Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Одновременно заочно училась на факультете русского языка и литературы в Куйбышевском пединституте. В 1944 году перевелась на дневное отделение Пензенского пединститута, который закончила с отличием и рекомендацией в аспирантуру. В 1946-49-х годах училась в аспирантуре при кафедре русского языка Куйбышевского пединститута под руководством профессора В.А. Малаховского. В 1951 году успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную диалектным особенностям в личных местоимениях на территории Европейской части страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность…………………..3
Заключение……………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………11

Файлы: 1 файл

Доклад по Т.Я..docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

Организаторская работа Е.С.Скобликовой многогранна. Она много лет возглавляла работу по проведению научных лингвистических конференций разных рангов - от внутривузовскнх до региональных, всероссийских и международных. В течение пяти лет была заведующей кафедрой русского языка в СамГУ. Длительное время являлась членом Поволжского регионального научно-методического совета по проблемам высшей школы, заместителем председателя Методического совета Самарского университета. Большую помощь оказывала Елена Сергеевна современной школе (в том числе при переподготовке учителей в рамках Куйбышевского института повышения квалификации работников образования - ныне СИПКРО). В 1972 году она была членом жюри Министерства просвещения РСФСР при проведении закрытого конкурса шкальных учебников по русскому языку для 7-8-х классов.

За свою плодотворную просветительскую деятельность в 1967 году Е.С.Скобликова награждена издательством «Просвещение» грамотой «За успехи в издании учебно-педагогической литературы», а в 1995 году Указам Президента ей присвоено звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

В широком спектре научных интересов Е.С. Скобликовой грамматическая  проблематика занимает особое место. Среди ее трудов - вузовские учебники по синтаксису русского языка. две монографии по проблемам синтаксиса, десятки статей, рецензий, учебно-методических пособий и разработок. Скобликову-синтаксиста отличает последовательная опора на традиции классического синтаксиса, глубокая разработка его основополагающих идей. Её научный позиции в лингвистических дискуссиях можно охарактеризовать как принципиальную ориентацию на научные традиции, как осторожную сдержанность в отношении новых учений, стремление сохранить классические основы трактовки языковой системы, используя (нередко впервые) новые подходы - в том числе функционально-семантический с его методикой выявления парадигматических и синтагматических отношений - для углубленного обоснования комплекса категорий классической грамматики в условиях научного плюрализма лингвистики XX века.

Становление лингвистического мировоззрения Е.С. Скобликовой, формирование ее исследовательских и методологических приоритетов происходило в тесном «рабочем» взаимодействии с такими учеными, как А.Н. Гвоздев, В.А. Малаховский, А.А. Дементьев, С.В. Фролова, Д.И. Алексеев, В.Д. Бондалетов, И.П. Распопов и другие, в атмосфере научных и методологических дискуссий, в практике разработки принципов описания и преподавания нового для того времени центрального вузовского курса - современного русского языка. Куйбышевские лингвисты, как известно, стали создателями ряда первых признанных вузовских учебников.

Существенное влияние  на становление ученого оказала многолетняя, продолжающаяся до настоящего времени работа по подготовке к изданию и переизданию трудов А.Н.Гвоздева, многих - по архивам лингвиста (прежде всего переизданию его вузовского курса современного русского языка и посмертному изданию фундаментальных работ по изучению детской речи), теоретическое обоснование и пропаганда классических идей в условиях бурного развития разных лингвистических школ.

Можно сказать, что грамматическая концепция Е.С.Скобликовой, помимо прочего, формировалась под сильным влиянием специфических областей лингвистики: ее отличает глубокое знание процессов истории русского (славянского) языка, свободная ориентация в истории развития и современном состоянии диалектных систем русского языка и изучение (в работе с архивом А.Н.Гвоздева) закономерностей развития детской речи, становления языка у ребенка. Эти линии влияния обеспечили глубокое понимание системы языка, прежде всего грамматического строя, логики его развития и функционирования.

Грамматические взгляды  Е.С.Скобликовой базируются на категориальном подходе к исследованию, описанию и преподаванию грамматики, к рассмотрению конкретных языковых явлений. Как известно в синтаксической науке XX века он не является общепризнанным в практике исследований. Характеризуя преимущество такого принципа преподавания языка, Е.С.Скобликова пишет: «путь от грамматической семантики к грамматической форме способствует интересу к явлениям языка, сознательному отношению к практике их речевого использования, соответственно - культуре речи, способствует развитию аналитического мышления, философскому осознанию связи между языком и реальностью, языком и мышлением». Добавим: в свете антропологического, когнитивного изучения языка - отвечает пониманию его сущности.

Большое место в научной  деятельности Е.С. Скобликовой занимают труды по теории второстепенных членов предложения. Опираясь на принцип традиционной классификации, синтезируя наблюдения, касающиеся отдельных проявлений системных связей между разноструктурными средствами выражения того или иного члена предложения (в частности, синонимии предложно-падежных средств и специализированных, «морфологизированных» средств), она раскрывает более глубинные системные основы в этой сфере. Еe учение принципиально меняет научные представления об этом участке синтаксиса. значительно уточняет характер системности средств выражения второстепенных членов и принципиально корректирует существующую оценку традиционной классификации второстепенных членов предложения, доказывая, что она имеет не логический, а семантико - структурный (категориальный) характер.

Заключение.

Елена Сергеевна Скобликова стала первоклассным ученым-филологом, гордостью Самарской лингвистической школы и отечественного языкознания. Ее книги: «Согласование и управление в русском языке» (М., 1971) и «Современный русский язык. Синтаксис простого предложения» (М., 1979), «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения» (Самара, 1993) и ряд других - перед глазами многих поколений студентов и учителей школ, гимназий, лицеев нашей страны и зарубежья. Она достойно продолжила дело своих учителей и в первую очередь А.Н.Гвоздева. Именно ее стараниями организовывались научные конференции, посвященные памяти А.Н. Гвоздева, В.А. Малаховского и других самарских профессоров, формировалась и обрела известность Самарская лингвистическая школа, для которой характерны: верность классическим традициям языкознания, осмысленное восприятие нового, ориентированность на практическую востребованность результатов исследования. Ее авторитет не только в «Зональном объединении языковедов Среднего и Нижнего Поволжья», но и в научных направлениях, которым посвятила свое творчество — в области диалектологии, орфографии, стилистики, культуры речи, синтаксиса, вопросов детской речи и др., не вызывает сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Развитие филологического образования  в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 102-114.

 


Информация о работе Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность