"Входные барьеры": понятие, их роль и место в сохранении рыночной власти предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

В принятых Правительством Российской Федерации постановлениях и программах по дальнейшему развитию рыночных отношений особое место отводится демонополизации экономики. Решение этой проблемы связывается с созданием условий для конкуренции и реструктуризации отраслей народного хозяйства.
В этой связи особую актуальность приобретает задача продуманного регулирования барьеров входа на рынок, представляющих собой различного рода препятствия для свободного перемещения товаров и капиталов. Причем регулирование заключается не только в снижении и устранении барьеров, но и (в необходимых случаях) их повышении, что защищает отдельные отечественные рынки от вторжения конкурентов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть...............................................................................................................4
1.1 "Входные барьеры": понятие, их роль и место в сохранении рыночной власти предприятий……………………………………………………………………………………..4
1.2 Виды барьеров. Деление на естественные и искусственные барьеры……………10
1.3 Отличительные особенности искусственных барьеров в условиях монополии и олигополии…………………………………………………………………………………….12
2. Практическая часть………………………………………………………………………..14
2.1 Описание товара отрасли………………………………………………………………..14
2.2 Исследование структуры отрасли……………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая работа экономика отрасли.rtf

— 3.00 Мб (Скачать файл)

1.3 Выявление и оценка эффективности использования различных барьеров в отрасли.

Рынок сотовой связи обладает определенными входными барьерами, рассмотрим основные из них.

1. Реклама или положительный имидж.

Допустим, имеют место очень большие затраты на создание первоначального имиджа фирмы, поскольку для установления репутации высокого качества требуются значительное продвижение товара и значительный объем выпуска (который будет продаваться по более низкой цене). Далее, предположим, что затраты на укоренение фирмы на рынке не зависят от выручки, достигнутой после приобретения фирмой престижа. Тогда имеется экономия от масштаба в создании престижа и это может служить входным барьером.

Зрелым фирмам придется тратить меньше средств на повторную рекламу, чтобы защитить свои торговые марки, чем новой фирме.

 

Рисунок 5 - График издержек

 

Именно так и происходит на рынке услуг сотовой связи, где доминирующее положение занимают компании "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон".

Данные предприятия на рынке уже довольно давно и за всю историю развития сотовой связи в России сумели прорекламировать себя так, что навряд ли найдется человек, не знающий эти компании.

К примеру, рассмотрим рекламную кампанию ОАО "ВымпелКом".

На раскрутку своего брэнда (в данном случае "Билайн"), ОАО "Вымпелком" потратил в начале XXI столетия более 2 млн. дол. (к примеру за последние годы годовой бюджет коммерческих расходов колебался от четверти до полумиллиона долларов).

Понятно, что для молодого предприятия гораздо легче будет достать 250 000 долл. нежели 2 млн. долл.

Соответственно издержки "старожилов" данного рынка благодаря известности будут ниже потенциального "новичка".

2. Эффект масштаба.

Для того чтобы вывести на рынок предприятие подобное ОАО "МТС", необходимо инвестировать в "новичка" большую сумму денег.

К примеру, рассмотрим финансовые показатели ОАО "МТС",

 

Таблица 5 - Финансовые показатели ОАО "МТС" за 2008 год

Показатель

Сумма, млрд. долл.

1. Оборот

10,245

2. Чистая прибыль

1,930

3. Рыночная капитализация

11,5


 

Как видно из таблицы 2, рыночная капитализация компании ОАО "МТС" превысила сумму в 10 млрд. долл. Для того, чтобы добиться подобного результата в "новичка" придется инвестировать несколько млрд. долл. Рисковать подобной суммой захочет не каждый имеющий такие средства, а значит и появление потенциального новичка практически не реально.

3. Снижение цены.

Если издержки позволяют, то крупные участники рынка сотовой связи вполне могут снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.

Прибегать к снижению цены за оказываемые услуги, основная "тройка" игроков рынка сотовой связи, будет тогда, когда необходимо будет избавиться от вновь появившихся конкурентов.

Но на практике такого случая не было, и даже наоборот. Были случаи обвинения трех крупнейших операторов в сговоре. Федеральная антимонопольная служба провела проверку компаний Мобильные ТелеСистемы, ВымпелКом и МегаФон.

Причиной проведения расследования стало подозрительно синхронное увеличение стоимости разговоров на большинстве тарифов всех трех операторов. Плата за исходящие звонки была повышена практически на всех тарифных планах с предоплатой эфирного времени. Изменения не затронули корпоативные и безлимитные тарифы всех трех компаний.

 

Заключение

 

По статистике, в первый год своего существования разоряются до 70% фирм. В последующие 4 года перестают функционировать еще 30% из ранее уцелевших. Фирма, выходящая на рынок, неизбежно сталкивается с множеством проблем. Первые задачи еще легки: ищется помещение под офис и склад за приемлемую плату, обеспечиваются каналы связи и условия жизнедеятельности. К числу трудоемких задач относятся организационно-правовое и коммерческое обеспечение, подбор персонала. Необходимо детально исследовать рынок: изучить спрос, выяснить объемы потребностей, особенности и настрой внешней среды.

Но главная проблема, которую предстоит решить дебютантам рынка, - это преодоление входных рыночных барьеров. Под барьерами входа на рынок понимаются экономические, административные, технологические и другие ограничения, препятствующие вступлению новых предпринимателей на рынок для конкуренции с уже действующими на нем субъектами бизнеса.

 

Список литературы

 

1. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2000

2. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М. Высшая школа, 2003. - 390 с.

3. Глушенко В.В. Менеджмент. Системные основы. - М.: Крылья, 1999. - 281 с.

4. Кныш И.Н. Конкурентные стратегии. - СПб., 2000.

5. Крейнина М.А. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: ДИС, МВ-Центр, 2003. - 453 с.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблема и политика. - М.: Республика, 2000. - 297 с.

7. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2002. - 386 с.

9. Финансовое управление компанией. Под ред. Е.В. Кузнецовой. - М.: Правовая культур, 2001. - 390 с.

10. Экономика и статистика фирмы. Под. ред. Ильенковой С.Д. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 306 с.


Информация о работе "Входные барьеры": понятие, их роль и место в сохранении рыночной власти предприятий