Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:12, лекция

Описание работы

Понятие фонемы рассматривается в курсе по введению в языкознании а также в курсе фонетики изучаемого языка. Поэтому я не стану подробно останавливаться на выявлении различий между звуком и фонемой, основное внимание обращу на различие интерпретации фонемы в разных направлениях и на системные отношения фонем.
Представление о фонеме является, вероятно, одним из первых лингвистических конструктов. Как отмечает Д. Болинджер, «за фонологичекими эмами стоит трехтысячелетняя история попыток выработать систему письма. Если бы не было алфавита, ни один лингвист не сумел бы «открыть» в 1930г. фонему».

Файлы: 1 файл

Lecture 7.doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Перечень примеров можно  продолжить и получить в результате все возможные дистрибуции данного звука. Подобные примеры употребления звука /k/ находятся в отношении дополнительной дистрибуции друг к другу — такие звуки, т. е. звуки, которые обладают акустико-артикуляционным сходством и находятся в отношении дополнительной дистрибуции, получили название аллофонов, а все множество (совокупность) аллофонов и представляет собой фонему, в данном случае — фонему {К}. Таким образом, «фонема это класс звуков, которые: 1) фонетически сходны и 2) характеризуются определенными моделями дистрибуции в изучаемом языке или диалекте». И далее: «Фонема — один из элементов звуковой системы языка, находящийся в определенных взаимосвязях с каждым из других элементов этой системы». Следовательно, фонема в американской дескриптивной лингвистике определяется как множество аллофонов. Фонема — явление чисто лингвистическое, лишенное каких-либо психологических и акустических моментов, это класс явлений.

С другой стороны, фонема представляет собой «минимальную единицу системы выражения звукового языка, при помощи которой одно вы-сказывание отличается от другого». Выявленный набор фонем системы еще не представляет. Система фонем устанавливается путем выявления так называемых минимальных пар, т. е. таких пар разных слов, которые различаются лишь одной фонемой. При этом некоторые минимальные пары могут оказаться достаточно редкими. Так, противопоставление [š] и [ž] в английском языке подтверждается только тремя минимальными парами: delution:delusion, glacier:glasier, Aleutian:allusion [Там же, 52]. В русском языке противопоставление [г] и [г’] подтверждается всего лишь одной минимальной парой: берега: берегя.

В отечественной  лингвистике традиционно сложились две фонологические школы: Московская (МФШ) и Ленинградская (ЛФШ), которые, используя общее определение фонемы, дают ему несколько различную интерпретацию. Рассмотрим несколько примеров (в орфографической записи), которые в двух указанных школах трактуются по-разному:

сам — сама — самовар,

 воды — вода — водяной,

 сад — сады,

 дом — том.

Трактовка фонемы в ЛФШ строго фонетическая. В соответствии с концепцией Л. В. Щербы фонема определяется как звукотип, способный дифференцировать слова и формы, т. е. произнесение, не зависящее от индивидуальных особенностей говорящих. Реально же произносимые звуки представляют собой оттенки фонемы, т. е. то частное, в котором реализуется общее — фонема. В соответствии с этим в словах сам и воды мы имеем дело с разными фонемами ([а] и [о]), в словах сама и вода первые гласные фонемы одинаковы (это нечто среднее между [а] и [о]). В словах самовар и водяной первые гласные фонемы также одинаковы (это так называемый нейтральный гласный).

В словах сад и сады конечные согласные представляют собой разные фонемы (в первом случае — [т], во втором — [д]). Точно так же разными будут и начальные согласные в словах дом и том.

В ЛФШ, помимо термина оттенок фонемы, используется так же и аллофон. Однако трактовка последнего не единообразна. Так, Л. Р. Зиндер употребляет их как синонимы. Ю. С. Маслов полагает, что, я смотря на его широкое употребление, термин аллофон является менее удачным. Он считает, что варианты фонемы представляют собой факт языка, а не только факт речи, при этом объединение физически разнородных звуков в варианты не определяется чисто фонетическим сходством. В связи с этим он предлагает называть их аллофонемами.

В МФШ трактовка фонемы несколько иная, а именно — морфологическая: фонема рассматривается в связи с ее ролью в составе морфемы. Поскольку в словах сам, сама и самовар представлена одна и та же морфема сам-, то, следовательно, во всех трех случаях мы имеем дело с одной и той же гласной фонемой [а], которая в первом случае находится в сильной позиции, а в остальных — в слабых позициях. То же самое справедливо и для слов воды, вода и водяной.

Что касается форм сад и сады, то это словоформы одного и того же слова, следовательно, [д] и [т] представляют собой варианты одной фонемы [д]. Дом и том — разные слова, следовательно, [д] и [т] — разные фонемы.

