Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности приватизации, ее проблем, методов, и, исходя из темы, возможности использования приватизации в Беларуси.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1.	Сущность и экономический смысл приватизации …………………  4
2.	Типы, методы и способы приватизации …………………………….  8
3.	Возможность использования приватизации в Беларуси …………..14
Заключение …………………………………………………………………. 20
Список использованных источников ……………………………………... 21
Приложение ………………………………………………………………… 22
 Выработка общей стратегии 
приватизационных мероприятий 
 Процесс приватизации 
нуждается в поддержке на двух 
уровнях: всего общества и 
Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Новым способом приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.
Приватизация в Беларуси (2008-2011г.)
В течение длительного 
периода времени выбранная 
В 2008 г. была издана официальная 
программа приватизации 155 госпредприятий, 
которые должны были быть проданы 
в 2008-2010 гг. Фактически, только семь из 
этого списка и два дополнительных 
предприятия были проданы приблизительно 
за USD 1.5 млрд. В 2011 г. была объявлена 
новая программа приватизации касательно 
244 госпредприятий на 2011-2013 гг. В соответствии 
с этой программой правительство 
запланировало продать 180 малых и 
средних предприятий в 2011 г. В 
действительности результаты очень 
скромны. Только 39 предприятий из нового 
списка были проданы за общую сумму 
приблизительно USD 43 млн., 893 существующих 
предприятий были проданы за общую 
сумму USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза – 
белорусская газовая 
Приватизация – сложный процесс, который нельзя рассматривать в отдельности от микроэкономической либерализации, макроэкономической стабильности и других институциональных реформ. К сожалению, в белорусской действительности приватизация – скорее автономный процесс, который сведен к сбору иностранной валюты для того, чтобы финансировать дефицит текущего баланса и внешний долг. Кажется, что белорусские чиновники не согласны и не разделяют мнения, что, в общем, частная собственность более эффективна, чем государственная, и что приватизация должна быть нацелена на увеличение эффективности на микроуровне и, следовательно, увеличение конкурентоспособности всей экономики. В 2007-2010 гг. правительство предприняло шаги по улучшению делового климата и по привлечению иностранных инвестиций. Однако реформы не были достаточно глубокими и были приостановлены, а некоторые и вовсе прекращены во время финансового кризиса 2011 г. Обсуждение в парламенте относительно преимуществ частной собственности и структурных реформ, которое было инициировано премьер-министром Михаилом Мясниковичем и заместителем премьер-министра Сергеем Румасом, было приостановлено президентом Лукашенко. Таким образом, правительство предпочитает продавать предприятия, только когда есть потребность в наличных деньгах, и это дает привилегии зарубежным инвесторам. С 2009 г. действует специальная система «Инвестиционное соглашение с республикой Беларусь», которая является дискриминационным инструментом, поскольку предоставляет особое положение для зарубежных инвесторов, которые инвестируют больше чем 1 миллион долларов США в Беларусь.
В конце 2011 г. Беларусь подписала 
несколько благоприятных 
 
