Актуальные проблемы речевой культуры и Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:10, реферат

Описание работы

В нашем исследовании зафиксированы неодиночные случаи, когда юноша объяснялся в любви девушке или выражал искреннее восхищение её внешностью – с помощью обсценной лексики. И девушка воспринимала такое излияние чувств как приятное, желанное и нормальное. К сожалению, по-прежнему ощущается острый дефицит печатных изданий, которые бы, раскрывая богатство русского языка, давали молодёжи привлекательную альтернативу жаргонизмам и обсценизмам. Ещё хуже обстоит дело на телевидении.

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы речевой культуры и Интернет.docx

— 20.09 Кб (Скачать файл)

              Актуальные проблемы речевой культуры и Интернет

 

     Уровень культуры речи современной молодёжи вызывает тревогу не только у филологов и педагогов, но и среди широких слоёв населения.

     В нашем исследовании зафиксированы неодиночные случаи, когда юноша объяснялся в любви девушке или выражал искреннее восхищение её внешностью – с помощью обсценной лексики. И девушка воспринимала такое излияние чувств как приятное, желанное и нормальное. К сожалению, по-прежнему ощущается острый дефицит печатных изданий, которые бы, раскрывая богатство русского языка, давали молодёжи привлекательную альтернативу жаргонизмам и обсценизмам. Ещё хуже обстоит дело на телевидении. На «Первом канале» вообще нет передачи по культуре речи, а появляющиеся на РТР и НТВ крохотные выпуски «Говорим без ошибок» и «Знают ли русские русский?» – сводят всё к информированию о нормах правописания, произношения и словоупотребления.

    Молодёжь – наиболее динамичная в интеллектуально-языковом отношении социальная группа. А сеть Интернет имеет особое значение в её жизни. Поэтому системную работу по приведению коммуникативной компетентности молодёжи в соответствии с требованиями и вызовами современности – следует срочно начинать именно с сети Интернет.

     Вот почему в рамках данной работы мы поставили такую цель: создать концепцию сайта, отвечающего следующим требованиям.

    Здесь должен быть представлен тот минимум дополнительной по отношению к школьному курсу информации, который необходим для формирования у молодёжи современной коммуникативной компетентности.

     Все сведения подаются лаконично, доступно, занимательно. Это поможет создать в сознании пользователей положительный и привлекательный образ русского языка, русского слова и речевой культуры, а ещё – желание продолжить своё коммуникативное самообразование.

    И содержание, и оформление должны одновременно вызывать интерес у молодёжи и соответствовать нормам современного русского языка и русской культуры общения.

   Структура сайта традиционна: главная страница, восемь рубрик, краткое описание которых следует ниже, и форум, где планируется обсуждать возникающие актуальные вопросы.

 

    Рубрика №1. «100 невыдуманных и хорошо выдуманных историй и происшествий с русским языком». 

   Здесь будут помещены небольшие тексты, в которых достигается успех или предотвращается коммуникативная неудача, благодаря высокой речевой культуре. «Невыдуманные истории» – это воспоминания о реальных событиях или были. «Хорошо выдуманные истории» – фрагменты из художественных произведений хорошего литературного качества. Выводы либо «мораль» (как в притче или басне) в конце не помещаются, потому что молодёжи не нравится назидательность. А «случай из жизни» – это всегда достоверно и убедительно. Однако по функции все эти тексты – притчи, то есть «поучения в примерах» (В.И. Даль).

 

Рубрика №2. «Украшения нашей речи».

 

     Популярный рассказ о речевой эстетике и наиболее простых и частотных средствах усиления речевой выразительности: метафорах, сравнениях, антитезах, афоризмах и некоторых других.

     Каждая микротема завершается комплексом заданий, направленных на формирование умения самостоятельно создавать и уместно применять названные украшения в речи.

    Методика обучения уже была апробирована к.п.н. В.И. Ковалёвым при написании соответствующего раздела в книге

    Кроме того, им же была разработана и апробирована методика обучения старшеклассников и студентов самостоятельному сочинению афоризмов.

 

     Рубрика №3. «Мастер коммуникации».

