Демонстрация в логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 05:02, контрольная работа

Описание работы

Зачастую в споре, в беседе, в дискуссии, в ходе обсуждения любых вопросов мы убеждаем слушателей, читателей, собеседников и оппонентов, защищая, доказывая и отстаивая истинность своих суждений и понятий, опровергая те взгляды, которые считаем ложными. Говорящему необходимо так сформульровать свою речь, чтобы слушатель понял какую информацию хотел донести до него аратор. Важнейшим качеством эффективности речи является ее логичность и доказательность. Чем доказательнее речь, тем эффективнее восприятие слушателя, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Нельзя построить удачный текст, если не сформированны идея и замысел, в этой ситуации речь становится несодержательной и приукрашенной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТИПЫ ДЕМОНСТРАЦИИ
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ
3.ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Моя к.р2.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТИПЫ ДЕМОНСТРАЦИИ

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ

3.ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

Речевое доказательство представляет центральную часть риторики как  дисциплины, поскольку содержательная и целесообразная речь является производной от мыслительной деятельности человека.

Зачастую в споре, в беседе, в  дискуссии, в ходе обсуждения любых  вопросов мы убеждаем слушателей, читателей, собеседников и оппонентов, защищая, доказывая и отстаивая истинность своих суждений и понятий, опровергая те взгляды, которые считаем ложными. Говорящему необходимо так сформульровать свою речь, чтобы слушатель понял какую информацию хотел донести до него аратор. Важнейшим качеством эффективности речи является ее логичность и доказательность. Чем доказательнее речь, тем эффективнее восприятие слушателя, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Нельзя построить удачный текст, если не сформированны идея и замысел, в этой ситуации речь становится несодержательной и приукрашенной.

Многие истинные и ложные положения  принимаются за таковые только после  того, как их докажут или опровергнут. Выявить истинность или ложность суждения позволяет доказательство. Структура доказательства включает в себя три части: тезис, авргументы и демонстрацию. Тезисом называется положение, которое доказывают. Аргументы – это суждения, при помощи которых доказывают тезис. Демонстрация  - формы умозаключений, применяемые при выведении тезиса из аргументов.

В данной работе подробно рассматривается  демонстрация, ее виды и самые распространенные ошибки, возникающие из-за отсутствия связи между тезисом и аргументом. 

1.ТИПЫ ДЕМОНСТРАЦИИ

Демонстрация (лат. demonstratio — показывание) — это логическая связь между аргументом и тезисом, т.е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса. Она является третьим уровнем речевого доказательства.

Процесс демонстрации состоит из двух этапов: первый этап называется вытеснение (вытесняются собственные аргументы слушающего путем проведения цепочки: тезис-аргумент – демонстрация), второй этап называется замещение (вводится новый тезис, аргументы и демонстрация).

Демонстрация показывает, насколько  правильно и целесообразно сформулированы тезисы и аргументы и какие  при этом происходят логические ошибки. Случайное сочетание доводов почти никогда не приводит к успешному завершению доказательства.

Логическая связь между аргументом и тезисом бывает разных видов. В зависимости от вида логической связи существуют разные демонстрации:

1.Дедуктивная

2.Индуктивная

3.Демонстрация по аналогии

1.Одним из главных видов является дедуктивная демонстрация.

Дедукцией (лат. deductio — выведение) в широком смысле слова называется такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из предшествующих мыслей. Впервые теория дедукции была разработана Аристотелем. Он выяснил требования, которым должны отвечать отдельные мысли, входящие в состав дедуктивного умозаключения, определил значение терминов и раскрыл правила некоторых видов дедуктивных умозаключений.

Дедуктивное умозаключение, являющееся предметом традиционной логики, применяется каждый раз, когда необходимо рассмотреть какое-либо явление на основании известного факта и вывести заключение.

Характеристика дедуктивной демонстрации:

1.Демонстрация может считаться абсолютной, если главная идея, которая была высказана в качестве аргумента, является всеми признанной истиной, тогда истинным называется любое вытекающее из нее следствие.

2.Часто доказательство может оказаться догматическим. Догма – (мнение, учение) – это положение, принимаемое без критической проверки за истину, слепо, на веру.

Пример дедуктивного умозаключения:

1.Все люди смертны.

2.Сократ – человек.

3.Следовательно, Сократ смертен.

Самым распространенным видом дедуктивного доказательства является силлогизм.

Силлогизм (греч. syllogismos – сосчитывание) – это умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных средним термином, получается третье суждение, которое называется выводом.

В категорическом суждении выражается знание о принадлежности или непринадлежности признака предмету независимо от каких-либо условий. Средний термин является общим  для обеих посылок, и который служит посредствующим элементом между двумя другими терминами.

По моему мнению, хороший пример силлогизма приводит Зарецкая Е. Н.:

Все граждане РФ имеют право на труд.

Федоров гражданин РФ.

Следовательно, Федоров имеет право на труд.

В первом суждении представлено правило, во втором представлен определенный случай, а в третьем суждении дается заключение [   ].  Каждое суждение имеет свое название. Суждение, в котором содержится общее правило, называется большей посылкой; суждение с частным случаем называется меньшей посылкой, а третье суждение, в котором дается вывод – заключением силлогизма.

2.Индуктивная демонстрация, как и дедуктивная, является главным видом речевого доказательства.

Индукция (лат. Inducton – наведение) – форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило и положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.

Индуктивное умозаключение складывалось в процессе практики людей. В течении  многих лет люди замечали и фиксировали  различные явления, такие как  нагревание камней при трении друг о друга. В процессе познания они  приходили к определенной закономерности, к общему правилу.

Одним из первых индукцию начал изучать  Сократ. Он говорил: « Есть понятия  об общем, а общее в частных  случаях познается путем сравнения  этих случаев между собой, т.е. от частного надо идти к общему» [   ]. Так же изучением индукции занимался Аристотель. Он разделил ее на два вида: индукция через простое перечисление и неполная индукция.

На данный момент существует полная и неполная индукции.

Полная индукция – вид умозаключения, в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Ее применяют в тех случаях, когда дело имеется с замкнутыми классами, в которых чтило элементов конечно и легко обозримо. Заключение по полной индукции может быть сделано как из единичных суждений, так и из общих. Она дает достоверное заключение, поэтому ее используют в точных доказательствах.

Неполная индукция – вид умозаключения, в котором при повторяемости  признаков у явлений определенного  класса делают вывод о принадлежности этого признака всему классу. Ее применяют в случаях, когда нельзя рассмотреть все элементы, если их число бесконечно или слишком  велико. Эта индукция в отличии от полной не дает достоверного заключения.

3.Очень распространенным типом доказательства является демонстрация по аналогии. В ней доказывается сходство двух элементов по признаку на основании того, что эти элементы имеют другие схожие признаки.

Хотя доказательство по аналогии носит  гипотетический характер, зато слушатели  его лучше воспринимают, оно является более естественным, чем индуктивное  и дедуктивное доказательства. Чтобы точнее был вывод необходимо чтобы было больше сравниваемых свойств и чтобы они были существенные.

Различается несколько видов аналогии.

Безусловная аналогия – аналогия, применяемая, когда точно установлена связь между общими признаками, имеющиеся у двух предметов.

Условная аналогия – аналогия, в которой определенно не установлена связь между общими признаками, имеющимися у обоих предметов.

Простая аналогия – аналогия, в  которой по сходству признаков двух предметов выявляют сходство этих предметов  в других признаках.

Строгая аналогия – аналогия, основанная на знании того, что признаки предметов  находятся в зависимости.

Нестрогая аналогия – аналогия, в  результате которой делается вывод  из сходства двух предметов в новом признаке.

Умозаключения по аналогии широко применяются  в математике, физике, кибергинетике, истории, лингвистике, строительстве плотин и т.д. Во всех этих областях науки используется моделирование, благодаря которому можно исследовать реакцию на определенные факторы интересующего нас предмета на условной модели.

