кадров // Библиография. Научный журнал по  библиографоведению и книговедению. - 2008. - № 6. - С. 20-25. 
2. Библиотекарь: выбор профессии / ред.-сост. Ю. Н. Столяров. - Москва: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2010. - 175 c. 
3. Василькова О.И. Компетентностный подход в подготовке специалистов: определение понятия компетенция и подготовка библиотечных специалистов / О. И. Василькова // Новая библиотека. - 2006. - N 5. - С. 21. 
4. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: около 3000 наиболее употребительных иноязычных слов / И.А. Васюкова. — М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. — 415 с. 
5. Головко С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство / С. И. Головко. - М.: Либерея-Бибинформ, 2005. - 143 c. 
6. Документ ЮНЕСКО о построении информационного общества // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. – 2005. - №2. – С. 6-7. 
7. Дригайло С.В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки / С. В. Дригайло // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 1. - С. 79-88.  
8. Ежегодные отчеты правительства РФ перед Государственной Думой // http://premier.gov.ru.  
9. Езова С. А. Мир библиотечного общения / С. А. Езова. - Москва: Литера, 2010. - 256 c. 
10. Езова С.А. Коммуникативная компетентность библиотечного специалиста // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4. - С. 101-108. 
11. Елепов Б.С. Компетентность и компенсации библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать // Библиотековедение. - 2009. - № 3. - С. 117-124. 
12. Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как актуальная проблема в современном обществе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. № 4. - С. 109-111. 
13. Матвеев М.Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 5. - С. 80-91. 
14. Овчинникова Ю.В. Компетентность библиотекаря и новые требования к профессии / Ю. В. Овчинникова // Юношеские библиотеки России: информационный вестник. - 2005. - Вып. 3 (34). - С. 43-52. 
15. Паршукова Г.Б. Информационное поведение библиотекарей: проблемы и пути формирования // Библиосфера. - 2007. - № 2. - С. 13-15. 
16. Пашин А. И. Основные черты профессии / А. И. Пашин // Научные и технические библиотеки. - 2007. - N 7. - С. 54-61. 
17. Соколов А.В. Науки об информации и библиотекарь / А.В.Соколов, Л.Н.Афанасова.— М. : Литера, 2010. – 142 с. 
18. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент: (избранные статьи) / Э. Р. Сукиасян. – СПб.: Профессия, 2011. - 430 c. 
19. Хамаганова Р. И. Суть библиотечной работы – в читателе: этические ракурсы профессии / Р. И. Хамаганова // Библиотечное дело. – 2005. - № 6. – С. 35. 

 

Компетенция и компетентность современного библиотекаря

Понятие «компетенция»  все чаще используется во многих организациях, являясь предметом дискуссий  в профессиональных сообществах  экономистов, педагогов, психологов, менеджеров, библиотекарей. Разнообразие пользователей означает, что есть различные точки зрения на определение, применение, структуру и содержание компетенций.  
Понятие «компетенция» не является изобретением наших дней. В знаменитом толковом словаре английского языка Webster's New World Dictionary оно появилось в конце XVI в., но получило широкое распространение в 90-х гг. прошлого столетия и на сегодняшний день не существует однозначного его понимания. Количество определений этого понятия очень велико. 
Американский подход. Определение и оценка компетенций создавались как альтернатива традиционным тестам измерения уровня интеллекта IQ, которые обладают слабыми возможностями для прогнозирования эффективности работы. Компетентностный подход применялся в целях определения причин успеха и эффективной работы лучших работников и выявление их отличий от менее успешных. Американская традиция связывает компетенции с поведенческими характеристиками, такими как самосознание, саморегуляция, социальные навыки и считает, что они могут быть сформированы через обучение и развитие. 
Британский подход. Англичане, определяя компетенции, сосредотачивались не на личностных характеристиках, а на свойствах самой деятельности. При функциональном подходе ключевые роли играют профессиональные стандарты, которые затем декомпозируются в виде компетенций.  
Многомерный подход. В континентальной Европе понятие компетенций стало популярным с середины 1990-х гг. 
Во Франции компетентностный подход представлен двумя полярными направлениями: компетенции как универсальный признак личности и компетенции как индивидуальные способности, проявляющиеся в процессе выполнения работы. Определение компетенции основывается на трех аспектах: знании, опыте и поведенческих характеристиках. 
В Германии есть понятие «ключевые квалификации», включающее индивидуальные компетенции, которые формулируются как способность к сотрудничеству, гибкость, этичность, независимость в решении проблем. 
Краткий обзор зарубежных подходов к определению и использованию компетенций показывает, что британский компетентностный подход изучает характеристики деятельности и процессы ее выполнения, а американский – работников, выполняющих эту деятельность. Разница американского и британского подходов заключается в противопоставлении компетенции против компетентности, процесса против результата. Многомерный подход – более целостный, так как способствует формированию последовательного и непротиворечивого понимания этого термина. 
Российский подход. В России долгое время преобладал «ЗУН»- подход (знания, умения, навыки). Признаками компетентности традиционно являлись диплом о высшем образовании или занимаемая должность, которые давали преимущества их носителю, но не всегда отражали реальный уровень компетентности, конечные результаты деятельности работника.  
Немало дискуссий вызывает вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Есть убежденные сторонники объединения этих двух понятий.  
Почему не следует ограничиваться понятием «компетентность» и есть ли разница между этим понятием и понятием «компетенция»? 
В Словаре иностранных слов есть понятия компетентность, компетентный и компетенция.  
Компетенция (лат. сompetentia – принадлежность по праву) – определяется как, во-первых, круг полномочий какого-либо органа или должностного лица и, во-вторых, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. 
Компетентность – обладание компетенцией. Второе значение– обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. 
Компетентный (лат. competens – соответствующий, способный) –  обладающий компетенцией. Второе значение – знающий, сведущий в определенной области. 
В энциклопедии Интернета, называемой «Википедия»,  понятие «компетенция» означает личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Под компетенцией также понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании понятие компетенции используется при оценке персонала. Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью. 
Далее «Википедия» предлагает следующие виды компетенций:

