История возникновения ораторского искусства и развитие в Древней Греции и Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Важность изучения риторики становится в наши дни всё более очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждёт рекомендаций от учёных.

Содержание работы

1. Древнегреческое ораторство4
2. Искусство речи Древнего Рима 8
3. Ораторское искусство в целом……………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………………..…14
Список литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Ораторское искусство(Розанова Н.И.).docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

« Уральский  государственный университет физической культуры »

Кафедра туризма

 

Контрольная работа по дисциплине:

Ораторское искусство

Тема: История возникновения  ораторского искусства и развитие

в Древней Греции и Древнем  Риме

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка 4 курса  ОЗО,

Группы 400А, Головина Ю.Е 

Проверила: Розанова Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013


Содержание:

 

Введение 3

1. Древнегреческое ораторство4

2. Искусство речи Древнего Рима 8

3. Ораторское  искусство в целом……………………………………………….11

Заключение …………………………………………………………………..…14

Список литературы ……………………………………………………………16

 

Введение

Важность изучения риторики становится в наши дни всё более  очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все  хотят знать, как научиться ораторскому  мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая  общественно речевая практика требует  обобщения, научных размышлений  и ждёт рекомендаций от учёных.

Всякая наука имеет  свою историю, без знания которой  бесполезно рассчитывать на успех, тем  более в таком сложном деле, как ораторское искусство, античные теории красноречия входят в золотой  фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия  необходимо, прежде всего, познакомиться  с взглядами древних риторов.

 В древней риторической  науке можно назвать имена  исследователей, которые занимали  ведущее место в разработке  теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования. Обратимся и мы с вами к истории риторики как науке об искусстве слова.

Цель нашей работы  дать анализ развития науки о красноречии и ораторском искусстве в Древней Греции и Риме

Задачи:

  1. Ознакомить с историей ораторского искусства
  2. Охарактеризовать Древнюю Грецию и Рим как местом рождения красноречия и риторики
  3. Рассмотреть ораторское искусство в целом

Объектом  работы является искусство ораторства и красноречия. На данный момент это тема очень актуальна, так как  не каждый  может выжать свои мысли четко и ясно, либо не хватает смелости выступать на публике.

1. Древнегреческое ораторство

Родиной красноречия считается  Древняя Греция, хотя ораторское искусство  знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии.

В античности живое слово  имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и  успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением  слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст  у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых  лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам  и за плату обучали искусству  спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей  задачей научить учеников «хорошо  и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное  место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно  с практическим красноречием софисты  начали развивать и теорию ораторского  искусства — риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников  по риторике традиция связывает с  именами софистов Корака и его  ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия  софист Горгий из Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под  названием «горгианские фигуры». Среди  них такие, как антитеза (резко  выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

Риторике софистов, которую  Платон не считает наукой, он противопоставляет  подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное  только философу. Эта теория красноречия  изложена в диалоге «Федр», в котором  представлена беседа философа Сократа  с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать  истину относительно любой вещи, о  которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с  этой истиной; подлинного искусства  речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а  гоняется за мнениями, у того искусство  речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится  в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте —  изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и  добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия  Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо  знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким  образом воздействует на душу.

Итак, по мнению Платона, подлинное  красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Достижения греческого ораторского  искусства были обобщены и возведены  в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей  из трех книг.

В первой книге рассматривается  место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота  и здоровье, удовольствие, богатство  и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные  дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей  судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов  и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия  прекрасного и постыдного, добродетели  и порока; их цель — восхвалять или  порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх  и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена  проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле  — это учение о способах выражения  мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет  своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными  структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы  его опровержения, рассказ-изложение  фактов, доказательства, заключение.

Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все  дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью  речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Искусство речи Древнего Рима

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в  области риторики, была творчески  воспринята Древним Римом. Расцвет  римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства  является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным  оратором и теоретиком красноречия  признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его  обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов  красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал  свой особый стиль, средний между  азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении  и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости  — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический  опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает  проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о  том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный  оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три  великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками  разработку теории трех стилей и ратовал  за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную  форму, все запомнить, произнести.

Особо он подчеркивал связь  содержания и словесной формы: «Всякая  речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без  слов лишается ясности».

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения  «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему  воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и  образованным человеком.

Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был  Цицерон. У них можно увидеть  много общего. Оба различали три  стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика —  это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и  специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия  не идентичны.

Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского  искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно  без излишеств, возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без  развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший  путь — средний, а все крайности  — ошибки».

Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана  эталон образовательной системы  — риторская школа. Цицерон обращался  со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий  круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

 

 

3. Ораторское искусство в целом

В современном мире трудно представить себе интеллектуальную профессию, которая не требовала  бы применения языка в целях общения. Уметь правильно строить коммуникации, убедительно, последовательно отстаивать свою точку зрения, грамотно и интересно  излагать мысли – вот далеко не полный перечень навыков, необходимых  будущему менеджеру, администратору, журналисту, политологу. Безусловно, необходимы такие  знания и юристу. Ведь от служителей Фемиды требуется широкое общее  образование, интеллект, культура, высокие  нравственные качества и профессиональное мастерство.

Информация о работе История возникновения ораторского искусства и развитие в Древней Греции и Древнем Риме