Таким образом, в МФШ различаются, во-первых, сильные  и слабые позиции, в которых могут  оказаться фонемы, а, во-вторых, позиционные варианты фонем, которые образуют фонемные ряды. «Фонемный ряд... есть единица, связывающая фонологические единицы и морфологические».

Помимо вариантов  в МФШ различают вариации (оттенки) фонем, которые так же обусловлены их позициями. Различие заключается в том, что фонемы в сигнификативно слабых позициях (слабые варианты) утрачивают свою смыслоразличительную функцию, а фонемы в перцептивно слабых позициях (слабые вариации) не утрачивают смыслоразличителъной функции, но несколько изменяют свой «внешний вид». Так, в словах мыл и мил мы имеем дело с вариациями фонемы [и]: после твердого [м] невозможно произнести [и]. То же самое происходит и в словах мал и мял: после мягкого [м’] невозможно произнести [а]. Поэтому с позиции МФШ /и/ и /ы/ — это вариации одной фонемы, а с позиции ЛФШ — это разные фонемы.

Подводя итог рассмотрению фонем, вариантов и вариаций, можно установить следующие соотношения:

1. Между звуком и фонемой:

а) разные звуки — одна фонема: рад —ряд;

б) разные звуки — разные фонемы: сам — сом;

в) один звук — разные фонемы: сама — вода, самовар — водяной 
(так называемое пересечение фонемных рядов);

г) разные звуки, не сводимые ни к одной фонеме: собака, стакан (так называемая непроверяемая гласная, или гиперфонема — первый гласный может рассматриваться как представитель фонемы либо [а], либо [о]).

2. Между звуком, фонемой и морфемой:

а) разные звуки — одна фонема — одна морфема: нож — ножи ([ж/ш]);

б) разные звуки — одна фонема — разные морфемы: рад —ряд, рать;

в) разные звуки — разные фонемы — одна морфема: пеку — печешь (так называемые чередования, или морфонемы).

Описание фонологической системы в целом целесообразнее начать с рассмотрения первичной системы фонем (термин предложен Тадеушем Милевским). Первичной эта система является в двух отношениях. Во-первых, она является общей для всех языков, образуя своеобразное «ядро». Во-вторых, эта система основывается на наиболее контрастных противопоставлениях, которые усваиваются ребенком первыми и утрачиваются при расстройствах речи последними.

Наиболее контрастным  является прежде всего противопоставление гласных и согласных. В системе гласных четко противопоставляются гласные наиболее открытые и наиболее закрытые. В первом случае — это различные варианты [а], во втором — переднее [i] и заднее [u].

Среди согласных наиболее контрастным является противопоставление назальных и ртовых. В первом случае четко различаются [m] и [n], а во втором — противопоставление смычных плавным. Среди смычных противопоставляются [p], [t] и [k], а среди плавных — [s] и [l/r]. Двойной символ в последнем случае обусловлен тем, что в некоторых языках (китайском) употребляется только [l] и никогда не употребляется [r], в японском все как раз наоборот, а в корейском [l] и [r] являются позиционными вариантами.

В целом первичная система фонем  выглядит так:

Вполне очевидно, что  первичная система состоит всего из десяти фонем. Такой «небольшой» системы не зафиксировано ни в одном из известных языков. В языке аранта (Австралия) фонологическая система включает 13 фонем.

Как уже отмечалось, указанные фонемы входят в фонологические системы  всех известных языков. Различия между языками образуют вторичные противопоставления, которые «заполняют промежутки» между первичными. Так, в системе гласных в промежутке между [i] и [a] могут появиться различные варианты [e] — от собственно [e] до [ε] и [æ]; между [u] и [a] — варианты [o]. В системе назальных помимо [m] и [n] может появиться [ŋ]; система взрывных [p], [t] и [k], в которой не используется противопоставление по глухости/звонкости, может дополниться [b], [d] и [g]; более того, в ней может развиться и еще одно противопоставление — по наличию придыхательности (аспирации) и по ее отсутствию: [ph], [bh] и т. д. В системе плавных помимо [s] может появиться так же и [š], а [l] и [r] могут стать самостоятельными фонемами. Помимо этого, возможно появление противопоставлений и по вторичным признакам: назализации, лабиализации, палатализации и т. п. В результате система фонем может значительно увеличиться. Однако, как известно, система фонем не превышает 70-80 членов.

Изобразить  систему гласных, не осложненных дополнительными артикуляциями, достаточно просто, поскольку основных артикуляций у гласных всего две: положение языка и степень открытости. Получается элементарная система координат, построение которой не вызывает никаких затруднений. Чаще всего систему гласных изображают в виде треугольника либо в виде трапеции (при наличии нескольких разновидностей [а]).

