Япония в мировой экономике и международных экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог и скоростных автомагистралей.
Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ………..….........5

1.1 Этапы развития Японской экономики………………………...………………5
1.2 Причины японского экономического подъема ………………………………..10
1.3 Основные показатели экономического развития ………………………….......15

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ЯПОНИИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ ….............17

2.1 Участие страны в международном товарном обмене……………...…………..17
2.2 Участие страны в международной миграции рабочей силы…………………..20
2.3 Место страны в международном движении капитала…………………………21

ГЛАВА 3. ВНЕШНИЕ СТРАТЕГИИ ЯПОНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В XXI ВЕКЕ…...……...………...….……24

3.1 Главные тенденции и проблемы экономики Японии…………………………….24
3.2 Российско-японские отношения…………...……………………...………...……..24
3.3 Перспективы развития………………………………...……...………………....….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..…....….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая. МЭО. Япония в МЭМЭО.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

К сожалению, с российской стороны не просматривается решимость  вернуться к работе с Японией  по крупным проектам по примеру былого советско-японского сотрудничества.

Важно учитывать и  то, что на Дальнем Востоке и  в Сибири российский

бизнес, прочно обосновавшийся в основных сегментах экономики и не желающий перемен, препятствует приходу иностранного, в т. ч. японского, капитала, т. к. опасается конкуренции и не заинтересован работать по чистым, некоррупционным правилам.

В свою очередь, российский бизнес не проявляет глубокого интереса

к работе в Японии. Сложности  продвижения на японский рынок, в  силу его специфики регулирования  и высокой конкуренции, известны. Однако главная причина не только в этом, но и в пассивности и неумении российских деловых кругов искать и находить перспективных японских партнеров, серьезно изучать особенности деятельности в японских условиях.

Расчеты на то, что Китай  осуществит скорые и масштабные вливания

в проекты развития Восточной  Сибири и Дальнего Востока, включая разработку полезных ископаемых и инфраструктурные проекты, могут оказаться малосостоятельными. Практика отношений с Китаем показывает, что на словах китайцы позиционируют себя как «главную надежду» России с точки зрения поднятия сибирских и дальневосточных регионов, однако они в первую очередь жестко, даже с грубым нажимом отстаивают свои интересы, исходя из того, что спешить с инвестициями не следует, т. к. есть возможность получить доступ к российским ресурсам в отсутствие конкурентов на гораздо лучших для себя условиях.

Потому следует создать  альтернативу «китайскому направлению», привлечь японские инвестиции.

Однако на данный момент, за исключением проекта строительства 

НПЗ и автосборочных  предприятий компаний «Тойота» и «Мазда» в районе Владивостока, иных сколь-либо значительных проектов сотрудничества с японцами не просматривается. Готовность японских компаний участвовать в проекте «Сахалин-3», разработке Эльгинского и Элегестского угольных месторождений и содействие развитию сопряженных инфраструктурных проектов встречает негативную реакцию со стороны российских правительственных органов и частных компаний.

В обозримом будущем  энергетика, в том числе ядерная, останется главной сферой экономического взаимодействия между Россией и Японией

в Сибири и на Дальнем  Востоке.

Важными областями инвестиционного сотрудничества видятся деревообработка и переработка рыбы и морских продуктов. Россия заинтересована в экспорте в Японию продукции с более высокой добавленной

стоимостью. Поэтому следует  стремиться создавать в указанных областях совместные предприятия с участием японского капитала. Кроме того, объектами для японских инвестиций могут стать такие отрасли обрабатывающей промышленности на Дальнем Востоке, как судостроение, авиастроение и другие производства.

Но для этого, как уже подчеркивалось, необходимо создавать благо-

приятный климат для  привлечения японских прямых инвестиций, в том числе со стороны малых  и средних предприятий. Этому могут способствовать также особые экономические зоны, которые надо активно создавать не только в европейской части России, но и на Дальнем Востоке. (В Китае действует около 30 тысяч японских компаний, из них около 26 тысяч — малые и средние предприятия.)

Большие возможности  для российско-японского сотрудничества может открыть взаимодействие в обустройстве и организации движения транспортных судов по Северному морскому пути. Несколько лет назад японские компании завершили масштабное исследование, касающееся перспективности его использования с точки зрения японских экономических интересов.

