Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике
Введение.______________________________________________стр. 2 - 3
 Глава 1. Теория приватизации.
1.1 Сущность приватизации._________________________________стр. 4 - 9
1.2 Формы и способы приватизации.__________________________стр. 10 - 13
 Глава 2. Практические аспекты приватизации.
2.1 Цели приватизации._____________________________________стр. 14 - 17
2.2 Этапы приватизации.____________________________________стр. 18 - 24
2.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации._______________________стр. 25 - 27
2.4 Реальные проблемы приватизации.________________________стр. 28 - 32
 Глава 3. Результаты и уроки приватизации.
3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ.___стр. 33 - 43
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ._______________________стр. 44 - 48
 Заключение.___________________________________________стр. 49 - 51
 Список литературы._____________________________________стр. 52 - 53
Всего в 1992 – 2002 гг. изменили 
форму собственности 140,3 тыс. государственных 
и муниципальных унитарных 
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития.
Приватизационные процессы, 
развивавшиеся в течение десяти 
лет, привели к существенному 
изменению структуры собственно
*Смешанные (государственно-
В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.
Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.
В плане приватизации на 2005 год предусматривается приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые не были акционированы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.
Формальное отсутствие утверждения дополнений к плану приватизации 
не позволяло Росимуществу и РФФИ определять 
условия и проводить аукционы по продаже 
госпакетов акций предприятий, которые 
планировалось продать в 2004 году. Теперь 
приватизационные ведомства могут запустить 
механизм приватизации "Роснефти" 
(в тексте дополнений прописано, что приватизация 
пройдет путем внесения акций в соответствующую 
интегрированную структуру - ОАО "Роснефтегаз"), 
а также 19,8% акций ОАО "Дальневосточное 
морское пароходство" и 21,78% акций ОАО 
"Центральный телеграф". 
 
Также, в перечне госпакетов акций, приватизация 
которых переносится на 2005 год, 20% акций 
ОАО "Владивостокский морской торговый 
порт", 20% акций ОАО "Новороссийский 
морской торговый порт", 20% ОАО "Морской 
порт Санкт-Петербург", 20% ОАО "Архангельский 
морской торговый порт", 13,3% ОАО "Торговый 
порт Посьет", 20% ОАО "Восточный порт" 
(Находка), 20% ОАО "Северное морское пароходство" 
(Архангельск), 38% ОАО "Петропавловск-Камчатский 
морской рыбный порт", 20% ОАО "Анадырский 
морской порт", 20% ОАО "Николаевский-на-Амуре 
морской порт", 51% ОАО "Киренский речной 
порт", 8,11% ОАО "Ростсельмаш", а 
также бывшая "золотая акция" ОАО 
"Апатит". 
 
Помимо того, с 2004 года на текущий год переносится 
приватизация 7,2% акций ОАО "Центртелеком", 
4,638% акций ОАО "Уралсвязьинформ" 
и 0,6% акций ОАО "Волгателеком". 
 
Россия в 2005 году рассчитывает расстаться 
с госпакетами акций Сбербанка России 
(0,01% акций), Банка Москвы (0,31% акций), а также 
16,39% акций Гута-банка, 14,26% Конверсбанка, 
0,35% акций Промышленно-строительного банка 
Санкт-Петербурга, 0,03% банка "Автобанк-НИКойл", 
0,38% банка "Возрождение", 2,71% Национального 
резервного банка, 3,42% банка "Первое 
О.В.К.", 0,473% Связь-банка, 3,49% АБ "Россия", 
8,935% Сибакадембанка, 7,8% Уральского банка 
реконструкции и развития. 
 