Систему согласных  изобразить несколько сложнее, поскольку  основных артикуляций у них четыре, что, естественно, требует четырехмерной «картинки». Однако этого затруднения можно избежать, если использовать схему в виде дерева или же таблицу. Для построения таблицы или дерева нужно правильно определить количество признаков, по которым противопоставляются рассматриваемые фонемы. Как известно, наличие одного признака дает возможность противопоставить два элемента. Следовательно, для представления системы из четырех элементов потребуется два признака, для восьми — три и т. д. В общем случае число всех элементов (N), различаемых с помощью т признаков, легко определить по формуле: N = 2m.

Это можно продемонстрировать на небольшом фрагменте системы  согласных (в целях экономии места), включающем следующие элементы: b, p, v, f, d, t, z, s. Поскольку число элементов равно восьми, то нам достаточно трех признаков. В качестве таких признаков можно избрать 1) смычность, 2) звонкость и 3) лабиальность. В данном случае порядок признаков для нас не представляет особой важности, однако при построении дерева предпочтительнее представить некоторую иерархию признаков, поместив на первое место наиболее важный, а остальные разместив в порядке убывания этой важности. Примером такого иерархизированного дерева может служить приведенное несколько ранее изображение первичной системы фонем. Для нашего же примера порядок признаков не является принципиальным. Итак, «древесное» изображение фрагмента системы согласных имеет следующий вид:

Табличное представление  данного фрагмента системы согласных  выглядит так:

Из таблицы видно, что  каждый элемент системы характеризуется  своим индивидуальным, специфическим набором признаков. Точно так же можно построить таблицу и для всей системы согласных. Главное неудобство в этом случае заключается в том, что приходится создавать две разные таблицы для гласных и согласных, поскольку в основу классификации фонем положены те самые артикуляционные признаки, которые характеризуют соответствующие звуки.

В опубликованной в 1955 г. работе Р. Якобсона, Г. М. Фанта и M. Халле Введение в анализ речи описывается система бинарных акустических признаков, с помощью которых можно охарактеризовать все фонемы, гласные и согласные, входящие в фонологические системы всех известных языков. В качестве признаков используются известные в акустике параметры звука: частота, сила и длительность. Выделяется 12 пар признаков, 10 из которых характеризуются как признаки звучности, а 3 — как признаки тона. Признаки получили следующие наименования.

Признаки звучности

  1. Вокальный (гласный) — невокальный (негласный). Вокальные характеризуются  четко  выраженной  формантной структурой:   частоты 
    главных формантов находятся в кратных отношениях. Так, форманты 
    [о] равны 500 и 1000 Гц, форманты [и] 400 и 3200 Гц.
  2. Согласный (консонантный) — несогласный (неконсонантный). Согласные характеризуются низким уровнем энергии (небольшой силой). Сравните, например: [а] и [х].
  3. Компактный — диффузный. Форманты компактных расположены близко друг к другу. Сравните, с одной стороны, [а], [о], [k], [g], а с другой — [i], [е], [u], [р], [t], [s], [n].
  4. Напряженный — ненапряженный. Первый признак представляет собой увеличение количества энергии и длительности звучания. Сравните: [pil] — [bil].
  5. Звонкий — глухой. Первый связан с наличием гармонических колебаний.
  6. Носовые — неносовые. Носовые имеют характерные дополнительные форманты. Сравните: [m], [n], [ŋ].
  7. Прерванный — непрерывный. Начальная фаза прерванного характеризуется большим расходом энергии. Сравните: [р], [t], [k] — [s], [š].
  8. Резкий — нерезкий. Первый характеризуется более высокой степенью интенсивности шума. Соответствует африкатам.
  9. Глоттализованный — неглоттализованный. Глоттализованный (артикуляционно-веляризованный)  характеризуется  большей  скоростью 
    расхода энергии.

Признаки тона

  1. Низкий — высокий. Имеется в виду частота. Сравните [i], [е], [s], [t], [n], [j], с одной стороны, и [а], [о], [р], [k] — с другой.
  2. Бемольный — небемольный. Бемольность — понижение частоты на полтона.
  3. Диезный — недиезный. Диезность — повышение частоты на полтона (связана с палатализацией).

Таким образом, имеется  возможность представить в одной  таблице полную фонологическую систему любого языка. Следует лишь отметить что не все перечисленные признаки одинаково распространены во всех известных языках. В качестве примера приведу табличное изображение фрагмента фонологической системы русского языка. Нумерация признаков в таблице соответствует только что приведенному описанию. Плюс в таблице означает наличие признака, минус — отсутствие, плюс или минус в скобках — нерелевантность признака для данной фонемы.



 

Рассмотренные фонемы, как  гласные, так и согласные, выявляются, как уже отмечалось, в результате сегментации речевого потока. Поэтому они получили наименование сегментных фонем. Однако кроме них в языках существуют фонемы и другого вида. «Сравним два слова русского языка:

Информация о работе Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий