Явление "безработица"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:07, реферат

Описание работы

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей
макроэкономической политики государства. Экономическая система,
создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу
увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей
степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном
использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не
достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон
безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить
свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим
образом проявить себя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты явления “безработица”……………...4

Понятие и сущность безработицы….……………………..4

Виды безработицы……………… ………..…………………5

2. Анализ современных тенденций, сложившихся на рынке труда
России………………………………………………………….11

2.1 Характерные черты безработицы в России…………….11

Пути решения проблемы безработицы. Методы ослабления влияния её на
экономическую и социальную сферы. ………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………...21

Список литературы………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической

экономике, поэтому безработица  изучалась в курсе политической экономики

и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как

результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и

приводила к всеобщему обнищанию  трудящихся – относительному и

абсолютному. В действительности определенные формы безработицы

наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной

собственности и централизованного  управления экономикой. Например,

текучесть рабочей силы, соответственно, текучая безработица имелась  и в

30-е годы, и в последующие десятилетия  фактическая безработица

маскировалась искусственным сокращением  излишков рабочей силы на

предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом, ГУППГом и т.д. С

переходом к рыночной экономике  в конце 80-х началом 90-х годов

происходит рост безработицы и  превращение ее скрытых форм в  открытые.

 

По данным на 1 октября 1997 года численность  безработных в России

составила 6,5 млн. человек, в том  числе зарегистрированных в

Государственной службе занятости 2,1 млн. человек, что составляет

соответственно 9,1% и 2,8% от экономически активного населения страны.

 

Одной из характерных черт регистрации  в России безработицы является

тревожный факт роста ее продолжительности. Статистические органы и

служба занятости обычно анализируют  влияние различных факторов на

продолжительность поиска работы путем  построения группировочных таблиц,

связывающих интервалы времени поиска работы и социально-демографическими

группами населения. Анализ продолжительности  поиска работы позволяет

уточнить, что практически всем исследуемым категориям работников,

обратившимся в службу занятости, стало гораздо труднее отыскать работу в

1995 году по сравнению с 1992 годом. Наиболее уязвимыми является

молодежь. Ведь наниматель старается  принять готовых специалистов, а  не

тех, кого надо доучивать. Большие  проблемы у тех, чей возраст

приближается к пенсионном, так как в нашем обществе живуче мнение, что

они не столь активны и не способны на то, что легко дается более  молодым

работникам. Все это в первую очередь касается женщин. Именно молодые

женщины в возрасте до 29 лет дольше всех не смогут найти себе рабочее

место. Так же на продолжительность  поиска работы влияет наличие

определенного уровня образования  что увеличивает или сокращает  срок

ожидания работы.

 

Вместе с ростом открытой безработицы  происходят изменения в общественном

сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы,

потерей своих рабочих мест и  социального статуса. По данным

социологических исследований среди  проблем, вызывающих наибольшую

озабоченность Россиян, безработица  наряду с преступностью и ростом цен

занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице  и

безработным: если в свое время  безработные отождествлялись с  тунеядцами

и люмпенами, то затем они стали  считаться «жертвами» стихии рынка, а в

последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение

нуждающимися в социальной защите общества.

 

Для понимания характера безработицы  в России необходимо учитывать

специфические особенности становления  рынков труда в

постсоциалистических странах и в частности России. Процесс формирования

полноценного рынка труда тесно  связан с этапами перехода от

централизованной плановой экономики  к рыночной, с проводимыми в стране

радикальными экономическими и  социальными реформами. Этот процесс  не

может быть длительным: современный  рынок труда унаследовал от предыдущих

периодов элементы жесткости. В  частности, динамика заработной платы,

играющая в развитом рынке труда  роль одного из главных регуляторов

спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию

выполняет не в полной мере.

 

Во-первых, заработная плата резко  отстала от стоимости воспроизводства

рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается

инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система

договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились

некоторые централизованные способы  административного регулирования

заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций).

 

Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка

жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями;

оставшимися в наследство от старого  режима.

 

Одна из особенностей российского  рынка труда – известная замкнутость

региональных рынков труда, расположенных  на огромной территории, слабо

обеспеченными коммуникациями, современными средствами связи и

информации. Сказывается и неразвитость инфраструктуры рынков труда, в

том числе недостаточность материально-технического обеспечения служб

занятости.

 

Характерной чертой рынка труда  России является наличие в достаточно

широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.