Приватизация в Беларуси (2011-2012г.)
В 2012 году в экономику Беларуси по предварительным прогнозам планируется привлечь $3,7 млрд прямых иностранных инвестиций, из которых $2,5 млрд должны составить поступления от приватизации государственной собственности. Объем поступлений от приватизации в размере $2,5 млрд является одним из условий получения очередного транша кредита ЕврАзЭС.
Самое интересное, что правительство Беларуси подготовило список претендентов для выполнения плана приватизации в Беларуси в 2012 году, в который вошли так называемые предприятия — «голубые фишки» или, как их еще называют, «фамильное серебро» Беларуси. В данный список вошли 19 предприятий, среди которых ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «БелАЗ», ОАО «МАЗ». Однако, на совещании у Президента Беларуси, которое состоялось 30 марта и на котором, в принципе, ожидалось одобрение данных списков, одобрения этих самых списков как-раз-таки и не случилось. Президент потребовал пересмотреть подходы к приватизации в Беларуси. Здесь следует особо отметить, что приватизация в Беларуси крупных предприятий, начиная с далекого 1998 года, осуществляется только с одобрения Президента.
Здесь есть несколько причин объяснения очередного затягивания приватизации в Беларуси. Как я уже упоминал выше, приватизация госсобственности на сумму $2,5 млрд в течение трех лет, начиная с 2011 года – это одно из условий получения очередного транша кредита ЕврАзЭС. В 2011 году, когда в белорусской «чудо» экономике случился кризис, власти Беларуси обратились в том числе и к антикризисному фонду ЕврАзЭС для получения кредита с целью стабилизации ситуации в экономике. Именно тогда и были согласованы условия получения данного кредита между Беларусью и антикризисным фондом ЕврАзЭС. Не углубляясь в подробности, скажу, что была составлена, так называемая, матрица условий, выполнение которых является основанием для получения основного очередного транша кредита.
Но властям Беларуси за счет трехкратной девальвации, административных рычагов воздействия на экономику, ситуацию в экономике удалось стабилизировать. Было достигнуто хрупкое равновесие. Также в 2012 году за счет получения интеграционных бонусов от России по нефти и газу выигрыш белорусской экономики можно оценить в размере $3 млрд. Именно за счет этих условий, а также более или менее жесткой монетарной политики Беларуси потребность в кредитах от ЕврАзЭ как бы и отпала. Однако, мы живем все-таки в цивилизованном обществе, и потому, просто так отказаться от выполнения взятых на себя обязательств перед ЕврАзЭ, где главным акционером является Россия, да еще и в свете создания ЕЭП, как бы нельзя. И здесь в силу вступили бюрократические проволочки, упомянутые выше «новые подходы к приватизации в Беларуси».
Но, если говорить о крупных предприятиях, то торопиться с их приватизацией в Беларуси может и нет большого смысла, но ведь в свете пересмотра подходов к приватизации был заморожен весь процесс продажи госсобственности: как крупных предприятий, так и средних. Хотя в 2011 году, когда процесс приватизации в Беларуси был запущен, казалось, что к властям, наконец-то, пришло понимание необходимости данного процесса. Однако, как мы видим на деле, как только проблем в экономике стало меньше, тогда и приватизация в Беларуси закончилась.
В 2011 году было продано 36 государственных предприятий на общую сумму $20 млн долларов. Конечно, это не баснословные деньги, ради которых стоит бросаться в приватизацию с головой. Но, с другой стороны, это и есть прямые инвестиции. Причем, как показал 2011 год, основными покупателями являлись как раз-таки белорусские организации, а не какие-то «фирмы из России, которые хотят Беларусь разграбить». Таким образом, механизм приватизации в Беларуси, который был уже обкатан в 2011 году и мог стать реальным рычагом для развития экономики Беларуси, приостановлен на неопределенный срок. И хоть кризис 2011 года показал, что командная экономика не является эффективной, белорусские власти упорно не хотят учиться на своих ошибках.
Заключение
В заключение работы можно 
сказать, что приватизация - это переход 
государственной собственности 
в частные руки (физическими и 
юридическими лицами) и формирование 
на этой основе частной или смешанной 
форм собственности в результате 
принятия правительством программы 
социально - экономических преобразований. 
В развитых странах, с одной стороны, 
целью приватизации является уменьшение 
влияния государства на хозяйственные 
процессы и создание свободного пространства 
для развития частной инициативы. 
С другой стороны, она — следствие 
исчерпанности эффектов национализации, 
которая периодически проводилась 
в этих странах. В развивающихся 
странах приватизация обусловлена 
тяжелой экономической 
Можно отметить, что большая 
часть приватизированных 
С трудом верится, что в скором времени все вопросы, касающиеся процесса приватизацию, разрешатся сами собой.
Как говорилось выше, в 2011 году, когда процесс приватизации в Беларуси был запущен, казалось, что к властям, наконец-то, пришло понимание необходимости данного процесса. Однако, как мы видим на деле, как только проблем в экономике стало меньше, тогда и приватизация в Беларуси закончилась.
 
 
Список использованных источников
 
Приложение
План приватизации 
в Беларуси на 2011-2013 годы 
За три года планируется приватизировать 
245 предприятий, из них: 
в 2011 году - 181, в том числе находящихся 
в подчинении: 
Минстройархитектуры - 40,  
Минтранса - 35, 
Минпрома - 30,                           
"Беллесбумпрома" - 20,                           
Минэнерго - 18, 
"Белгоспищепрома" - 10, 
"Беллегпрома" - 8, 
Минторга - 6, 
Минкультуры - 6, 
"Белнефтехима" - 4, 
Минсвязи - 3, 
Минобразования - 1; 
 
в 2012 году - 48, в том числе находящихся в 
подчинении: 
Минтранса - 26, 
"Беллегпрома" - 6, 
Минпрома - 4, 
Мининформации - 3,  
Минторга - 3, 
Минсвязи - 2, 
"Белгоспищепрома" - 2, 
Минстройархитектуры - 1,  
Минприроды - 1; 
 
в 2013 году - 16,  
все - в подчинении Минтранса
Информация о работе Приватизация и возможность ее использования в Беларуси