Грамматические системы словообразования и словоизменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые др.

Содержание работы

1 Грамматические системы словообразования и словоизменения………… 2
2 Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе………………………………………………..4
3 Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………….11
4Библиографическийсписок………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

развитие речиMicrosoft Office Word (2).docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

После того как ребенок  слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые  совершал сам, можно попросить принести знакомый предмет или выполнить  какое-либо поручение, связанное с  этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому  надо самому взять этот предмет и  еще раз его назвать, а затем  назвать совершающееся с этим предметом действие.

В работе с неговорящими детьми такие специалисты как: Лалаева  Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. не рекомендуют перегружать  их пассивный лексикон словами с  отвлеченным значением или обобщающими  словами.

Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.

Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: лью молоко, наливаю  молоко в бутылку, дую на молоко. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах, давать сопоставительное описание двух или более предметов. Поощряется многообразие вариантов ответов, что способствует более активному выбору необходимой грамматической формы подходящего слова, воспитывает интерес к слову и средствам речевой выразительности.

Для автоматизации словообразовательных и словоизменительных структур последовательно  отрабатываются разные модели предложений: именительный падеж и согласованный  глагол (Вова сидит); именительный падеж, согласованный глагол и прямое дополнение (Мальчик читает книгу); именительный падеж, согласованный глагол и два  зависимых падежа (Мама дала девочке  книгу — дательного и винительного падежа); именительный падеж, согласованный  глагол и два других зависимых  падежа (Девочка рисует дом карандашом) (винительный падеж и творительный падеж) и т. д.

Разумеется, ребенку не сообщается никаких сведений по грамматике, работа предусматривает практическое знакомство с наиболее частотными моделями словоизменения и словообразования, построения предложений. Общий порядок работы над любой  грамматической категорией следующий: сначала ребенок наблюдает, как  конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и  изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой  речи. Аграмматизм в собственной  речи сглаживается при упреждающем  преодолении импрессивного аграмматизма.

Процесс практического усвоения детьми грамматики имеет специфические  особенности, так как формирование понятий осуществляется на основе особых форм анализа и синтеза, приводящих к абстракциям и обобщениям. Грамматические понятие характеризуются большей  отвлеченностью, так как имеются  в виду не отдельные слова и  предложения, а то общее, что лежит  в основе их образования, сочетания  и изменения. Овладение словообразованием  и словоизменением идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы  речи. Усвоение грамматического строя— это дифференциация (разделение, вычленение, расчленение) по слуху и запоминание  языковых представлений о том, как  и когда, используются в речи определенные элементы: суффиксы, приставки, предлоги, окончания и т. д.). Используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры, опора на вербальный образец  и т.д. Средствами обучения языку  является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья  в целях развития практики общения  детей.

Таким образом, при правильном подходе к формированию словообразования и словоизменения у детей дошкольного  возраста обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического  высказывания.

 

Библиографический список

1.  Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400с. – ISBN 5-691-01357-2

2.  Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2005. - 296 с. – ISBN 5-222-06262-7

3.  Березин, Ф.М. Головин, Б.Н. Общее языкознание [Текст] / Ф.М Березин, Б.Н. Головин – М.: Просвещение 2005.- 560с.- ISBN 5-7695-0999-6

4.  Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005.- 32с. ISBN 5-89815-446-9

5.  Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.

6.  Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения [Текст] / Т.Г Визель // Логопед.- 2005.№ 6. С. 4-9.

7.  Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. – 658с. – ISBN 5-89814-242-8

8.  Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с. – ISBN 5-222-09249-6

9.  Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение [Текст] / А.А Зализняк - М.: Просвещение 2007.- 576с. – ISBN 5-89815-171-0

10.  Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская - М.: Просвещение 2005.- 460с. – ISBN 5-691-00596-0 Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А Земская - М.: Академия 2007.- 589с. – ISBN 5-7695-3213-0

11.  Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений [Текст] / А.Г Зикеев -М.: Академия 2005.- 210с. – ISBN 5-589-7568-3

12.  Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова – М. Владос 2005.-279с.- ISBN 5-691-00179-5

13.  Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова //Логопед 2006. № 1. С. 27-34.

14.  Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160с.- ISBN 5-675-0987-4

15.  Лепская, Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И Лепская - М. Владос 2005.- 151с. - ISBN 5-4666-766-6

16.  Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005.- 176 с. - ISBN 5-324-6735-4

17.  Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой [Текст] / Волкова Л.С - М.: Владос 2006.- 678с. - ISBN 5-691-01357-2

 


Информация о работе Грамматические системы словообразования и словоизменения