 

    Здесь планируется разместить краткую информацию об актуальных для молодёжи жанрах устной и письменной речи (выступление в дискуссии, доклад, поздравление, комплимент, вежливый отказ; электронное письмо, резюме, SMS, жанры Интернет-общения в режиме реального времени…). Также приводятся упражнения, помогающие развивать нужные для этих жанров умения, и список дополнительной литературы.

 

      Рубрика №4. «Словарь обогащения молодёжной речи, или жаргонно-русский словарь».

 

    Существующие словари русского жаргона лишь толкуют «молодёжные слова» и приводят примеры их употребления. Наш словарь – принципиально иной: к каждому жаргонизму даётся ряд синонимов, любой из которых отвечает требованиям выразительности и эстетичности. Таким образом, адресат может выбирать лучшее из многого, а в процессе выбора ненавязчиво происходит обогащение лексикона.

    Например, в неформальном общении при призыве к спокойствию часто применяется не кипешуй. На наш взгляд, оно может быть успешно заменено гораздо более образными не кипятись или не дёргайся.

    А чтобы помочь сделать правильный выбор и усилить интерес к богатой и красивой речи, – каждая словарная статья будет сопровождаться маленькой скрытно-поучительной новеллой, в которой сообщаются интересные факты о происхождении и употреблении отдельных слов-синонимов. Образцом в написании таких новелл могут служить популярные в лучшем смысле этого слова книги

 

       Рубрика №5. «Секреты успешного общения».

 

      Популярное изложение правил бесконфликтного и успешного общения, сформулированных ещё Аристотелем и уточнённых современными риторами. Интересные примеры, иллюстрирующие коммуникативные неудачи, которые случились из-за нарушения этих правил.

 

        Рубрика №6. «Антимат».

 

    На основе большого количества обработанных нами научных и научно-популярных материалов планируется лаконично и занимательно рассмотреть следующие темы:

 – история формирования бранной лексики,

 – её функции в древности и современности,

  вопросы уместности сквернословия в особых ситуациях,

 – как реагировать на словесную агрессию,

 – способы избавления от привычки к сквернословию,

 – оценки сквернословия  психологами, филологами и служителями церкви,

 – сквернословие на  страницах художественной литературы.

 

         Рубрика № 7. «Общение в зеркале вековой мудрости».

 

       Здесь размещаются афоризмы, пословицы и поговорки о языке и культуре общения. Подборка будет сделана так, что вместе они образуют систему представлений о культуре коммуникации.

     Целесообразно распределить пословицы и афоризмы по тематическим группам.

 

       Рубрика №8. «Речевая аптека».

 

     Здесь будут представлены советы для молодёжи, которая стремится восполнить пробелы в своём речевом образовании. По жанру это короткие тексты, стилизованные под речь заботливого врача при назначении лечения.

    Содержание иногда будет перекликаться с вопросами, выносимыми на форум. Но это тот случай, когда повторение (разными словами) только на пользу.

 

     Мы критически оцениваем значение нашего замысла. Если он успешно воплотится, это будет только один шаг на пути к гармонии между коммуникативной компетентностью молодёжи и требованиями времени. Однако этот шаг представляется нам необходимым и неотложным.

 

 Дальнейшую перспективу  исследования мы связываем также  с созданием подобной телепередачи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арбатский, Леон Ругайтесь правильно! Современный словарь русской брани [Текст] / Арбатский Леон. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

 

2. Ковалёв, В.И. Риторические  фигуры [Текст] // Риторика: 9 класс. Учебное  пособие для общеобразовательной  школы / Таиса Ладыженская. – М.: Баласс, 2004. – 272 с. – С. 70 – 87.

 

3. Низкодуб, Ю.В. Современная молодёжь: речевые портреты на фоне сквернословия [Текст] // Русский язык и литература: Проблемы изучения в школе и вузе: Сб. науч. тр. / Людмила Кудрявцева. – К., 2009. – 442 с. – С. 57 – 61.

 

4. Новиков, Вл. Новый словарь  модных слов [Текст] / Вл. Новиков.  – М.: АСТ, 2008. – 192 с. 

 

 


Информация о работе Актуальные проблемы речевой культуры и Интернет