Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 11:55, курсовая работа
Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные цены. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные.
Введение
1. СПЕЦИФИКА ПРИВАТИЗАЦИИ В МРАЗВИТЫХ СТРАНАХ             7
1.1Разгосударствление в развитых странах: сущность, особенности, “плюсы” и “минусы”                                                                                                   7
1.2 Приватизация в развитых странах: сущность, принципы                      9
1.3 Формы приватизации в развитых странах                                              11
2.ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ           13
2.1Особенности приватизации во Франции                                                  13
2.2 Приватизация и национализация в Испании                                          16
2.3 Особенности приватизация в Германии                                                  18
2.4 Рейганомика в США                                                                                 21
2.5 Тетчеризм в Великобритании                                                                   24
Заключение                                                                                                       28
Библиографический список                                                                            30
Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
В целом, в Испании доминировали такие способы приватизации госкомпаний, как прямая продажа и продажа акций на открытом рынке. В последние годы стал также встречаться вариант продажи с аукциона, но он не получил широкого распространения.
Мелкие и средние компании, доход от передачи которых в частные руки не превышал обычно нескольких десятков миллионов евро, обычно приватизировались целиком – продавалось чаще всего 100% акций или близкое к этой отметке количество. Таким способом в 1985-1996 гг. были проданы 67 мелких и средних госкомпаний в самых разных отраслях экономики, от пищевой до электронной промышленности. Причем здесь доминировал исключительно способ приватизации путем прямой продажи – он был применен в 65 из 67 случаев приватизации.
Крупные компании приватизировались, так сказать, «небольшими кусочками». В итоге только до 2002 года Telefonica приватизировалась в три приема, электроэнергетический концерн Endesa – в четыре, а нефтегазовый гигант Repsol – в семь приемов. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2.
Одной из крупнейших приватизационных сделок последних лет стала передача в частные руки крупнейшего оператора скоростных автодорог страны Grupo ENA – за 1,59 млрд. евро.
В целом, эксперты констатируют, что история приватизации и национализации в Испании – это история «национализации убытков и приватизации прибылей». Действительно, в кризисные времена правительство скупало или иным образом национализировало убыточные предприятия, фактически спасая их от банкротства. В дальнейшем, когда по тем или иным причинам они становились прибыльными и успешными и компаниями, правительство вновь продавало их в частные руки. Кроме того, аналитики констатируют, что цели приватизации – увеличить доходы бюджета настолько, насколько это возможно, и усилить конкуренцию на различных рынках – в целом противоречили друг другу (укрупнение предприятий с целью увеличения их стоимости вело к сокращению конкуренции), поэтому удавалось достигать либо одного, либо другого, но не того и другого вместе.
Сейчас у государства остается 2,95 % акций электроэнергетического концерна Endesa, газовый гигант Gas Natural продан полностью, автодорожная компания Grupo ENA продана полностью, в национальной авиакомпании Iberia у государства остается 5,39 % акций, нефтегазовый Repsol продан полностью, Telefonica продана полностью.
2.3 Особенности приватизация в Германии
В Восточной Германии прошла беспрецедентная в мировой практике приватизация самых различных видов собственности и в самых разных отраслях хозяйства. Объединение Германии в 1990 году послужило катализатором преобразования экономики бывшей ГДР и обусловило некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ.
К особенностям восточногерманского варианта можно отнести:
- определенность политического выбора направления реформ - возврат к капиталистическому варианту развития, решительная приватизация;
- возможность опереться на сформированную правовую базу и институциональные структуры.
Процесс приватизации в восточных землях Германии, в отличии от России, с самого начала был введен в четкие правовые и институциональные рамки. На формирование правовой базы приватизации восточногерманских предприятий ушло примерно четыре месяца.
В основу реформирования хозяйства Восточной Германии была положена концепция ускоренной и всеобъемлющей приватизации. Концепция приватизации исходила из трех возможных в рыночной ситуации стратегий:
1) скорейшая приватизация в форме продажи наиболее эффективных, конкурентоспособных предприятий;
2) санация “проблемных” предприятий как шаг на пути к приватизации, если нет инвесторов, готовых взять ее на себя;
3) ликвидация предприятий, не имеющих шансов на выживание, но по возможности превращение их в ядро “кристаллизации” новых видов деятельности.
Первым этапом немецкой телекоммуникационной реформы стал принятый летом 1989 закон, который разделили традиционную Deutsche Bundespost (DBP) на три независимые компании – почтовую, телекоммуникационную и финансовую. Все они были затем приватизированы. В частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций уже тогда правительство выручило 20 млрд дойчмарок. Приватизация действительно превратила компанию в частную фирму, в частности, за счет того, что значительное число ее акций торгуется на бирже.
Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100 % принадлежит государству.
Решение о приватизации принимались на основе заявки заинтересованного лица, которая должна была содержать предложения относительно цены и детальная концепция дальнейшего развития предприятия. Концепция включала в себя производственный, инвестиционный и финансовый план, план занятости, перечень предполагаемых поставщиков и клиентов. Ключевой являлась информация о финансировании покупки фирмы и инвестиций. Кроме того сделка не должна была противоречить Закону против ограничения конкуренции. Цены определялись в процессе переговоров между Попечительским ведомством и потенциальным покупателем, а не какой-то нормативной методикой. Приоритет обычно отдавался приватизации предприятия целиком.
