Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Сорок миллионов граждан 
России стали акционерами созданных 
в ходе приватизации акционерных 
обществ или чековых 
Чековый этап приватизации 
позволил добиться существенного 
Предполагавшийся при 
разработке модели чековой приватизации 
вариант дальнейшего развития ситуации 
по перераспределению 
Поскольку в ходе первого 
этапа приватизации не были решены 
задачи передачи предприятий в руки 
эффективных собственников, чековая 
приватизация не обеспечила заметного 
повышения эффективности 
В условиях высокой инфляции, 
характерных для периода 
На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.
Такой малый объем участия 
помимо общих причин, препятствующих 
притоку иностранных инвестиций 
в российскую экономику (отсутствие 
политической стабильности, неблагоприятный 
инвестиционный климат, высокий уровень 
налогов), объясняется просчетами в 
самой организации проведения приватизации. 
К их числу можно отнести: трудности 
с приобретением пакета акций, позволяющего 
реально влиять на положение дел 
на предприятии; законодательная 
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия. К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.
Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:
В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ, общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации.
К основным результатам денежной приватизации следует отнести:
Процесс приватизации способствовал 
и погашению задолженности 
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа. В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего, это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.. При этом:
Последствия денежного этапа. 
Предполагалось, что в результате 
денежной приватизации будет создан 
класс собственников, который поведет 
дело более рационально и резко 
повысит эффективность 
В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало жить хуже. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), вычисляемый с 1990 г. экспертами ООН в рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м.
Помимо показателя ИРПЧ есть другой показатель, так называемый «децильный» коэффициент, который показывает соотношение доходов в 10% самого богатого и самого бедного слоев населения страны. По официальным данным, в СССР в 1990г. от составлял 4,4, т.е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. По данным «Доклада о развитии мира в 2000-2001гг.», подготовленного экспертами Всемирного банка, этот показатель в России за 1998г. составил 22,7. В нашей стране за годы реформ проводилась наиболее социально жесткая политика. В результате произошел самый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной Европы. Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам.
Перспективы приватизации. 
Приватизация в России резко расширяет 
сферу действия отношений предпринимательства. 
Структура современного предпринимательства 
характеризуется многообразием 
критериев ее формирования. Можно 
выделить экономическую структуру 
бизнеса (определяемую различием форм 
собственности) и организационно-правовую 
структуру (показывающую распределение 
бизнеса по формам предприятий). Социальная 
структура бизнеса раскрывает стратификацию 
субъектов, вовлеченных в отношения предпринимательства, 
и их взаимодействие на индивидуальном 
и групповом уровнях. Не менее важным, 
особенно для уровня национальной экономики 
в целом, является отраслевая и региональная 
структура бизнеса. Отраслевая структура 
отражает степень дифференциации и специализации 
отраслей народного хозяйства и специфику 
экономических взаимосвязей между ними. 
Речь идет о территориально-