Товары
принято делить на потребительские
и производственного назначения.
Товары личного пользования делятся
на три группы: изделия длительного
пользования, приобретаемые сравнительно
редко; изделия краткосрочного пользования,
которые потребляются либо сразу, либо
незначительное число раз, после
чего приобретаются снова и часто;
услуги – действия, результатом
которых является либо какое-нибудь
изделие, либо тот или иной положительный
эффект.
К основным
коммерческим международным сделкам
относятся:
- обмен товарами в материально-вещественной форме;
- обмен научно-техническими знаниями;
- долгосрочная аренда машин и оборудования;
- предоставление консультационных услуг;
- обмен кинофильмами и телевизионными программами.
Кроме данных
сделок, во внешнеэкономической деятельности
осуществляется целый ряд сделок
товародвижения:
- посреднические;
- перевозка грузов;
- страхование грузов при перевозках;
- транпортно-экспедиторские;
- банковские операции, обеспечивающие международные расчёты.
Все осуществляемые
во ВЭД сделки можно разделить
на экспортные, импортные, реэкспортные
и реимпортные.
Экспортные
сделки, связанные с продажей и
вывозом за границу товаров национального
производства, имеют следующие отличительные
признаки:
- заключение контракта с импортёром;
- пересечение товаром границы страны-экспортёра;
- пересечение экспортёром платежей за товар.
Для того,
чтобы экспортная сделка состоялась,
фирме-производителю товара необходимо
провести определённую менеджерскую деятельность:
- изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них;
- изучить таможенный режим импортёра;
- провести рекламные мероприятия;
- направить перспективным покупателям предложения на продажу товаров;
- провести переговоры и подписать контракт с импортёром;
- осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар.
Импортные
сделки, связанные с покупкой и
ввозом иностранных товаров в
страну для реализации их на внутреннем
рынке, имеют следующие признаки:
- заключение контракта с экспортёром;
- пересечение товаром границы страны-импортёра;
- оплата импортёром товара.
Непременным
условием импортной операции является
платёжеспособность импортёра. Фирма,
осуществляющая импортную сделку должна:
- изучить цены на интересующие её товары;
- выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров;
- определить целесообразный способ закупки товара;
- провести переговоры и подписать контракт с экспортёром;
- обеспечить соблюдение контрактных обязательств.
В некоторых
случаях импортёры объявляют
международные торги.
Реэкспортные
сделки связаны с продажей и вывозом
из страны ранее ввезённого в неё
товара без его переработки. Страна,
которая ввозит, а затем вывозит
товар, называется реэкспортирующей. Главное
условие реэкспорта – товар не
должен подвергаться какой-либо переработке.
Эти сделки
применяются, когда реэкспортирующей
стране страной экспортёра предлагаются
более выгодные условия, чем стране
импортёра. Реэкспортирующая страна является
посредником между поставщиком
и покупателем товара, играя роль
импортёра по отношению к продавцу
и экспортёра по отношению к покупателю.
Реимпортные
сделки представляют собой не состоявшиеся
экспортные сделки, т.е. ввоз в страну
ранее вывезенных из неё товаров,
не проданных на внешних рынках (на
аукционах, торгах, ярмарках, через
посредников или напрямую).
Внешнеэкономическую
деятельность вправе осуществлять объединения,
предприятия и организации промышленности,
сельского хозяйства, перерабатывающих
отраслей агропромышленного комплекса,
транспорта, связи, строительства, учебные
учреждения, туристическо-экскурсионные
организации, коммерческие структуры,
торгово-посреднические организации
и т.д.
Для осуществления
внешнеэкономических связей необходимо
следующее:
- государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);
- стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;
- получить в установленном порядке печать, штамп;
- зарегистрироваться в государственном реестре страны;
- открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке страны. Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:
- экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;
- объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
- коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
- организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений);
- обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
- лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.
Вновь
созданному предприятию не следует начинать
свою деятельность с внешнеэкономических
связей с зарубежными партнерами; необходимо
накопить определенный опыт, работая на
внутреннем рынке республики, а также
со станами СНГ.
Предприятия,
организации, фирмы, участвующие во
внешнеторговой деятельности, то есть
осуществляющие экспортно-импортные
операции, можно подразделить на следующие
группы:
1) предприятия-товаропроизводители,
которые производят продукцию. Это многочисленные
объединения, предприятия и организации
промышленности, сельского хозяйства,
перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса, строительства и т.д.
В зависимости
от масштаба, объема экспортируемой продукции
предприятие-производитель может
иметь специальное подразделение,
иногда выделяемое во внешнеторговую
структуру на правах юридического лица.