 

Всех занятых в экономике  можно условно разделить на три  группы: занятые

в формальном государственном, формальном негосударственном (частном),

неформальных секторах. К последнему относятся незарегистрированная в

соответствии с законодательством  экономическая деятельность, занятые

которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно

разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости:

по профессионально- квалификационному уровню и уровню доходов выделяется

квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки,

медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные

работы), работа не требующая квалификации (мелкая торговля, челночный

«бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники», и другие

граждане, не платящие налогов от своих  теневых доходов. Таким образом,

рынок труда как бы раскололся на две части: формальную и неформальную,

при этом масштаба скрытой (неформальной) занятости достигают 5,7 – 6,4%

занятых в народном хозяйстве.

 

По некоторым оценкам, в настоящее  время более половины экономически

активного населения имеют отношение  к неформальному сектору экономики,

т.е. получают неучтенные доходы. В  неформальном секторе занято около 12

млн. человек (19,2% экономически активного  населения).

 

Следует обратить внимание на феномен  фиктивной безработицы. Случаи,

когда граждане, официально получившие статус безработного имеют не

контролируемые доходы от индивидуально-трудовой и не трудовой

деятельности, преимущественно торгово-посреднической.

 

Можно выделить следующие особенности  современной безработицы в России:

 

наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой

безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так  и в

форме частичной и неполной занятости;

 

наличие наряду с официально регистрируемой безработицей

незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в

несколько раз превышают масштабы официальной безработицы;

 

наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на

неформальных рынках труда);

 

неразвитость инфраструктуры рынка  труда, затрудняющая трудоустройство

безработица, вследствие чего усиливаются  тенденции к образованию

достойных форм безработицы;

 

наличие больших разрывов в уровнях  безработицы по регионам, отраслям и

сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной

экономики России и особенностями  рыночных форм.

 

 

 

2.2 Пути решения проблемы безработицы.  Методы ослабления её на

экономическую и социальную сферы.

 

Правительственная программа содействия занятости населения должна

опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому

закону о занятости, ее главная  цель заключается в содействии полной,

продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения

профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки

высвобождаемых граждан, сдерживания  массовой долгосрочной (хронической)

безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и

реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты

граждан на рынке труда.

 

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральные, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

 

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в

российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания

эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых

пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное

сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое

будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим

потенциалом, структурой хозяйства  и ресурсообеспеченностью.

 

Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом  для

достижения и поддержания эффективной  занятости при социально допустимом

уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

 

финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного

государственного фонда занятости  обеспечивают финансирование программ

занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально

допустимый уровень безработицы  составит примерно 3% (заметим, что на 1

октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

 

социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог

естественного уровня безработицы (складывающегося  за счет ее структурной

и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью

государственной политики занятости, реализуемой федеральными и

региональными органами управления.

 

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально

признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат

особенностей движения рабочей  силы и рабочих мест. Минимизация  социально

допустимого уровня безработицы зависит  от действенности

организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а

также его составных звеньев - рынка  рабочих мест, формирующего спрос  на

рабочую силу, и рынка рабочей  силы, формирующего спрос на рабочие

места.

 

На современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент

эффективной занятости должно достигаться  путем сохранения имеющихся

рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это

справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию

социально-демографического фактора  формирование рынка рабочей силы

может протекать по-разному.

 

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном

регионе обусловлены спецификой формирования экономики активного

населения, сложившимся уровнем  и структурой занятости, инвестиционной

активностью и привлекательностью территории, характером поддержки

предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления.

Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся

приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и

региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих

бюджетов. Меры по преодолению временных  финансовых затруднений

предприятий должны стать стержнем региональных программ и

финансироваться за счет средств 

 

фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест

на том или ином предприятии.

 

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на

1996-2000 гг. включает систему мер,  осуществляемых Президентом

Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно  с

органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

 

Реализация программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестиционных программ. Федеральных целевых программ,

связанных со структурной перестройкой экономики, программ

социально-экономического развития отдельных  регионов, иных программных

решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и

региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования

финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и

сохранение рабочих мест.

 

Анализ ситуации в сфере занятости  в Российской Федерации в

предшествующие годы показывает, что  способность складывающегося рынка

труда к саморегулированию все  еще незначительна, поэтому остается

необходимость в использовании  элементов государственного регулирования,

которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

 

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере

Информация о работе Явление "безработица"