Введение в регулярную эксплуатацию этого маршрута сократило бы

путь из Европы в Японию до 7 тысяч километров по сравнению с нынешним через Суэцкий канал и Индийский океан, который составляет 23 тысячи километров. По имеющейся информации, Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии в 2012 году планирует начать четырехлетнюю программу для изучения состояния ледовой обстановки

в Арктике с целью  определения возможности использования Cевморпути уже в ближайшее  время для регулярной навигации.

Большие перспективы  для научно-технического сотрудничества открываются в связи со строительством космодрома «Восточный», а также с введением в строй нового комплекса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке.

В общем, несмотря на имеющиеся трудности и преграды, торговое

и инвестиционное сотрудничество между Россией и Японией имеет немалый потенциал, но нужна кропотливая работа обеих сторон, чтобы этот потенциал реализовать.

Пока между Россией  и Японией отсутствует тесная взаимозависимость

интеграционного типа, когда  страны связаны между собой не только и не столько торговыми, но и инвестиционными, логистическими, иными связями, о стратегическом партнерстве говорить не приходится.

В контексте задач  модернизации экономики для России важно построить с Японией отношения на более долгосрочной и прочной базе.

Например, имело бы смысл  на политическом уровне поставить вопрос

о заключении двустороннего  соглашения об экономическом партнерстве 

(СЭП) — формата,  широко используемого Токио во  взаимоотношениях

с ключевыми партнерами по торгово-инвестиционным связям. Одной  из

важных причин в пользу участия России в подобных форматах является

возможность с их помощью  внести коррективы в структуру экономических  связей, которая в настоящее время  не отвечает потребностям инновационного развития.

СЭП с Японией может  выступить средством «включения» России в систему внутриотраслевого разделения труда в восточноазиатском регионе, ее встраивания в логистические и технологические цепочки производственных процессов. Заключив подобное соглашение, Россия смогла бы, в частности, закрепить свои позиции в Японии не только на рынках энергоносителей, обеспечив базу для расширения своего экспорта.

Одним из аргументов в  пользу подобного формата является то, что 

Япония в последние годы отдает приоритет в развитии экономического сотрудничества с теми странами, которые имеют хороший багаж соглашений о свободной торговле и экономическом партнерстве с максимально дифференцированным составом участников, активно используя эти соглашения для выхода на рынки третьих стран. Так, например, на страны, с которыми у Японии уже подписаны или вступили в силу соглашения об экономическом партнерстве, приходится около трети всего объема ее внешней торговли.

Такое соглашение, как  показывает опыт, позволило бы осуществить правовую институализацию уже имеющихся деловых связей и имело бы позитивный эффект с точки зрения «привязывания» партнеров друг к другу.

Заключение СЭП позволит ослабить озабоченность японского бизнеса в недостаточном развитии инвестиционного климата в России. Юридическое обеспечение механизмов защиты прав инвесторов, предусмотренное в подобном соглашении, в определенной степени сняло бы опасения японского бизнеса в отношении инвестиционных рисков на российском рынке и подстегнуло бы процесс экономического проникновения Японии в регионы

Восточной Сибири и российского  Дальнего Востока. Возможно, в рамках такого соглашения имело бы смысл  предусмотреть и определенный механизм правительственных или иных гарантий для японских инвесторов.

СЭП с Японией будет  способствовать повышению уровня экономического присутствия России на японских рынках.

Новые возможности связаны, например, с российским экспортом пшеницы, сои, морепродуктов и иных продовольственных товаров, в диверсификации поставок которых Япония заинтересована в первую очередь.

Выгоды от заключения соглашения вытекают для России не только в связи с отменой импортных тарифов, но и с мультипликативным эффектом, связанным с переориентированием части товарных экспортных потоков

в направлении более  требовательного японского рынка, а также адаптацией российской продукции  к жестким японским стандартам.

Поскольку Россия заинтересована в том, чтобы поставлять в Японию

товары с высокой  степенью добавленной стоимости, следует  найти оптимальный преференциальный режим для российских экспортеров и японских инвесторов в те отрасли, продукция которых могла бы найти спрос

на японском рынке: деревообработка, производство консервов и иных видов пищевых продуктов, целлюлозно-бумажная промышленность. Так, для Дальнего Востока России важно перейти к глубокой переработке древесины и расширению номенклатуры поставляемой на экспорт в Японию и другие страны АТР лесной продукции.