На предприятиях
- товаропроизводителях с небольшим
объемом экспортно-импортных товаров
создаются отдельные подразделения.
Внешнеторговое подразделение в
составе производственного или
научного объединения, предприятия, организации
или кооператива является его
структурным подразделением, не обладает
статусом юридического лица и имеет
право заключать внешнеторговые
сделки, а также хозяйственные
договоры с другими организациями
от имени и по поручению той
организации, в составе которой
она создана;
2) организации,
фирмы, коммерческие структуры-посредники.
К ним относятся биржи, брокерские конторы,
сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические
структуры;
3) организации,
фирмы, которые обслуживают, обеспечивают
внешнеторговую деятельность. К этой группе
относятся коммерческие банки, страховые
компании, рекламные и маркетинговые агентства,
аудиторские фирмы, транспортные организации
(авто-, авиа-, железнодорожные, морские
и речные), организации средств связи,
консультативные компании и другие.
К этой группе
организаций, фирм относятся:
- инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;
- консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;
- инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.
Проведение
экспортно-импортных операций осуществляется
в несколько этапов:
1. Маркетинговые
исследования рынка.
2. Изучение
системы государственного регулирования
ВЭД.
3. Технико-экономическое
обоснование.
4. Заключение
внешнеторгового контракта.
5. Исполнение
контрактных обязательств.
Таким образом,
внешнеэкономическая деятельность
определяет необходимость выполнения
определённых управленческих и маркетинговых
функций.
1.2 Развитие внешнеэкономической
деятельности
Первый
этап (1986-1988 гг.) характеризуются изменением
принципов организации управления
внешней торговлей и её децентрализацией.
На этом этапе решались 2-ве основные
задачи.
- Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установление прямых связей и осуществление производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнёрами, предоставляются предприятиям производственные права самостоятельно участвовать в ВЭД.
- Расширение числа участников ВЭД за счёт создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономических сотрудничеств с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.
Второй
этап (1989-1991 гг.) характеризуются дальнейшим
развитием ВЭД и формированием
системы государственного регулирования
данной сферы, прежде всего нетарифного
(регистрация участников ВЭД, лицензирование,
квотирование). Право самостоятельного
выхода на внешний рынок с апреля
1989 г. Получили все производители товаров
и услуг.
На третьем
этапе, начинается с 1992 г. Усилия были
направлены на создание нового механизма
государственного регулирования ВЭД и
более стабильной нормативной базы российского
государства в условиях формирования
современной внешнеэкономической стратегии
и её либерализации.
Среди ограничений,
налагаемых на российский экспорт, главное
место занимают меры конкурентной борьбы
по отношению к российским товарам:
сохранение санкции в отношении
торговли нефтепродуктами, дискриминационных
квот и запретительных тарифов стран
– членов ЕС, правовой основой для
применения которых является присутствие
России в списке стран с государственной
системой торговли.
Правительством
России были впервые определены стратегические
цели и приоритетные направления
дальнейшего развития ВЭД России.
- Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции
- Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импорта замещения, как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортёрам и долгосрочных льгот кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне.
- Путём использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.
- Формирование современной производственной и финансово-экономичной инфраструктуры ВЭД.
- Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.
- Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечить процесс модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)
Достижение
этих целей и обеспечение стабильности
ВЭД России предполагало так же изменение
действующих и отработку новых
элементов механизма государственного
регулирования в соответствие с меняющейся
конъюнктурой внутреннего и мирового
рынка.
1.3 Роль ВЭД в мировой экономике
Внешнеэкономическая политика является
важным инструментом обеспечения прогресса
любой национальной экономики. Существуют
две отличающиеся друг от друга модели.
Первая ориентирует на создание открытой
экономики, тесно интегрированной
с мировым рынком, с приоритетом
экспортных отраслей. Вторая отдает предпочтение
замкнутому хозяйству с высокими
таможенными барьерами и с
приоритетом импортозамещающих
производств.
Сегодня трудно представить страну,
даже с большой территорией, многомиллионным
населением, разнообразными ресурсами,
которая могла бы развиваться
без постоянных и масштабных экономических
связей с другими странами. Различные
потребности национальных экономик
в значительной и все возрастающей
степени удовлетворяются за счет
ввоза из-за рубежа.
Эпоха ориентации на собственные силы
ушла в прошлое. Курс на самообеспечение
стал в современных условиях тормозом
экономического и социального развития,
он связан с нерациональным использованием
ресурсов, затрудняет продвижение к
рыночной экономике.