Таким образом, аналогия и другие формы умозаключения (дедукция и индукция) неразрывно входят в единый мыслительный процесс. Они связаны и не могут существовать без непрерывного взаимного дополнения и взаимодействия. Также в демонстрации важно правильно подобрать тезисы и аргументы, в противном же случае демонстрация покажет все логические ошибки в доказательстве. Случайное сочетание доводов почти никогда не приводит к успешному завершению доказательства. Это означает, что тот, кто желает научиться правильно и успешно доказывать истину, должен хорошо знать все заповеди логической науки.

 

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕМОНСТРАЦИИ

Речевое доказательство является центральной  частью риторики. Осмысленная и содержательная речь является производной от мыслительной деятельности человека. Чтобы построить удачную речь, так же можно использовать дополнительные виды демонстрации.

Первый вид называется апелляция  к человеку – средство убеждения, при котором все сводится к  характеристике личности человека, утверждение  которого поддерживается или оспаривается. При этом методе убеждение основывается на чувствах слушателя вместо достоверных  фактов. Например, если у заболевшего  человека спросить почему он лечится  только определенными лекарственными средствами, то он вместо того чтобы  привести объективные  доводы о лечении, чаще всего будет ссылаться на врача, который ему прописал это  лекарства.

Вторым видом является апелляция  к авторитету – убеждение, при  котором точка зрения разделяется  некоторым известным лицом.  Этот метод будет действенен только в  случае, если этот человек достаточно известен и имеет какое-либо значение в определенном круге общения. Говорящему лицу необходимо при убеждении опираться  на такого человека, который для  слушателя будет не только известным, но и авторитетным. Если у человека нет кумира, то апелляция к этому  человеку окажется бессмысленной. Например, при составлении договоров, компании опираются на мнение юридических  филиалов, у которых хорошая репутация.

Третьим видом является апелляция  к публике – убеждение, при  котором выступающий воздействует только на чувства публики и не дает людям составить объективное  мнение о предмете обсуждения. Этот метод считается психологическим, так как воздействует на эмоциональное  состояние человека. Апелляция может  быть позитивной и негативной. Каждый человек выбирает для себя тот  метод, который ему ближе. Чаще всего апелляцию используют в рекламе, говоря о том, что определенный товар необходим в жизни людей, и без которого нельзя обойтись.

Так же видом апелляции является «возвратный удар», при котором  аргумент направлен против того кто  его высказал. Этот метод способен использовать человек с умом, быстрой  реакцией на происходящее, острым языком и чувством юмора, для того чтобы  уменьшить авторитет соперника  и в тоже время поднять свой.

В связи с эти, можно считать, что риторические приемы доказательства, апеллируя к традициям, вере, чувствам, вкусу усиливают логико-речевое  доказательство.

 

3.ОШИБКИ ДЕМОНСТРАЦИИ

Логическая связь аргументов и  тезисов осуществляется в форме  различных видов умозаключений: дедуктивных, индуктивных, по аналогии.

Зачастую ошибки в демонстрации связаны с отсутствием связи  между аргументом и тезисом. Это  возникает по причине несоответствия между логическим статусом посылок  в аргументах и суждением в  тезисе. Логические ошибки бывают двух типов: ошибки в результате неточного определения предмета и разделения понятий и в структуре силлогизма. К этой группе относятся:

1.Противоречия в самом определении.  При этой ошибке в высказывании  содержатся противоположные признаки (холодное пламя).

2.Тавтология, при этой ошибке  понятие определяется через себя (прейскурант цен).

3.Полисемия тоже является ошибкой,  если из нескольких значений  выбрать не соответствующее определение  цели высказывания.

Ошибки в демонстрации связаны  с отсутствием логики между аргументом и тезисом. Например, в выступлении  оратор приводит факты и цитирует источники, чтобы обосновать свою мысль. На первый взгляд, кажется, что тезис доказан, но при подробном изучении видно, что аргументы не соответствуют тезису. Такое несоответствие называется «мнимым следованием». Ошибки мнимого следования часто случаются, когда для доказывания тезиса используются не связанные с ним аргументы.

Также встречается нарушение правил умозаключения, К ним относятся:

Информация о работе Демонстрация в логике