В связи с этим следует  найти эффективную форму государственной поддержки для стимулирования японских инвестиций в реализацию проектов по созданию крупных лесоперерабатывающих комплексов в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, подобное соглашение способствовало бы регулированию процесса «утечки мозгов» из России, в частности оттока из страны программистов, ученых, специалистов по прикладным технологиям

Преференциальное торгово-экономическое соглашение с Японией имело бы и позитивные политические результаты, способствуя переключению внимания общественного мнения с территориальной проблемы, улучшению имиджа России в Японии, оздоровлению общего климата двусторонних отношений.

 

3.3 Перспективы  развития

Уменьшение в последние  годы размеров экспорта в Японию некоторых  других российских товаров во многом объяснялось конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к лесоматериалам, спрос на которые в Японии резко сократился в условиях экономического спада.

Основные надежды на расширение двусторонней торговли, и  прежде всего на увеличение российского  экспорта в Японию, связываются с осуществлением совместных проектов в топливно-энергетической области. В перечне таких проектов одно из главных мест отводится энергомосту «Россия—Япония».

Имеются большие возможности  расширения поставок в Японию нефти  и природного газа. По мнению ряда экспертов, в ближайшем будущем весьма вероятным представляется пересмотр Японией планов развития национальной атомной энергетики, поскольку ориентация на первичные энергоносители может оказаться экономически более оправданной, чем строительство новых ядерных реакторов. Сейчас на долю атомной энергии приходится 36% энергопотребления в стране, а удельный вес углеводородного топлива составляет 55%.

Расчеты показывают, что  к 2015 г. в зависимости от различных  вариантов изменения структуры  энергобаланса импорт нефти в Японию может возрасти с нынешних 900 тыс. до 1,6 млн. баррелей в день (при предпочтении природного газа) или до 607,3 млн. баррелей в день (при предпочтении нефти). В любом случае перед Россией открываются дополнительные перспективы увеличения топливного экспорта в Японию, в первую очередь с сахалинских шельфовых месторождений.

Использование перечисленных  потенциальных источников роста  отечественного экспорта в Японию, как можно видеть, ни в коей мере не решает проблему рационализации отраслевой структуры поставок. Даже в долгосрочной перспективе предполагается сохранение акцента на «первичные» отрасли, а доля продукции обрабатывающей промышленности будет, очевидно, все более приближаться к нулевой отметке. Перелом сложившейся тенденции явится, судя по всему, делом весьма отдаленного будущего.

Ушедший в сентябре 2006 в отставку премьер Дзюнитиро Коидзуми за пять лет службы успел провести в Японии существенные экономические реформы, в исследовании "Япония-2020: снижение роста экономики - дело рук японцев". Благодаря Коидзуми снизился уровень безработицы, а реальный ВВП начал расти на 2,2% ежегодно - рекордный за последние 15 лет темп. Но несмотря на успехи, в середине следующего десятилетия Япония уступит Индии место третьей крупнейшей экономики мира. Рост ВВП в 2006-2020 гг. замедлится до 1,3%, а демографическая проблема сильно обострится.

Он предлагает три  сценария развития событий к 2020 г. Если не будет фундаментальных реформ, то к 2020 г. ВВП вообще перестанет расти, так как большинство компаний сосредоточатся на внутреннем рынке и прекратится приток иностранных инвестиций. Если будут проведены частичные реформы и экономика Японии останется относительно закрытой, то демографические тенденции увеличат бюджетное время, а низкий доход сделает капиталоемкое производство невыгодным.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что задачи глобализации внешних экономических связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать  следующие выводы. Япония доказала главную суть постиндустриального  общества - не обязательно страна должна обладать богатой сырьевой базой  для того, чтобы процветать.

Япония - высокоразвитая страна и входит в "тройку" важнейших экономических центров. Экономика Японии сочетает в себе традиционные и современные элементы.

На развитие экономики  огромное влияние оказали следующие  факторы: эффективное использование  иностранной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; широкое использование иностранных научно-технических достижений, закупкой патентов, ноу-хау.

Информация о работе Япония в мировой экономике и международных экономических отношениях