Влияние налоговой политики на экономическую безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 05:40, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение влияния налоговой политике организации на экономическую безопасность.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность, содержание и роль налоговой политики в управлении предприятием;
2) рассмотреть процесс формирования налоговой политики;
3) раскрыть влияние налоговой политики на экономическую безопасность.
Объектом исследования является налоговая политика предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
1.Сущность, содержание и роль налоговой политики в управлении предприятием…………………………………………………………………..

4
2. Процесс формирования налоговой политики предприятия……………
10
3. Влияние налоговой политики на экономическую безопасность……….
15
Заключение…………………………………………………………………….
21
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

влияние налоговой политики на экономичсекую безопасность.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

 

2. Процесс формирования налоговой политики предприятия

 

В процессе формирования налоговой политики предприятия имеет место определение стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования.

Главной целью такой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития предприятия.

Система налоговых стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию налогового портфеля; приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Разработка эффективной налоговой политики предприятия требует высокой квалификации исполнителей и комплексного участия различных служб предприятия - плановой, финансовой, учетной, юридической и т.п. Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам «рис.1».

Рисунок 1 –Обобщенный процесс налогового планирования.

 

1. Выявление направлений  хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые  платежи за счет разных ставок  налогообложения. Государственная  система налогообложения предусматривает  установление различных ставок  налогов по отдельным направлениям  деятельности, связанным с ней  хозяйственными операциями, видам  производимой продукции и т.п. Формируя направления и объемы  своей деятельности, номенклатуру  и ассортимент выпускаемой продукции, предприятие может уже на этом  этапе создать необходимые предпосылки  для минимизации предстоящих  налоговых платежей.

2. Выявление возможностей  уменьшения базы налогообложения  деятельности предприятия за  счет использования прямых налоговых  льгот. Эти льготы предоставляются  обычно в следующих основных  формах:

а) уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке);

б) предоставление налогового кредита (отсрочки уплаты начисленных налоговых платежей);

в) полное освобождение от уплаты налогов.

3. Учет непрямых налоговых  льгот в формировании налоговой  политики предприятия Состав  непрямых налоговых льгот определяется  возможностями уменьшения базы  налогообложения при неизменных  его ставках. Примером направленности  таких действий является использование  метода ускоренной амортизации  активной части производственных  основных фондов (сокращающее налоговую  базу по налогу на прибыль - об этом ниже), замена живого  труда машинами и механизмами (сокращающая налоговую базу по  отчислениям в во внебюджетные  фонды).

4. Учет региональных особенностей  формирования налоговой политики  предприятия. В процессе региональной  диверсификации деятельности предприятий  возникают возможности использования  налоговых преимуществ, действующих  на определенных территориях. При  формировании налоговой политики  предприятия выделяют, как правило, три группы региональных образований  с различной системой налогообложения:

а) специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный более льготный налоговый режим;

б) сопредельный страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации операционной деятельности предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;

в) оффшорные территории (зоны). Как правило, для этого выбирают территории с очень низким уровнем налогообложения операционной деятельности данного вида (а иногда безналоговые зоны). Выбор конкретной оффшорной территории зависит от целей и направленности хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, наличия межгосударственного соглашения об устранении двойного налогообложения, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия оффшорных предприятии (оффшорных дочерних фирм) заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях - регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.п.

5. Определение методических  принципов налогового планирования  на предприятии. Для эффективной  реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов  предприятие должно использовать  корректные методы налогового  планирования, связанные с особенностями  налогообложения конкретной деятельности  предприятия. Такая методическая  база должна быть создана в  процессе формирования налоговой  политики.

6. Оценка эффективности  разработанной налоговой политики  предприятия. Такая оценка осуществляется  в процессе альтернативных ее  вариантов с помощью системы  соответствующих показателей. В  качестве основных оценочных  показателей можно использовать:

а) коэффициент налогового эффекта Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая, как соотносятся между собой показатели капитализируемой части прибыли и общей суммы налоговых платежей

б) коэффициент налогообложения реализации продукции. Позволяет определить общую сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции.

в) коэффициент налогообложения доходов. Позволяет судить об уровне налогообложения доходов предприятия от других видов деятельности соответствующими видами налогов и сборов, входящими в цену продукции.

г) коэффициент налогоемкости затрат. Характеризует отношение уровня налогов, относимых на себестоимость (финансовый результат), к общей сумме этой себестоимости (финансового результата).

д) коэффициент налогообложения прибыли. Характеризует уровень налогов, уплачиваемых за счет валовой прибыли предприятия.

е) коэффициент эффективности использования налоговых льгот. Позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налогам, связанные с хозяйственной деятельностью (иначе говоря, коэффициент позволяет судить и об эффективности использования льгот по отдельным видам налогов).