  • учебно-познавательная компетенция –совокупность умений и навыков познавательной деятельности:

а) владение механизмами  планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;  
б) владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;  
в) владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

  • информационная компетенция – способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
  • коммуникативная компетенция – владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

Поиски в Интернете  привели к ожидаемым результатам. Удалось найти еще одно интересное определение и комментарий к нему (http://www.globalcompetence.ru). Под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный ряд профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.  
Понятие компетенции здесь включает в себя четыре составляющих:

  • когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытых» знаний, приобретенных на основе практики (знание как понимание);
  • функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности (знание как действие);
  • личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
  • этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Таким образом, общей  основой, характеризующей точку  зрения различных авторов, является то, что знания человека выступают  потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность – это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий. 
В одних формулировках компетенций навыки являются их составной частью, в других навыки рассматриваются наряду с компетенцией. В некоторых трактовках акцент делается на единство теоретических знаний и опыта, однако существует и разнозначное употребление понятий «компетенция» и «опыт». 
Допустим, вы являетесь директором библиотеки и вам предлагают принять на работу выпускника вуза. Можно ли доверить ему самостоятельный участок, например, по составлению библиографических записей? Вы несете ответственность, ведь он будет отвечать за качество процесса в целом и каждой отдельной операции. Если вы не хотите подвести библиотеку, в которой работаете, то должны сначала проверить возможности и способности молодого специалиста, провести его адаптацию: поручить одному из квалифицированных сотрудников обучение и инструктаж. 
Молодому специалисту сначала надо понять, как работает библиотечный организм в целом и отдельные его подсистемы. Библиотека – системный организм. И библиотечный работник, не знающий, как работают комплектаторы, каталогизаторы, библиографы, библиотекари в системе обслуживания, сотрудники в других подразделениях, останется на уровне «вошедшего в библиотеку гостя», даже проработав в коллективе много лет.  
Одним из немаловажных профессиональных качеств любого специалиста является компетентность – это совокупность когнитивных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и аксиологических умений. Какими качествами должен обладать библиотекарь, осуществляющий обслуживание пользователей? Рассмотрим их подробнее.  
Когнитивные (познавательные) умения:

  • переводить общие цели библиотечного обслуживания в задачи конкретного коллектива;
  • целенаправленно изучать уровень потребностей читателей, а также уровень читательской и информационной культуры;
  • анализировать особенности своей деятельности и поведения;
  • систематически пополнять свои знания путем самообразования и систематизировать их;
  • критически осмысливать и использовать передовой опыт библиотечного обслуживания;
  • добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности;
  • изучать психологические особенности усвоения информации пользователями библиотек;
  • изучать индивидуально-психологические особенности читателей.

Проектировочные умения:

  • разрабатывать перспективные планы деятельности (собственной и библиотечного коллектива);
  • определять цели, формы и методы библиотечного обслуживания;
  • определять наиболее рациональные виды деятельности и эффективные методы работы;
  • прогнозировать желаемые результаты деятельности;
  • определять эффективность обслуживания и перспективы его развития;
  • искать причины неудач в недостатках собственной деятельности;
  • владеть методами решения проблем.

Конструктивные умения:

  • рационально использовать все возможности библиотечного обслуживания;
  • использовать алгоритмы (разделять операции по обслуживанию на составляющие их приемы);
  • работать с системой хранения информации в традиционном и автоматизированном режимах;
  • работать на автоматизированном рабочем месте (АРМ);
  • работать с офисными программами для создания электронных документов (Word, Excel, PowerPoint);
  • использовать ресурсы сети Интернет;
  • пользоваться сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом.

Коммуникативные умения:

Информация о работе Компетентность современного библиотекаря