Германия в 1990-1998 годах – страна с одними из наименьших доходов от приватизации собственности, о чём свидетельствуют данные таблицы 3.
Таблица 2-Доходы от приватизации собственности (1990- 1998 гг.)
| Страны | Всего, млн. долл. | Население 1998 г. млн. чел. | На душу населения, долл. | 
| Великобритания | 64044 | 58,7 | 1092,4 | 
| Италия | 63474 | 57,6 | 1102,2 | 
| Франция | 48531 | 58,9 | 824,7 | 
| Япония | 46720 | 126,4 | 369,6 | 
| Испания | 35434 | 39,4 | 900,0 | 
| Португалия | 21023 | 10,0 | 2108,6 | 
| Германия | 15717 | 82,0 | 191,6 | 
| Канада | 10585 | 30,3 | 349,3 | 
| Польша | 8281 | 38,7 | 214,1 | 
| Норвегия | 8051 | 4,4 | 1817,4 | 
Итоги приватизации сильно различаются в зависимости от отрасли. Она практически завершена в розничной торговле и гостиничном бизнесе. Менее чем за год (к апрелю 1991 г.) в торговле, общественном питании и гостиничном хозяйстве было продано более 17 тысяч фирм. Это стало мощным стимулом для развития мелкого бизнеса.
В других отраслях было продано 4500 предприятий, из них 40% в сфере услуг, строительстве, лесном и сельском хозяйстве. С конца 1990 года процесс приватизации был ускорен. К маю 1991 года было продано частным лицам 1596 промышленных фирм (1/8 общего числа), из них 2/3 за январь-апрель 1991 года, а к сентябрю около 3000.
Среди приватизированных промышленных фирм примерно 40 % составили предприятия машиностроительной, автомобильной и металлообрабатывающей промышленности, 30 % - пищевой, 17 % - электронной и оптико-механической. Очень активно шел процесс выкупа в строительстве и торговле стройматериалами.
Основными участниками приватизации в восточных землях являются западногерманские фирмы и предприниматели.
2.4 Рейганомика в США
В структуре собственности в США доминирующей бесспорно является частная собственность. Так, в 1997 г. чистый объем накопленного воспроизводимого материального богатства, находящегося в частной собственности, составил 19,8 трлн. долл., в государственной - 5,1 трлн. долл.
Активизации политики в области приватизации предшествовал длительный период концептуального переосмысления роли государства в экономике и социальной сфере, постепенное изменение общественных настроений.
Администрация Рейгана выдвинула масштабные предложения по проведению приватизации в стране. Эти предложения включали, в том числе, приватизацию национальных парков и охраняемых природных территорий, принадлежащих федеральному правительству, приватизацию национальной службы погоды, включая используемые ею искусственные спутники земли, железнодорожные транспортные компании "Конрэйл" и "Амтрэк", морские нефтяные месторождения.
От обсуждений администрация Рейгана перешла к практическим делам. В 1987 г. состоялась продажа 85% доли государства в крупной железнодорожной грузовой корпорации "Конрэйл", обеспечивающей грузоперевозки на Северо-востоке страны. Комиссия по приватизации при президенте США, учрежденная в сентябре 1987 г., определила дальнейшие шаги в области приватизации и укрепления рыночных отношений, включая приватизацию дешевого государственного жилья, дерегулирование воздушного пассажирского транспорта, меры по приватизации почтовой службы, школ и даже тюрем.
Администрация Рейгана рассматривала приватизацию не только как фактор повышения эффективности экономики и социальной сферы.
Приватизационные идеи активно использовались в качестве инструмента политической и экономической борьбы, средства изменения баланса экономических и политических сил и влияния на общественное мнение. Так, в 1986 г. администрацией президента был разработан план передачи части государственной федеральной собственности в пользу работников федеральных ведомств, с тем чтобы, во-первых, сократить количество федеральных служащих, передав таким образом функции по предоставлению общественных услуг во вновь образованные частные предприятия, и усилить в результате конкуренцию на рынке, где действовали частные контракторы федеральных ведомств.
Далеко не все инициативы Рейгана были доведены до конца. Так, идея приватизации национальных парков и других государственных земель была весьма негативно встречена общественностью, прежде всего по экологическим причинам. Не нашли широкой поддержки и многие другие проекты, хотя эксперименты в области приватизации проводились в различных сферах, например, в пенитенциарной системе. Да и само государство как мощнейший общественный институт с миллионами занятых было не готово расставаться как с собственностью, так и со многими прерогативами. Пришедший к власти после Рейгана Дж. Буш, в целом разделяя прорыночную ориентацию своего предшественника, в области приватизации придерживался умеренных взглядов и ставил более реалистичные задачи. Реализовывались, в частности, программы по привлечению частного капитала для реконструкции заброшенных центральных районов больших городов. Были предприняты попытки коммерциализации государственных школ: кое-где вместо их прямого финансирования государственные средства передавались нуждающимся семьям. Однако проекты финансовой реформы образования не были доведены до стадии практической реализации.
Тема приватизации не была забыта и после 
прихода к власти Б. Клинтона. Пожалуй, 
впервые в американской истории президент-демократ 
не только не дезавуировал рыночные, в 
том числе приватизационные, реформы своих 
предшественников-