С помощью предложенной системы показателей оцениваются альтернативные варианты разработанной налоговой политики предприятия, сравнение которых позволяет избрать для реализации наиболее эффективный ее вариант.

Таким образом, экономическая устойчивость предприятия обеспечивается, в том числе и эффективной системой управления налоговыми платежами. Управление налоговыми платежами заключается в формировании адекватной действующей налоговой системе налоговой политики предприятия.

В системе организационно-экономических мероприятий предусматривается формирование на предприятии «центров налоговой ответственности» разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты налогового планирования; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности налогового планирования и т.п.

Важным этапом стратегического налогового планирования на предприятии является оценка эффективности разработанной налоговой стратегией, она проводится по некоторым основным параметрам.( рис.2 ).

 

Рисунок 2 – Параметры оценки разработанной налоговой стратегии.

 

Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.

 

3. Влияние налоговой  политики на экономическую безопасность

 

В настоящее время, важно не расслабляться и не забывать о такой важнейшей составляющей любого бизнеса, как налоговая безопасность.

Необоснованные налоговые претензии могут не только повлечь значительные финансовые потери, создать препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству предприятия вплоть до его полной ликвидации. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде. Для этого необходимо, чтобы налоговые платежи компании были своевременно уплачены, обоснованны и правильно исчислены, заключенные сделки были законны, а контрагенты реальны.

  1. Оптимизация налоговых платежей путем законного налогового планирования.

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам.  Однако не стоит забывать, что помимо «черных» схем существую и «белые», т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Налоговый кодекс РФ, бухгалтерское законодательство и прочие законодательные акты дают огромный простор для действия налогоплательщиков и возможность выбора путей уплаты и исчисления «злополучных» налогов и сборов. Помимо представленных вариаций существует и множество пробелов в законодательстве. Поэтому именно такими лазейками и необходимо пользоваться, чтобы оптимизировать налоговые платежи, не привлекая внимание контролирующих органов.

Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику предприятия, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1-3 года). Учесть при такой разработке необходимо все нюансы деятельности именно вашей компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой налоговой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в низконалоговых регионах, необходимо не забывать, что фирмы не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

  1. Проверка контрагентов на добросовестность

Второй проблемой российского бизнеса являются, конечно же, недобросовестные контрагенты. И лишь примерно в 70 % случаев, сотрудничая с «однодневками», компании знают, на что идут. А ведь в настоящее время в почти 90% случаев при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговики, ссылаясь на то, что контрагент «недобросовестный», не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Поэтому, заключая новые контракты и договоры, на самом первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше. Во-первых, необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), «пробить» компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что окажется, что компания находится на стадии банкротства).

Также информацию о судебной истории контрагента можно узнать и с помощью справочно-правовых систем, в которых опубликована большая часть судебных решений. Это позволит не только получить представление о статусе и добросовестности контрагента, но и предоставит возможность узнать, лежит ли на нем клеймо «недобросовестности».

Также необходимо проверить на сайте ФНС РФ регистрационные данные контрагента. Здесь можно посмотреть полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес регистрации и т.п. Все эти данные необходимо сравнить с данными, предоставленными контрагентом. Адрес компании не должен быть адресом массовой регистрации либо местом, где не может находиться организация, - нежилое здание, строение, церковь и т.д. Всю найденную информацию о контрагенте необходимо распечатать, сделать вырезки и т.д. и собрать в отдельное дело. 

Теперь, собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местоположением потенциального поставщика. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (Постановления ФАС ПО от 15.07.2008 № А57-579/08, ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после него. В органах статистики можно получить выписку из отчетности, чтобы оценить финансовое состояние контрагента.

Далее необходимо перейти к следующему этапу – получению данных от самого контрагента. У компании необходимо запросить: 
- приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур); 
- копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом деятельности; 
- сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора (основных средств, штата сотрудников). Такая справка от имени контрагента составляется в произвольной форме и свидетельствует об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых мощностях (оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т.д.), а также о численности работников контрагента на момент совершения сделки, в т.ч. занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки. 
- объяснения в случае несоответствия информации, полученной из внешних источников и от самого контрагента; 
- копии деклараций с отметкой о приеме или хотя бы копии титульного листа; 
- копию годового бухгалтерского баланса  за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии; 
- выписку из книги продаж о сделке между компаниями, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка отражена в налоговых регистрах. Выписка может быть выдана свободным способом, например как копия книги продаж, но с сортировкой по единственному покупателю; 
- заверенную копию устава.

Информация о работе Влияние налоговой политики на экономическую безопасность