Формы существования языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:15, реферат

Описание работы

Современное языкознание представляет собой продукт длительного и довольно противоречивого исторического развития лингвистического знания. И многие её проблемы могут быть лучше поняты в историческом аспекте, при обращении к далёкому или близкому прошлому науки о языке, к особенностям её развития в разных этнокультурных контекстах. Первоначальные элементы лингвистического знания формировались в процессе деятельности, связанной с созданием и совершенствованием письма, обучением ему, составлением словарей, толкованием священных текстов и текстов старых памятников, освоением структуры звучащей речи (особенно поэтической), поисками путей наиболее эффективного воздействия магического слова в жреческих обрядах и т.п.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………..……………………………………3
2.Язык. Речь. Речевая деятельность. Психолингвистика…………………………………..4
3.Территориальная и социальная дифференциация языков…………………………..13
4.Литературный язык как высшая форма национального языка……..………………20
5. Заключение……………………………………………………………………………………………………..24
6. Список использованных источников………………………………………………................25.

Файлы: 1 файл

сурс 1.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

                 Министерство образования Республик Беларусь

   УО « Гомельский государственный университет имени Скорины»

    Факультет иностранных языков

    Языкознание 

 

 

 

 

 

                 

      Формы существования языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Студентка    группы А-13

                                                                                         Жилкина Валерия Юрьевна    

       Проверила: Осипова Тамара Анатольевна

                 Гомель 2015

 

 

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..……………………………………3

2.Язык. Речь. Речевая деятельность. Психолингвистика…………………………………..4

3.Территориальная и социальная   дифференциация языков…………………………..13

4.Литературный  язык как высшая форма национального  языка……..………………20

5. Заключение……………………………………………………………………………………………………..24

6. Список  использованных источников………………………………………………................25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

   Современное  языкознание представляет собой  продукт длительного и довольно  противоречивого исторического  развития лингвистического знания. И многие её проблемы могут  быть лучше поняты в историческом  аспекте, при обращении к далёкому  или близкому прошлому науки  о языке, к особенностям её  развития в разных этнокультурных  контекстах. Первоначальные элементы  лингвистического знания формировались  в процессе деятельности, связанной  с созданием и совершенствованием  письма, обучением ему, составлением  словарей, толкованием священных  текстов и текстов старых памятников, освоением структуры звучащей  речи (особенно поэтической), поисками  путей наиболее эффективного  воздействия магического слова в жреческих обрядах и т.п. Но постепенно круг задач расширялся, анализу подвергались всё новые и новые аспекты языка, строились новые лингвистические дисциплины, формировались новые приёмы исследовательской работы.

       Поэтому сегодня языкознание  выступает как система, объединяющая  в себе множество лингвистических  наук, которые лишь в совокупности  дают нам достаточно полное  знание обо всех сторонах человеческого  языка вообще и обо всех  отдельных языках. Современное языкознание, далее, является продуктом познавательной  деятельности, которая осуществлялась  усилиями представителей многих  этнических культур, в самых разных  регионах и странах мира.

 

 

 

 

 

  1. Язык. Речь . Речевая деятельность. Психолингвистика.

Язык в Энциклопедическом словаре:

 Язык - естественный язык, важнейшее средство человеческого общения.Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством храненияи передачи информации, одним из средств управления человеческимповедением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессесовместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновениечленораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развитиячеловека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи.

Значение слова Язык по Психологическому словарю:

 Язык - система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.

Значение слова Язык по Логическому словарю:

 Язык -  — знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность

Различают:

- человеческие  языки (предмет изучения лингвистики): - естественные человеческие языки, - искусственные языки для общения  людей (например, эсперанто), - жестовые  языки глухих, - формальные языки - компьютерные языки (например, Алгол, SQL), - языки животныхeng

 Языки  изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще —  предмет изучения семиотики. Влияние  структуры языка на человеческое  мышление и поведение изучается  психолингвистикой.

   

 

 

 Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

    Важнейшим  достижением человека, позволившим  ему использовать общечеловеческий  опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое  развивалось на основе трудовой  деятельности. Речь — это язык  в действии. Общая тенденция, наблюдаемая в современной лингвистике, заключается в разработке комплексных, пограничных проблем, в развитии "смежных" областей, где языкознание работает бок о бок с другими науками, такими, как социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика; Итак, анализируя совокупность мыслительно-речевых актов (еще раз подчеркнем: мы говорим пока об этой совокупности лишь в качестве самого первого приближения к действительному объекту лингвистики!), лингвист выделяет в них то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, отыскивает те средства, без которых вообще невозможно охарактеризовать внутреннее строение речевого потока.. Можно сказать, что предметом лингвистической науки является сейчас именно система языка. Из сказанного ясно видно, что предмет науки есть категория исторически развивающаяся. Иными словами, один и тот же объект одной и той же науки может быть интерпретирован ею по-разному на различных исторических этапах ее развития. Следовательно, конфигурация предмета науки зависит не только от свойств объекта, но и от точки зрения науки в данный момент.

 

 

 

 

Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.Определяя объект лингвистики, Ф. де Соссюр впервые представляет триаду: речевая деятельность, язык, речь. При этом он указывает на определённые конституирующие моменты всех трёх феноменов, на их взаимосвязь и их отдельность.

     Речевая деятельность характеризуется у него «индивидуальной», «социальной» сторонами, она «многообразна» и «разнородна», «будучи одновременно физической, физиологической и психической», т.е. она характеризуется им как некое психофизиологическое и физическое явление, выполняющее межсубъектную связь и поэтому имеющее кроме индивидуального аспекта порождения ещё и социальный. Такое представление в речевой деятельности может быть только процессным, что и нашло своё отражение в психолингвистике».Речь, которую Ф. де Соссюр вычленяет в речевую деятельность на основе речевого акта как «зародыша речевой деятельности», это нечто состоящее из «внешней части» «(звуковые колебания, идущие из уст к ушам) и внутренней части», «психической и непсихической части» с «физиологическими явлениями в органах речи, так и физические явления вне человека», «исполнение никогда не производится коллективом; оно всегда индивидуально»2. То есть «речь» по Соссюру – это то же «речевая деятельность» за минусом социальности. И в первом и во втором случае - это психофизиологические и физические процессы, но не деятельности. Опираясь на понятие членораздельной речи (langage articule, gegliederte Sprache), Ф. де Соссюр считает, что «естественной для человека является не речевая деятельность как говорение (language parole), а способность создавать язык, то есть систему дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям», а потому «надо с самого начала встать на почву языка и считать его основанием (norme) для всех прочих проявлений речевой деятельности».

 

    Такое  обильное цитирование положений  и утверждений Ф. де Соссюра  нам было необходимо, чтобы показать  субъектно-объектный, его вульгарно-натуралистический  подход в интерпретации таких  социальных объектов, как речевая деятельность, речь и язык. Полагаем, что речевая деятельность, речь и язык – это социальные объекты, которые могут быть интерпретированы с деятельностного, а не процессного подхода, как объекты социодеятельностного порядка.При таком подходе становится понятным, что речевая деятельность, речь (как мыслекоммуникация) и язык (как превращённая лингвистическая и метамыслекоммуникативная деятельность) суть явления, феномены равнокатегориального порядка. Это один и тот же социальный объект-феномен, рассматриваемый всякий раз с акцентом на деятельности, мыследеятельности и соответственно мыслекоммуникации или же с позиции превращённой деятельности аналогично экономической категории труда, превращённой в свой продукт; здесь же превращённая научная лингвистическая и метакоммуникативная деятельность в свой продукт в виде языка, знаков, фреймов, и т.п. Таким образом, речевая деятельность, речь, язык – это всегда триединство и их можно развести и соотнести друг с другом только в трёхмерном пространстве.

    Представленные  таким образом триединые области  всякий раз будут иметь свои  чисто лингвистические задачи  исследования:

 а) речевая деятельность как социально-представленная деятельность – лекция, агитация, пропаганда, проповедь, манипуляция индивидуальным и общественным сознанием и т.п.;

 

 б) мыслекоммуникация – диалог, полилог, дискуссия, аргументация, доказательство, сообщение, рассказывание, описание, характеристика, рассуждение, метакоммуникация, рефлексия, понимание и другие речевые жанры;

 

 в) язык как остановленная речь, снятая речь в результате метаязыковой коммуникации – знакообразование, формирование блока знаний, знания, связанные со знаками, смыслообразование, смыслополагание, «текстование», интертекстуальность, языковая картина мира и т.п., т.е. всё как нормы, те «рельсы», на основе которых осуществляется и речевая деятельность, и мыслекоммуникация.

 

    Соглашаясь  в целом с положениями Соссюра, А.А. Реформатский уточнил понятия  язык, речевая деятельность (он называет  ее речевой акт) и речь.Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. «Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи.

   Нет  языка индивида, и язык не может  быть достоянием индивида, потому  что он объединяет индивидов  и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному  использовать общий язык в  случае отбора и понимания  слов, грамматических конструкций  и даже произношения. Поэтому  существуют реально в современности  и истории такие языки, как  русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить  о современном русском языке  и о древнерусском, и даже об общеславянском»4.

   Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов.

  «Что  же такое речь? Прежде всего, это  не язык и не отдельный речевой  акт. Это все разные формы применения  языка в различных ситуациях  общения. И все это является предметом языковедения… Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, об орфоэпической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т.д. Все это разные использования возможностей языка, отображения того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения». Шайкевич А.Я. предложил рассматривать картину мира, на которую оказывают влияние несколько составляющих: язык, речь, тексты, поведение и сама экстралингвистическая реальность. Автор показал, что многие исследования языковой картины мира не могут быть сочтены доказательными и грешат эссеистичностью.

 

 

Психолингвистика

  Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки

— это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов.

У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом — иметь

разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для

психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут

быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и,

конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь

человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.

Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации.

Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы.

   Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Ргопко) в большой статье,

озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в

научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г.

Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном известными американскими психологами Дж.

Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом

Сибеоком (Т. Sibeok). Годом позже в США была опубликована коллективная монография под этим

названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать

формировавшуюся новую научную теорию.

Термин «психолингвистика» более чем удачен. Он образован по продуктивной для научного языка,

модели, отражая стремление науки к интеграции и подчеркивая комплексность этой дисциплины.

Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология (psyche — по-гречески душа)

и лингвистика (от латинского lingua — язык).

В настоящее время существует достаточно много определений психолингвистики. Пожалуй, самое

первое определение дал в 1954 г. основатель _______американской психолингвистики Ч. Осгуд:

«Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы

принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих.

Информация о работе Формы существования языка