Проект дополнений был подготовлен Росимуществом 
и внесен Минэкономразвития в правительство 
18 апреля.
3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ.
        Положительная оценка приватизации связана, 
главным образом, с системной трансформацией 
экономического строя России, в том числе 
с устранением монополии госсобственности 
в стране и формированием основы многоукладной 
экономики. Важными результатом является 
также то, что приватизационные программы 
реализованы в целом без социальных потрясений, 
с обеспечением минимально необходимых 
предпосылок для включения субъектов 
развивающегося отечественного рынка 
в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий 
итог приватизации можно привести следующий 
факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России 
создается негосударственным сектором 
экономики. 
     О появлении тенденции улучшения функционирования 
приватизированных предприятий по сравнению 
с неприватизированными говорят некоторые 
показатели. В частности, по выборочным 
обследованиям, существенно возрос в сфере 
услуг удельный показатель эффективности, 
то есть объем выручки с 1 кв. м площади 
(коэффициент использования площади); 
в ряде отраслей добывающей промышленности 
увеличилась извлекаемость сырья. 
     Очевидно, что эффективность работы любой 
компании связана не столько с видами 
собственности, сколько с компетентностью 
управления, и с условиями макросреды, 
в которой она функционирует. До настоящего 
времени все еще нет принципиальных различий 
в результатах деятельности большинства 
государственных и частных акционерных 
предприятий, поскольку отсутствует реальная 
ответственность менеджмента за результаты 
деятельности и в тех, и в других. Среда, 
в которой действуют оба типа предприятий, 
также меняется очень медленно и остается 
далеко не идеальной. 
     Для процесса приватизации, проводимого 
в нашей стране можно отметить несколько 
характерных особенностей, присущих только 
ему:
Фактически устанавливалось 
господство частной собственности 
в условиях неполноценной среды 
ее функционирования и неблагоприятных 
макроэкономических условиях. При этом 
внешняя открытость национальной экономики, 
вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала 
не стимулирующее, а скорее угнетающее 
и разрушающее воздействие. 
     Таким образом, при ощутимом политическом 
результате (возникли слои мелких и крупных 
собственников) экономически приватизация 
в России оказалась малоэффективной. Очевидно, 
что вместо форсирования этого процесса, 
было необходимо налаживать действенное 
управление остававшейся государственной 
собственностью. 
     Потенциал госсектора для прямого участия 
в материальном производстве и для косвенного 
воздействия на него на предприятия других 
организационно-правовых форм в России 
еще значителен. О масштабах государственного 
сектора говорят следующие данные: в стране 
учреждено более 13 тыс. государственных 
унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. 
Участие в управлении многими из смешанных 
АО осуществляется через институт представителей, 
назначаемых решениями Правительства 
РФ, численность которых составляет около 
2 тыс. человек. 
     В современных условиях, в соответствии 
с Федеральным законом "О приватизации 
государственного имущества и об основах 
приватизации муниципального имущества 
в РФ" изменены порядок принятия решений 
о приватизации, расширены права Правительства 
РФ. Приватизация крупных предприятий 
и продажа акций из государственного пакета 
будет проводиться после тщательной предпродажной 
подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон 
латентной безработицы состоит 
в том, что скрытые формы безработицы 
позволяют Правительству 
Особенно неблагоприятная 
ситуация с безработицей наблюдалась 
в группах людей с высоким 
уровнем образования – 
Принимая во внимание, что для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране.
 
Заключение.
В заключении хотелось бы 
отметить, что сравнение с практикой 
других стран Восточной Европы показывает, 
что хотя во многих из них, как и 
в России, при решении проблем 
приватизации преобладали политико-
     В большинстве переходных экономик игнорировался 
опыт таких стран, как Франция, Великобритания 
или Италия, где в ходе развития рыночных 
систем приватизационные процессы сменялись 
процессами национализации. Во всех случаях 
эти решения были призваны обеспечивать 
эффективное функционирование предприятий 
и национальной экономики в целом. Программы 
приватизации для всех отраслей и компаний 
тщательно готовились и не менее тщательно 
контролировалось их реализация. Для этих 
целей разрабатывалось законодательство 
не только о разгосударствлении собственности, 
но и ее "деприватизации" в случае 
неэффективного использования, поскольку 
частная собственность - это не столько 
право на получение выгоды (в виде присвоения 
конечного результата), сколько определенное 
поведение, ответственность за развитие 
и созидание, способность к воспроизводству 
за счет собственных ресурсов. В некоторых 
случаях национализация выполняла корректирующую 
роль, если в ходе приватизационных процессов 
возникали непредвиденные провалы рынка. 
     Этот мировой опыт обязательно должен 
учитываться при совершенствовании и 
преобразовании экономики России.
Очевидно, что в течение 
90-х годов был осуществлен 
Информация о работе Приватизация в России, её плюсы и минусы