Эпидейктическая речь в историческом освещении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:29, реферат

Описание работы

Как отмечает исследователь античной литературы Лосев А.Ф, эпидейктическое красноречие стало зарождаться в 5 веке до н.э. в Афинах, наряду с судебным и совещательным красноречием. Ярким представителем эпидейктического красноречия являлся «отец риторики», софист-оратор Горгий из Леонтии. «Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, метафорами».
Применялось эпидейктическое красноречие при произнесении надгробных речей «как это практиковалось, например, на ежегодных поминальных торжествах, в честь павших воинов во время греко-персидской войны».

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 23.46 Кб (Скачать файл)

Эпидейктическая речь в историческом освещении.

 

        Как  отмечает исследователь античной литературы Лосев А.Ф, эпидейктическое красноречие стало зарождаться в 5 веке до н.э. в Афинах, наряду с судебным и совещательным красноречием. Ярким представителем эпидейктического красноречия являлся «отец риторики», софист-оратор Горгий из Леонтии. «Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, метафорами» [Лосев А. Ф, 2005].          Применялось эпидейктическое красноречие при произнесении надгробных речей «как это практиковалось, например, на ежегодных поминальных торжествах, в честь павших воинов во время греко-персидской войны». [Лосев А.Ф,2005].

         Описание эпидейктической речи впервые было представлено в труде Аристотеля «Риторика». В зависимости от адресата и цели произнесения речи Аристотель выделяет 3 рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Он называет эпидейктическим тот род речей, дело которых «хвалить или порицать». « Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное».  [Аристотель, 2000:29]. Прекрасным Аристотель называет «то, что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы, или что, будучи благом, приятно, потому что оно благо» [Аристотель, 2000]. По мнению Аристотеля для эпидейктического оратора наиболее важным является настоящее время «потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего» [Аристотель, 2000].

         Шаталова  С. В. в своей работе «Эпидейктические жанры речи» отмечает, что « ораторская практика античности была ориентирована не на теоретическое разделение законов и правил эпидейктического, судебного и совещательного красноречия, а на практическое использование различных видов речей и совершенствование ораторского мастерства, поэтому не было осуществлено полное описание жанров эпидейктики, подробно исследовалась лишь «похвала деяниям лица»  [Шаталова С. В. 2009:11].

         На Руси эпидейктическое красноречие начало развиваться  в 11-12 вв. и во многом опиралось на многовековую традицию античного красноречия.

«Традиции произнесения эпидейктических речей на Руси складываются из памятников красноречия дидактического и памятников красноречия торжественного» [Михальская А.К. 2001:399].

        Стиль дидактического (учительского) красноречия обычно реализовался в жанре поучения. Они были невелики по объему, часто лишены каких-либо риторических украшений, писались или произносились на живом разговорном древнерусском языке, содержали требования скромности, заботы о родителях, детях, семье. Поучения такого рода представлены в творчестве Феодосия Печерского.

          Более подробно остановимся на особенностях торжественного (панегирического) красноречия.

          Произведения торжественного красноречия на Руси назывались «Слово»: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

        Михальская А.К. выделяет такие черты торжественного красноречия, как «глубина содержания, большое литературное мастерство: эффектное построение речи, умение настроить читателя и слушателя на торжественный лад, определенная витиеватость речи» [Михальская А.К, 2001: 399].

          Доктор филологических наук Хазагеров Г. Г в своей работе  «Уроки древнерусского красноречия» предлагает следующие свойства торжественного красноречия:

  1. Обращение к единомышленникам.
  2. Расчет на долговременное воздействие.
  3. Учительность, обращение «сверху».
  4. Сильный этический пафос, постоянные ссылки на Священное Писание.
  5. Амплифицирующее построение речи.
  6. Пристрастие к развернутым метафорам, притчам и так называемому антаподозису.
  7. Ритмизированный, «нарочитый» характер речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и функции  эпидейктической речи

 

          В исследовательской литературе существует множество определений понятия «эпидейктическая речь». Остановимся на некоторых из них.

       Михальская  А. К.  в своем труде «Основы риторики» дает следующее определение:

        «Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь торжественная, произносимая в речевых  ситуациях особого рода, на юбилеях, других торжественных актах» [Михальская А.К, 2001: 322].  

Из этого определения очевидно, что эпидейктическая речь необходима и целесообразна в тех ситуациях, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую  и сплоченную общность, как коллектив единомышленников.

        Анисимова Т.В. Гимпельсон Е.Г. предлагают следующее определение: «Эпидейктическая речь  - это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения – чувства удовольствия, наслаждения, гордости , радости или напротив, чувства гнева, презрения, негодования» [Анисимова, Гимпельсон

       Аристотель  в своем труде «Риторика» предметом эпидейктической речи называет прекрасное и постыдное. Прекрасное в человеке - это добродетели, положительные качества, а также добрые дела и достижения, все то, за что можно хвалить. Аристотель определяет добродетель как «возможность приобретать блага и сохранять их, и, вместе с тем, возможность делать благодеяния [другим] во многих важных случаях и всем вообще во всевозможных случаях»  [Аристотель, 2002:32].

     

 

   Он выделяет такие добродетели, которые наиболее полезны для людей:

  • Справедливость
  • Мужество
  • Благоразумие
  • Бескорыстие
  • Умеренность
  • Кротость
  • Великодушие
  • Щедрость
  • Мудрость
  • Рассудительность

       По Аристотелю прекрасными являются те поступки, "которые человек совершает ради других, а не для самого себя", а также "безотносительно хорошие поступки", которые человек совершает "для пользы отечества, презрев свою собственную выгоду".

       Таким образом, предметом эпидейктической речи являются достоинства и достижения адресата - положительные качества, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо - все то, что вызывает положительную оценку окружающих и заслуживает похвалы.

   Эпидейктическая речь должна состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Повествование
  • Заключение

        Во вступлении содержится похвала (хула), убеждение, обращение, связанные с содержанием речи. В данной части необходимо привлечь внимание слушателя, обозначить проблему, которую ставит автор.

      Повествование представляет собой рассказ о том или ином событии.

В повествовательной части  заключаются основные аргументы, имеющие непосредственное отношение к теме. Повествование должно соответствовать следующим требованиям:

 

  • Аргументы должны быть правдоподобными;
  • Рассказ должен быть кратким и четким;
  • Повествование должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;
  • При описании следует избагать расплывчатости и излишних деталей.

Информация о работе Эпидейктическая речь в историческом освещении